Стратегии ценового регулирования
Компании обычно приспосабливают основные цены к разным категориям клиентов и меняющимся ситуациям. Рассмотрим следующие стратегии ценового регулирования: скидки и компенсации, дискриминационное ценообразование, управление доходами,
24. Источники финансирования туристской отрасли Главный смысл финансовой деятельности туристического предприятия заключается в надлежащем обеспечении финансирования. Закон РФ “О туризме” предусматривает следующие источники финансирования туризма. Туристическая деятельность осуществляется за счет: - собственных финансовых ресурсов субъектов туристической деятельности, денежных взносов граждан и юридических лиц; - заемных финансовых средств (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты); - бесплатных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан; - внебюджетных фондов; - средств фонда развития РФ, который формируется за счет отчислений субъектов предпринимательства независимо от форм собственности; - иностранных инвестиций; - поступлений от туристических лотерей; - других источников, не запрещенных законодательством РФ. Согласно источников средств финансирования делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее финансирование осуществляется за счет средств, полученных от деятельности самого предприятия: прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества. Внешнее финансирование использует средства, не связанные с деятельностью предприятия: вклады собственников в уставный фонд, кредит, обязательства должников, государственные субсидии и т.д. Также различают финансирование за счет собственных и привлеченных средств. Важной формой финансирования является кредит – платное предоставление денег или иных ценностей взаймы на определенное время. Привлечение кредитных средств расширяет финансовые возможности предприятия, но одновременно создает риск, связанный с необходимостью возвращения долгов в будущем и уплаты процентов за пользование одолженных средствами.
25. Инвестиционные планы и программы развития туризма Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления
26. Показатели эффективности функционирования туристской отрасли Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
27. Планирование туризма на национальном и региональном уровнях
В условиях ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения. - Экологическая устойчивость обеспечивает совместимость развития туризма с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов; Стратегическое планирование в туризме осуществляется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального таким образом, чтобы каждый уровень фокусировался на разной степени детализации и проработки плановых решений, а также учитывал определенную специфику каждого уровня. На международном уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии и рекламные кампании. На национальном уровне планирование заключается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики. Местный (региональный) уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и других элементов инфраструктуры туризма.
28. Система государственного регулирования туристской отрасли Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; 29. Система безопасности в туризме Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает определение безопасности: «Безопасность – ...состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, ...окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». Факторы риска. Развитие туризма напрямую зависит от обеспечения безопасности туристов, от уровня защиты их жизни, здоровья, имущества. ГОСТ 50644-94/28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» классифицирует вредные факторы (факторы риска) следующим образом: – травмоопасность (ушибы, переломы от падения различных предметов, потертости, ссадины от неудобного туристского снаряжения и т. д.); – воздействие окружающей среды (повышенные, пониженные температуры, влажность, ветер, перепады давления); – пожароопасность (разведение костров, курение в неположенных местах, пользование неисправными электроприборами и т. д); – биологические воздействия (ожоги, аллергия от воздействия ядовитых растений, насекомых, животных и др.); – психофизиологические нагрузки (перегруженные программы обслуживания, сложные маршруты, нарушение режимов сна, отдыха, приема пищи); – опасность излучений (повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения); – химические воздействия (токсикоз, раздражение, сенсибилизация); – повышенные запыленность и загазованность (превышение допустимого уровня вредных веществ в воздухе помещений, транспортных средств); – прочие факторы (отсутствие необходимой информации об услуге и ее характеристиках); – специфические факторы риска (природные, техногенные катастрофы, другие чрезвычайные ситуации, в том числе связанные с состоянием общественного порядка). Безопасность в туризме обеспечивается полным и достоверным информированием туристов, соблюдением требований технических регламентов, различными видами страхования и другими мерами. Информирование туристов. Информация (от лат. «разъяснение, изложение») – определенные сведения, передаваемые людям любым способом: устно, письменно, условными сигналами, с помощью технических средств. В современном туризме задействованы разнообразные средства коммуникации. Информация распространяется через печать, радио, телевидение, кино, экскурсии, звукозапись, видеозапись. В туризме, в соответствии с ГОСТ Р 50681-94/28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», для информирования туристов используется «Информационный листок» – обязательное приложение к туристской путевке. Безопасность туристов обеспечивается также неукоснительным исполнением технических регламентов — документов, содержащих обязательные для применения требования. К таким требованиям относятся: безопасная эксплуатация машин и оборудования, зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, пожарная, биологическая, экологическая, ядерная и радиационная безопасность, электромагнитная совместимость (ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании»). Обязательное исполнение этих требований гарантирует надежный уровень безопасности в туризме. Страхование в туризме. Страхование – еще один способ защиты жизни, здоровья, имущества туристов от возможного причинения ущерба, от посягательств третьих лиц. Страховщик (компания) выплачивает туристу (страхователю) определенную сумму при наступлении страхового случая: внезапного заболевания, несчастного случая, утраты имущества и др. Наиболее распространенные виды страхования в туризме: личное (страхование медицинских расходов на лечение), имущественное (страхование багажа, автомобиля и др.), гражданской ответственности (страхование ответственности перед третьими лицами), страхование отпусков и поездок (на случай вынужденной отмены) и др. Страхование все чаще становится обязательным условием любого тура. Техническое оснащение систем безопасности. Техническое оснащение систем безопасности повышает уровень защиты туристов, позволяет контролировать ситуацию. Транспортные средства, вокзалы, аэропорты, предприятия туристской индустрии оснащаются новейшими техническими устройствами: электронными замками, замками повышенной секретности, камерами слежения, металлодетекторами, зеркалами для обследования днищ автомобилей, рентгеновскими установками для просвечивания багажа, пуленепробиваемыми стеклами, эффективным противопожарным оборудованием и другими современными средствами безопасности. Создание альтернативных источников энергоснабжения, запасов питьевой воды на время аварии, применение оборудования для дополнительной фильтрации воды, использование круглогодичного кондиционирования воздуха, повсеместного радиовещания и телефонизации, включая лифты и ванные комнаты, сводят к минимуму возможность возникновения факторов риска.
30. Правовое регулирование отечественной туриндустрии Правовое обеспечение туристической деятельности осуществляется на основе международных и национальных норм права, выражающихся в формировании национальных законодательств, международных соглашений, создании организаций в сфере туризма. Важным событием в области международного туризма стало создание в 1975 г. Всемирной туристической организации (ВТО). Штаб ВТО находится в Мадриде. Основные цели ВТО: межстрановое сотрудничество в области туризма; развитие людских ресурсов и обеспечение кадрового потенциала туризма; сбор статистической информации в области туризма. Одной из важнейших целей международных организаций и соглашений в сфере туризма является упрощение туристических формальностей, т.е. дальнейшая интеграция пространства. Важное внимание уделяется также вопросам охраны окружающей среды. В России основой правового регулирования в сфере туризма являются законодательные акты и постановления правительства. Так, в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», в котором, в частности, говорится, что «государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в РФ, выезда из РФ и пребывания в РФ». В последние годы настоятельной необходимостью является постановка вопроса о соответствии социально-экономических тенденций развития общества и законодательства, в том числе в области туризма. Так, перекос в сторону развития выездного туризма целесообразно компенсировать законодательными мерами по развитию внутреннего и въездного туризма. При оформлении договорных отношений между туристом и турагентством обычно руководствуются следующими нормами права: Закон РФ от 24 ноября 1996г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ», Гражданский кодекс РФ 1-я и 2-я части, Закон РФ от 9 января 1996г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г. №60-ФЗ.
31. Механизмы саморегулирования туристского рынка. В сфере туризма саморегулирование представляется одним из важнейших инструментов формирования эффективной конкурентной среды. В настоящее время созрела необходимость создания условий для становления и развития туристской системы саморегулирования как механизма реализации экономической политики государства в сфере туризма. Механизм саморегулирования туристского рынка позволит ü сформировать адекватную конкурентную среду ü повысить эффективность контроля соблюдения норм и стандартов деятельности в сфере туризма, ü повысит ответственность предприятий туриндустрии перед потребителями туристских услуг, ü будет способствовать уходу с рынка неэффективных и недобросовестных производителей туристских продуктов. Саморегулируемые организации в сфере туризма должны выступать в качестве объединяющего начала. Особое значение саморегулируемые организации будут иметь для координации предпринимательской турагентской деятельности и формировании конкурентной среды в этой сфере. В частности, саморегулирование может быть эффективным инструментом в борьбе с демпингом, который в настоящее время является самым негативным проявлением рыночной свободы субъектов туристского рынка. Формирование конкурентной среды должно быть информационно обеспечено. С этой точки зрения саморегулируемые организации должны, наряду с государственными органами статистики, осуществлять сбор и анализ статистических данных по туристскому рынку, контролировать институциональную составляющую конкурентной среды, оперативно информировать турпредприятия об изменениях законодательства в сфере туризма и смежных областях. Саморегулируемые организации по сферам туристской деятельности целесообразно объединять по региональному признаку с учетом требований законодательства по количеству ее членов. Стандарты и правила профессиональной деятельности целесообразно унифицировать по видам деятельности (туроператорская, турагентская, средства размещения и т.п.), что позволит обеспечить соблюдение качества предоставляемых услуг.
32. Организационно-правовые формы туристской деятельности
Организационно-правовая форма предприятия определяется: · порядком формирования уставного фонда; · степенью ответственности по обязательствам предприятия; · формой собственности. Турфирмы чаще выступают в форме закрытых акционерных обществ и хозяйственных обществ с дополнительной ответственностью. Что касается организационного аспекта создания турфирмы, то мы можем отметить, что он очень сложен. Основным элементом становления нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы. На туррынке преобладают такие организационно-правовые формы, как общества с ограниченной ответственностью. Это можно объяснить такими преимуществами данной формы, как простота в организации, льготы при налогообложении, сочетание ограниченной и неограниченной ответственности и возможность расширения капитала за счет коммандиторов. Наиболее популярной организационно-правовой формой в туризме является хозяйственное общество (в частности, общества с ограниченной ответственностью). Данную организационно-правовую форму имеют около 75% туристских предприятий. В отличие от товариществ, общество представляет собой объединение капиталов. Действующим законодательством предусмотрена возможность образования обществ трех видов: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ. Общество с ограниченной ответственностью характеризуется двумя основными признаками: во-первых, в нем имеется уставный капитал, так как у обществ есть устав: во-вторых, участники общества (в том числе учредители) не несут никакой ответственности по его обязательствам. Они несут риск убытков в размер своего вклада. Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому). Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.
33. Формы организации предприятий в туриндустрии (интеграция, диверсификация) Интеграция — это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция)
34. Формы организации предприятий в туриндустрии (слияние и поглощение) Слияние В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.
Поглащение Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
35. Формы организации предприятий в туриндустрии (специализация, кооперация) Специализация производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции. Различают специализацию отрасли, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация отрасли выражается в расщеплении существующих подотраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли. Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ. Процесс специализации в отрасли осуществляется по следующим направлениям: - создание или выделение отраслей и предприятий, специализирующихся на выпуске определенных готовых изделий; Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников. Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю. По территориальному признаку кооперирование делится на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны. Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями: - коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия; 36. Виды интеграций предприятий в туризме (вертикальная, горизонтальная, комбинированная) Интеграция. Это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция). В туризме, как и в других отраслях, существуют разные способы интеграции от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента, заключение договоров о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение в туристской индустрии. С этим связана еще одна особенность интеграции в туризме. Туристская компания имеет больше экономических преимуществ за счет экономии от масштаба производства, если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии, а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов. Во-первых, эти цепи "стягивают" пространственно разделенные районы, генерирующие туристские потоки, и дестинации, принимающие их. Во-вторых, лучше производить целый туристский продукт по частям, что соответствует комплексному его восприятию потребителями, чем концентрировать усилия на оказании одного вида туристских услуг. Комбинированная интеграция — интеграция «вдоль» производственного процесса и по его параллельным ветвям. Такая интеграция позволяет минимизировать:
(0.017 сек.) |