Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вы принимали участие в выборах губернатора Нижегородской области летом этого года?





1—да

2 —нет

3 — не помню

Возраст

1 — до 30 лет

2 —30—39 лет 3—40—49 лет

4 —50—59 лет

5 — 60 лет и старше

Произведя расчет кросстабуляции, вы открываете файл в тек­стовом редакторе Word, и в его окне отобразится следующая картина:

VAR00055 by VAR00002

VAR00002

Page 1 of 1

СоиШФ Row Pet Ф Ф Ф

0,00 Ф 1,00 Ф 2,00 Ф

3,00 Ф

VAR00055 УУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

0,00 Ф 4Ф 4Ф 2Ф 1Ф

Ф 36,4 Ф 36,4 Ф 18,2 Ф 9,1 Ф

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

1,00 Ф Ф 133 Ф 124 Ф 7 Ф

Ф Ф 50,4 Ф 47,0 Ф 2,7 Ф

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Row Total

11 1,3

264 32,1

 

2,00

3,00

4,00

5,00

Column Total

Ф 1 Ф 102 Ф 59 Ф 7 Ф 169

Ф ,6 Ф 60,4 Ф 34,9 Ф 4,1 Ф 20,5

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Ф 2 Ф 118 Ф 73 Ф 2 Ф 195

Ф 1,0 Ф 60,5 Ф 37,4 Ф 1,0 Ф 23,7

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Ф Ф 68 Ф 13 Ф 3 Ф 84

Ф Ф 81,0 Ф 15,5 Ф 3,6 Ф 10,2

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Ф 1 Ф 72 Ф 27 Ф Ф 100

Ф 1,0 Ф 72,0 Ф 27,0 Ф

ЦУУУУУУУУЭУУУУУУУУЭУУУУУУУУЭУУУУУУУУУШ

8 497 298 20 823

1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Number of Missing Observations:

Верхняя цифра в каждой ячейке показывает частоту, т.е. чис­ло респондентов определенной категории, давших такой ответ. Так, в ячейке, расположенной на пересечении строки 1 (возраст до 30 лет) и столбца 1 (ответ «да» на вопрос об участии в выбо­рах), стоит цифра 133, означающая, что из общего числа опро­шенных в возрасте до 30 лет 133 человека дали утвердительный ответ. Нижняя цифра в этой ячейке (50,4) говорит о том, что эти 133 человека составляют 50,4% от общего числа респондентов этого возраста, т.е. за 100% принято 264 (см. крайний правый столбец).

Однако нас в большей степени интересует процедура редак­тирования этой таблицы, т.е. последовательность действий для приобретения этой таблицей свойств обозримости и «читаемос­ти». Мы видим, что при импортировании файла SPSS в тексто­вый редактор Word разделительные линии (изображенные в фор­мате MS-DOS средствами так называемой псевдографики) пре­вратились в ряды и столбцы букв кириллицы. Один из способов редактирования мог бы состоять в следующем. Вначале создать пустую таблицу в формате Word с таким же числом строк и стол­бцов, а затем последовательно, одну за другой, перенести в со­ответствующие ячейки цифры частот и процентов. Мы предла­гаем здесь другой способ, как нам кажется, более рациональный и быстрый.



Вначале уберем строки, составленные из букв кириллицы, а также лишние белые поля, после чего исходная таблица приобре­тет такой вид:

  Ф 0,00 Ф 1,00 Ф 2,00 Ф 3,00 Ф Total
0,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 36,4 Ф 36,4 Ф 18,2 Ф 9,1 Ф 1,3
1,00 Ф   Ф Ф Ф Ф
  Ф   Ф 50,4 Ф 47,0 Ф 2,7 Ф 32,1
2,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 0,6 Ф 60,4   34,9 Ф 4,1 Ф 20,5
3,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 1,0 Ф 60,5 Ф 37,4 Ф 1,0 Ф 23,7
4,00 Ф   Ф Ф Ф Ф
  Ф   Ф 81,0 Ф 15,5 Ф 3,6 Ф 10,2
5,00 Ф Ф Ф Ф   Ф
  Ф 1,0 Ф 72,0 Ф 27,0 Ф   Ф 12,2
Column          
Total   1,0   60,4   36,2   2,4   100,0

Теперь произведем замену каждой буквы Ф на точку с запятой с помощью команды Правка-> Заменить,а также добавим точки с запятыми в двух нижних строках:

  ; 0,00 ; 1,оо ; 2,00 ; з.оо ; Tota
0,00 ; 4 ; 4 ; 2 ; 1 ; 11
  36,4 36,4 ; 18,2 ; 9,1 ; 1,3
1,00   ; 7 ; 264
    50,4 47,0 2,7 32,1
2,00
  0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
3,00
  1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
4,00  
    81,0 15,5 3,6 10,2
5,00 1 ;  
  1,0 ; 72,0 27,0   12,2
Column
Total 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Теперь, выделив фрагмент целиком, преобразуем его в табли­цу (рис. 5.2), как было описано выше.

Последний этап заключается в том, чтобы обозначить в таблице заголовок, подлежащее и сказуемое, подставив вместо номеров варианты значения соответствующих переменных, а также изме­нить размеры и типы шрифта. Это и придаст нашему кросстабу окончательный вид (табл. 5.5).

   
 
  0,00 1,00 2,00 3,00 Total
0,00
  36,4 36,4 18,2 9,1 1,3
1,00  
    50,4 47,0 2,7 32,1
2,00
  0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
3,00
  1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
4,00  
    81,0 15,5 3,6 10,2
5,00  
  1,0 72,0 27,0   12,2
Column
Total 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Рис. 5.2

Зависимость участия в выборах от возраста

Таблица 5.5

 

 

Возраст Участие в выборах Всего
Нетответа Да Нет Не помнят
Нетответа
Процент 36,4 36,4 18,2 9,1 1.3
До 30лет  
Процент   50,4 47,0 2,7 32,1
30—39 лет
Процент 0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
40—49 лет
Процент 1.0 60,5 37,4 1.0 23,7
50—59 лет  
Процент   81,0 15,5 3,6 10,2
60 лет и старше  
Процент 1,0 72,0 27,0   12,2
Всего
Процент 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Аналогично составляются и редактируются таблицы в тех слу­чаях, когда мы производим расчет не в процентах, а в средних значениях баллов тех или иных оценок.

Иногда в аналитических целях возникает необходимость ран­жировать полученные частоты и проценты с тем, чтобы сразу рас­ставить приоритеты. Так, в том же исследовании мы задавали рес­пондентам вопрос относительно их оценок изменения различных направлений деятельности администрации за истекшие 100 дней 236

правления нового нижегородского губернатора Г.Ходырева. Этот вопрос выглядел в анкете следующим образом (сами направления были расставлены просто в алфавитном порядке, чтобы подчерк­нуть ценностный нейтралитет авторов анкеты, кодировка же — с 38 по 53 просто определяет их порядок): «Как Вы оценили бы из­менения в решении проблем, происшедшие после смены област­ного руководства (табл. 5.5а)?»

Таблица 5.5а

Направления деятельности Стало лучше Стало хуже Осталосьбез
38. Борьба с коррупцией
39. Борьба с преступностью
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий
41. Прекращение спада производства
42. Привлечение инвестиций
43. Развитие материальной базы образования
44. Развитие социальной сферы
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
47. Создание новых рабочих мест
48. Социальная помощь пенсионерам,инвалидам,сиротам
49. Строительство муниципального жилья
50. Удержание цен на продукты первой необходимости
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию
52. Укрепление материальной базы здравоохранения
53. Улучшение работы общественного транспорта

Мы не будем описывать здесь всю процедуру редактирования соответствующей таблицы — это описание оказалось бы слишком громоздким19 и не прибавило бы ничего нового к методическим указаниям, приведенным выше. Отметим лишь, что в данном слу­чае как раз и необходимо заготовить шаблон пустой таблицы и последовательно, раз за разом перенести в ее ячейки все получен­ные значения. Давайте отразим полученную в результате расчетов таблицу, в которой вместо заданной кодировки различных значе­ний каждой из переменных просто расставим процент ответов, полученный каждым из этих значений в ходе опроса; при этом мы

пока сохраняем тот порядок следования, который был принят в анкете (табл. 5.6).

Таблица 5.6

Оценка изменений в решении различных проблем (в процентах ответов по каждому варианту от общего числа опрошенных)

Направления деятельности Стало лучше Стало хуже Осталось без изменений
38.Борьба с коррупцией 18,0 13,2 65,4
39. Борьба с преступностью 16,8 16,2 64,0
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий 22,2 13,2 59,3
41. Прекращение спада производства 23,0 14,3 57,6
42. Привлечение инвестиций 24,4 15,2 55,0
43. Развитие материальной базы образования 22,6 18,8 54,2
44. Развитие социальной сферы 22,1 18,0 54,9
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения 59,4 19,6 15,4
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы 39,2 13,0 44,7
47.Создание новых рабочих мест 17,9 20,3 57,4
48. Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам 31,3 14,0 50,3
49. Строительство муниципального жилья 11,4 29,6 54,3
50. Удержание цен на продукты первой необходимости 16,4 44,8 35,0
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию 8,6 62,6 24,3
52. Укрепление материальной базы здравоохранения 14,6 35,1 46,5
53. Улучшение работы общественного транспорта 12,4 42,3 40,8

В этой таблице мы выделили полужирным шрифтом модальные значения переменной в каждом столбце — так они сразу бросаются в глаза. Для удобства последующего анализа можно применить и другой прием — проранжировать данные в таблице, т.е. разместить их в порядке убывания от самого частого — того значения перемен­ной, который получил наибольшее число ответов по варианту «ста­ло лучше», до наименее частого — того, который по той же позиции получил наименьшее число голосов. В результате мы получим не­сколько иную табл. 5.7, из рассмотрения которой мы сразу сможем сделать вывод о том, как оценивают опрошенные нижегородцы при­оритеты деятельности новой администрации на протяжении первых 100 дней ее деятельности. Здесь уже нет необходимости выделять 238

модальные или, наоборот, самые низкие значения переменных — они окажутся на самом верху или в самом низу.

Таблица 5.7го

Оценка изменений в решении различных проблем

(в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки

«стало лучше»)

Проблема, подлежащая решению Стало лучше Стало хуже Осталось без изменений
Разработка эффективного механизма местного налогообложения 59,4 19,6 15,4
Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы 39,2 13,0 44,7
Социальная помощь пенсионерам,инвалидам,сиротам 31,3 14,0 50,3
Привлечение инвестиций 24,4 15,2 55,0
Прекращение спада производства 23,0 14,3 57,6
Развитие материальной базы образования 22,6 18,8 54,2
Обеспечение заказами оборонных предприятий 22,2 13,2 59,3
Развитие социальной сферы 22,1 18,0 54,9
Борьба с коррупцией 18,0 13,2 65,4
Создание новых рабочих мест 17,9 20,3 57,4
Борьба с преступностью 16,8 16,2 64,0
Удержание цен на продукты первой необходимости 16,4 44,8 35,0
Укрепление материальной базы здравоохранения 14,6 35,1 46,5
Улучшение работы общественного транспорта 12,4 42,3 40,8
Строительство муниципального жилья 11,4 29,6 54,3
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию 8,6 62,6 24,3

Из данных табл. 5.7 уже совсем не представляет труда рассмот­реть, как оценивают нижегородцы наиболее успешные и наименее успешные из первых шагов новой областной администрации. От­сюда видно, что иногда составление и редактирование таблиц нельзя назвать чисто механической операцией. Такая процедура может значительно облегчить анализ полученных данных. Приве­дем еще примеры сортировки полученных данных. Мы могли бы провести ранжирование оценок деятельности администрации по тем направлениям, где ситуация, по мнению нижегородцев, стала хуже. Можно произвести сортировку по признаку «осталось без изменений». Для этого следует предпринять следующие шаги. Вна­чале мы удалим два средних столбца («стало лучше» и «стало хуже»), выделив их и произведя команду Таблица-> Удалить->• Столбцы.

Затем мы выделим всю таблицу и с помощью команды Таблица-> Сортировка -» Сортироватьвыберем в рабочем окне «Столбец» ва­риант «Столбец 2», затем опцию «по убыванию» и нажмем клави­шу <ОК>. Получим табл. 5.8, из данных которой видны оценки нижегородцев о том, в каких из сфер деятельности администрации произошли какие-то сдвиги, а в каких все стоит на месте.

Таблица 5.8

Оценка отсутствия изменений в решении различных проблем

(в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки

«осталось без изменений»)

Проблема, подлежащая решению Осталось без изменений
Борьба с коррупцией 65,4
Борьба с преступностью 64,0
Обеспечение заказами оборонных предприятий 59,3
Прекращение спада производства 57,6
Создание новых рабочих мест 57,4
Привлечение инвестиций 55,0
Развитие социальной сферы 54,9
Строительство муниципального жилья 54,3
Развитие материальной базы образования 54,2
Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам 50,3
Укрепление материальной базы здравоохранения 46,5
Своевременная выплата пенсий и зарплаты 44,7
Улучшение работы общественного транспорта 40,8
Удержание цен на продукты первой необходимости 35,0
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию 24,3
Разработка эффективного механизма местного налогообложения 15,4

Нетрудно убедиться, что ранжировка здесь несколько иная, не­жели в том случае, когда мы ранжировали значимость оценок по признаку «стало лучше». И эта таблица — в зависимости от целей исследования — также может оказаться достаточно убедительным наглядным материалом, помогающим подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) исходные предположения исследователя21.

Завершая данную тему, нельзя не остановиться на особеннос­тях составления и редактирования таблиц, отражающих расчет средних значений некоторых переменных. В исследовании эффек­тивности рекламы, проведенном студентами НКИ, присутствовал 240

вопрос относительно степени влияния различных факторов на выбор покупки, главной целью которого было выявление того места, которое занимает среди этих факторов реклама22:

Укажите, в какой мере оказывают влияние на выбор Вами того или иного товара следующие факторы(оценку производите по пя­тибалльной шкале, где 5 означает «наиболее важно»... 1 — «ника­кого значения»):

14. Внешний вид
15. Место покупки
16. Новизна
17. Привычка
18. Реклама
19. Советпродавца
20. Упаковка
21. Цена

Произведя соответствующие расчеты, мы получили итог:

Variable

Mean Std Dev Minimum Maximum N Label

VAR00019 2,64 1,18 1,00 5,00
VAR00018 2,80 1,22 1,00 5,00
VAR00015 3,08 1,26 1,00 5,00
VAR00020 3,19 1,31 1,00 5,00
VAR00017 3,26 1,44 1,00 5,00
VAR00016 3,31 1,30 1,00 5,00
VAR00014 4,06 1,13 1,00 5,00
VAR00021 4,07 1,15 1,00 5,00

Обратите внимание, что программа SPSS в ходе расчетов сама ран­жирует полученные результаты, правда, в ином порядке — от низше­го к высшему. Перед тем как приводить полученные данные в таб­личный вид, следует решить, какие из полученных расчетных значе­ний мы будем включать в итоговую таблицу. Для этого нужно оценить, насколько важны для окончательного анализа те или иные столбцы, учитывая, что мы намереваемся выявить связь между выбором и фак­торами, оказывающими влияние на него. Понятно, что первые два столбца (Variable — переменная и Mean — среднее) обязательно вой­дут в таблицу. Третий столбец (Std Dev23) содержит значения средне-

квадратических отклонений (СКО) по каждой из переменных. Напом­ним, что величина СКО показывает меру разброса значений перемен­ной вокруг средней величины: чем больше СКО, тем сильнее этот разброс, и наоборот — чем оно меньше, тем единодушнее респонден­ты в своих ответах. Мы видим, что значения СКО довольно близки (наименьшее для переменной 14, т.е. «внешний вид», наибольшее — для переменной 17, т.е. «привычка»). Это значит, что связь здесь вы­ражена довольно слабо, поэтому не имеет смысла включать СКО в таблицу. Два следующих столбца (Minimum и Maximum) отражают минимальное и максимальное из полученных значений; в них также не видно никакой связи, поскольку они одинаковы для всех перемен­ных. И наконец, в последнем столбце (N) показано число респонден­тов, отметивших какое-то значение этой переменной (т.е. давших ка­кую-то оценку). Дело в том, что перед началом расчетов среднего зна­чения мы исключили нули (т.е. дали команду не принимать в расчет тех, кто не дал никакого ответа). Общее число респондентов в этом опро­се было 241, и, хотя значения N не так уж разнятся для всех перемен­ных, нам было бы небезынтересно знать, для какой доли опрошен­ных значим тот или иной фактор24. Теперь, определив состав табли­цы, мы можем проделать уже описанные выше операции (включая изменение порядка ранжировки на противоположный) и получить такой окончательный вариант (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Факторы выбора покупки (по 5-балльной шкале)

Фактор выбора Средний балл Число ответивших
Цена 4,07
Внешний вид 4,06
Новизна 3,31
Привычка 3,26
Упаковка 3,19
Место покупки 3,08
Реклама 2,80
Советпродавца 2,64

Мы видим теперь, что при покупке наиболее важную роль иг­рает цена товара. Что же касается интересующей нас рекламы, то она относится к числу наименее важных факторов.

5.3. Графическое представление данных

Графическое представление данных — это наиболее наглядное изображение полученного распределения результатов исследования. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру исостав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе социологической информации наиболее часто используют такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а также различ­ные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные).

Гистограмма это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкапе25. Гистограмма представляет собою ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна ча­стоте нахождения данной величины в интервале, на котором по­строен данный прямоугольник. При равных интервалах плотнос­ти распределения пропорциональны частотам, которые и откла­дываются по оси ординат. Пример гистограммы, отражающей распределение опрошенных респондентов по возрасту, приведен на рис. 5.3.

На этой гистограмме, построенной в Microsoft Excel в соот­ветствии с данными табл. 5.10, удельный вес каждой возрастной категории в общем объеме выборочной совокупности выражается площадью прямоугольника, а общая площадь равна 1 (100%). Если бы мы строили гистограмму на основе абсолютных значе­ний частот, то общая форма ее не изменилась бы, но в этом слу­чае площадь каждого прямоугольника означала бы число лиц данной категории, а общая площадь была бы равна численности опрашиваемой совокупности (в данном случае — 812, поскольку мы не привели на гистограмме данные о тех, кто не указал в анкете своего возраста). Мы видим, например, что поскольку численность возрастной группы респондентов до 30 лет почти втрое больше численности респондентов в возрастном интерва­ле 50—59 лет, то это выражается и в соответствующем соотноше­нии высот столбцов.

Таблица 5.10 Распределение респондентов по возрастным группам

Возрастная группа Частота Процент
до 30 лет 32,1
30—39 лет 20,5
40—49 лет 23,7
50—59 лет 10,2
60 лет и старше 12,2
Не указали 1,3
Всего 100,0

Обратим внимание на одну важную особенность гистограммы: протяженность по оси абсцисс должна соответствовать размеру ото­бражаемого интервала. Этим гистограмма отличается, к примеру, от столбчатой (или столбиковой) диаграммы, где ширина столбца значения не имеет и просто фиксирует определенную позицию.

Перевод обычной таблицы в гистограмму сокращает мысли­тельный процесс, позволяет быстро и точно оценить ситуацию в целом. Гораздо реже встречаются ситуации, где гистограмма вы­полняет основную, а не вспомогательную роль. Если, к примеру, сравнивают удельный вес позитивных и негативных качеств у че­ловека или социальной группы, располагая положительные выше горизонтальной оси, а негативные ниже, то можно получить пре­красную, почти живописную картину духовного мира человека. Подобно тому, как деревья отражаются в воде, так и негативные черты симметрично отражаются по ту сторону береговой линии, представленной осью ОХ. Похожую картину получили В.Ф.Пет-244

ренко и О.В.Митина, исследовавшие стереотипы поведения рос­сиянок и американок методом психосемантического анализа26. Основной формой обработки исходных матриц данных у них было сопоставление ролевых позиций путем вычисления коэффициен­тов корреляций для пар ролевых позиций, т.е. вертикальных стол­бцов в матрице ранговых данных отдельно для российской выбор­ки, отдельно для американской. В отношении брачных предпоч­тений у них получился график, представленный на рис. 5.4.

Примечание к рис. 5.4. Суждения, отражающие брачные предпочтения

женщин, возможные в обеих странах:

1. Выйти замуж за человека более высокого социального статуса27.

2. Выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «зем­ными» проблемами.

3. Выйти замуж за человека другой национальности.

4. Выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить.

5. Выйти замуж за бизнесмена.

6. Выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке.

7. Выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста).

8. Выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу.

9. Выйти замуж за военнослужащего.

10. Выйти замуж за политического деятеля.

11. Выйти замуж за рабочего.

12. Находиться на «содержании» у состоятельного мужчины.

13. Выйти замуж за «звезду» (спорта, эстрады, кино).

14. Выйти замуж без любви, по расчету.

15. Выйти замуж за фермера.

16. Выйти замуж за человека другой расы.

17. Не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной.

18. Выйти замуж за глубоко религиозного человека.

19. Выйти замуж за представителя криминальных структур.

Полигон распределения используется преимущественно для графичес­кого отображения распределений дискретных рядов (табл. 5.11). Эти гра­фики строятся также в прямоугольной системе координат, в которой на горизонтальной осихуказываются значения (или ранг) переменной, а на вертикальной оси у отмечается общая численность или доля рес­пондентов (в процентах), обладающая тем или иным значением.

Полигоны могут использоваться и для изображения интерваль­ных рядов. В этом случае ординаты, пропорциональные частоте каждого интервала, восстанавливаются перпендикулярно оси аб­сцисс из точек, соответствующих середине каждого интервала. Концы каждой из таких ординат соединяются прямыми линиями с концами соседних ординат (рис. 5.5).

Кумулята28. Это еще один из способов графического изобра­жения вариационных рядов. При построении кумуляты на оси абсцисс откладываются значения дискретных признаков (либо границы интервалов), а на оси ординат — накопленные частоты, соответствующие верхним границам частотных интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы состоит в том, что на графике кумуляты ординаты, пропорциональные частотам, пос­ледовательно накладываются одна на другую, так что высота пос­ледней ординаты соответствует сумме высот всех столбцов гисто­граммы. Ординаты соединяются прямыми линиями.

Таблица 5.11

Социально-профессиональный статус

Категория Частота Процент
Руководитель 3,0
Предприниматель, фермер 4,6
Государственный служащий 6,1
Дипломированный специалист промышленности 2,8
Дипломированный специалист сельского хозяйства 1,1
Рабочий государственного предприятия 10,3
Рабочий частного предприятия 15,9
Колхозник 1,0
Непроизводственная интеллигенция (учитель, врач) 5,8
Военнослужащий, работник правоохранительных органов 2,7
Рабочий промышленного предприятия 6,2
Неработающий пенсионер 11,5
Студент, учащийся 17,6
Домохозяйка 4,7
Безработный 3,3
Другие 1,8 '■'
Не указали 1,5 ;
Всего 100,0

Весьма наглядной выглядит кумулята, изображенная на рис. 5.6 — на основе распределения ответов на вопрос о средне­душевых доходах, задававшийся в том же исследовании.

Кумулята позволяет быстро определить удельный вес той доли совокупности, которая находится выше или ниже некоторой за­данной величины значения переменной. Так, по данным рис. 5.6, доля семейств, в которых месячный доход на одного члена семьи не превышает 2 тыс. руб., составляет 72,1 %.

Диаграмма30 — это обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диаграммы по одним и тем же распределе-248

ниям и вариационным рядам могут принимать множество различ­ных видов и форм31. Если вы откроете окно Мастер диаграммв программе Microsoft Excel, вы убедитесь, что там предлагается достаточно большой их набор: гистограммы, линейчатые, графи­ки, круговые, точечные, кольцевые, пузырьковые и т.п. Выбор того или иного варианта — дело вкуса и чувства меры, поскольку; в конечном счете каждая из них лишь по-разному — более или | менее убедительно и, главное, наглядно — отображает выражен-; ные в числовой форме ряды этих вариантов.

 

 

Глава 6. ГДЕ, КЕМ И КАК РАБОТАЮТ СОЦИОЛОГИ1

Прикладная социология отличается от фундаментальной, ко­торая развивается в академических учреждениях, не только содер­жанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ори­ентация на практическую пользу, а не на прирост научных зна­ний либо вклад в фундаментальные открытия.

Академический социолог — творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. При­кладной социолог — создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и инте­ресов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжать­ся результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы — собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зар­плата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого га­рантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.

6.1. Характер и содержание труда прикладника

Прикладная социология имеет нечто, что ее существенно от­личает от академической. В университете социолог-исследователь и социолог-администратор, выступающий заказчиком и оценщи­ком его продукции, говорят на одном языке. Но на предприятии социолог и администратор придерживаются различных точек зре­ния на проблему. В прикладную социологию как важнейшая ее часть входит процесс взаимного обучения. Администратор обязан немножко знать социологию, причем не только на уровне терми­нологии — он должен не только знать слова «роль», «референтная

группа», «первичные социальные отношения» или «стратифика­ция», но и отчасти видеть мир в этих терминах.

Академический ученый, в идеале, — специалист в одной узкой области. Без глубокой специализации, нередко длящейся всю жизнь, трудно достичь высоких результатов. И хотя они «прихва­тывают» тематику смежных областей, их интересы редко выходят за пределы одной дисциплины. Специалист по прикладной соци­ологии — многопрофильный исследователь, он должен обладать широким кругозором. Его клиенты меняются, стало быть, меня­ется и тематика. Ему трудно всю жизнь специализироваться в од­ной проблеме, так как приходится браться за решение самых раз­ных вопросов. В сфере бизнеса это рыночное поведение, средства пропаганды и рекламы, поведение потребителей, конъюнктура спроса и предложения, трудовая мораль, тестирование личных и деловых качеств, стили руководства. Кроме того, прикладник дол­жен хорошо знать несколько наук: статистику, экономику, соци­ологию, психологию, право и т.п. Особенно хорошо он обязан владеть статистическим анализом, поскольку ему придется кон­курировать за место под солнцем с представителями других соци­альных наук, в том числе с экономистами и психологами.

Рынок труда для социологов-прикладников — и так происхо­дит во всех странах мира — находится вне университетских ауди­торий. Их нанимают и выплачивают гонорары частные опросные фирмы, специализирующиеся на изучении общественного мне­ния, проведении маркетинговых и политических опросов.

В 1970-е гг. в США возникли сотни частных исследовательс­ких фирм, получающих мощную финансовую подпитку с самых разных сторон. Среди них выделяется довольно малочисленная группа особенно крупных фирм, в штате которых числится боль­ше специалистов со степенью доктора философии, чем в универ­ситетских департаментах социальных наук.

Известно, что европейская социология сильна своими теорети­ческими традициями, а новые подходы в области коммерческих прикладных разработок чаще всего появляются в Америке. Ныне в Новом Свете насчитываются сотни, если не тысячи организаций (крупных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинже- нерные проекты, системы управленческих решений и практичес­кие рекомендации. Эта сфера деятельности постоянно расширяет­ся. Наряду со старыми и хорошо зарекомендовавшими себя фир­мами, не зависящими от университетов, которые привлекают высококвалифицированных специалистов, возникают новые opra- низации. Они также требуют солидных инвестиций и серьезной

поддержки. Некоторые крупные учреждения содержат в своем шта­те больше докторов наук, чем любой из бостонских университетов.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)