Правовой статус муниципального служащего
Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований. Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность. Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных - ограничения и гарантии. Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов. Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности: a) права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления; b) носит производный характер - деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу; c) права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства; d) предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности; e) реализация прав и обязанностей гарантируется государством; f) ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы. Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями. Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба. Служебные права и обязанности подразделяются на: ? общие для всех муниципальных служащих: = относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции РФ, законом государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.); = сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.). ? специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления. Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права: › Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; › Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе; › Принимать решения в пределах своей компетенции; › продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств; › Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета; › выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др. Указанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего: ? Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования; ? Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции); ? Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан; ? Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка; ? Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей; ? Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др. Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с муниципальной службой. Для муниципального служащего не допускается: ~ Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; ~ Быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления; ~ Состоять членом органа управления коммерческой организации; ~ Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе; ~ Получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах; ~ Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; ~ Принимать участие в забастовках; ~ Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию; ~ Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др. К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности: a) Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности); b) Административная – за совершение административных правонарушений; c) Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний; d) Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |