Россия – светское государство. Понятие светского государства. Признаки России как светского государства. Религиозные объединения
Закрепление светского характера Российского государства (ст. 14 Конституции РФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом. Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, Федеральный закон устанавливает, что государство: - не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; - не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления; - не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону; - обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозное объединение: - создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; - не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления; - не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; - не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.
21
Характерными чертами правового государства, помимо верховенства закона, служат: - наличие целостной системы законодательства, закрепление равенства всех граждан перед законом и независимым судом; - внедрение в жизнь принципов социальной справедливости; - служение государственных органов всему обществу, а не его части; - обязательность опубликования всех законов. Важный фактор правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. В России этот принцип впервые закреплен в «Декларации о государственном суверенитете РСФСР», а затем в Конституции РФ (ст. 10).
22
Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Конституция закрепляет следующие ее признаки: 1) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; 2) ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; 3) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; 4) формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Также внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства. В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую («полупрезидентскую» республиканскую форму правления): во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |