Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обслуживающие разделы анкеты




Как уже говорилось, вспомогательный аппарат анкеты включа­ет в себя Введение и Заключение. К ним надо добавить графичес-кое оформление анкеты. Поскольку Заключение не вызывает болъ-ших трудностей у составителей анкеты, остановимся подробнее на Введении и скажем несколько слов об оформлении анкеты.

Начинать составление анкеты нужно с Введения (обращения), где указывается, кто проводит опрос — какая организация или учреждение. Если будут указаны фамилии составителей, это мо­жет вызвать ощущение, что они преследуют какие-то личные цели Укажите, как будут использованы полученные данные. Это свое- образное представление исследователя, завязывание знакомства. Кроме того, указание организации и цели создают деловую атмос-феру опроса. Целесообразно упомянуть о гарантии анонимности («фамилии своей указывать не надо, все полученные данные бу-| дут использованы в обобщенном виде»).

При необходимости соблюсти анонимность и вместе с тем нео-днократно обращаться к одному и тому же респонденту (как, на-

пример, предусматривают методики некоторых панельных иссле­дований), можно предложить каждому респонденту выбрать свой псевдоним и далее подписывать все анкеты этим псевдонимом.

Здесь же может содержаться инструкция по заполнению анке­ты и (если это необходимо) способам ее возврата. Необходимо популярно и доходчиво объяснить цель опроса, не прибегая при этом к специальной терминологии. Не нужно писать «Нас инте­ресует то-то» — это вызовет скорее неприязнь и подозрение рес­пондента, нежели доброжелательный отклик. Лучше подчеркнуть, что исследователь в известной степени зависит от респондента: «Ваши продуманные и искренние ответы позволят изучить такую-то проблему» или «Ваши суждения помогут изменить в лучшую сторону качество таких-то товаров».

Цель опроса лучше объяснить популярно, но не особенно про­странно. После традиционного обращения: «Уважаемый друг (то­варищ, господин, коллега)», кратко описывается то, что хотят получить исследователи от респондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблем труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...»



Название организации, проводящей опрос, указывают в нейт­рально-информационном стиле, не заостряя на этом внимание. В качестве примера можно привести ошибки разработчика «Ти­пового опросного листа для поступающих на предприятие Н»: «Уважаемый товарищ! Вы решили стать членом нашего ордено­носного коллектива, широко известного своей продукцией в на­шей стране и за ее пределами. Для того чтобы Ваша жизнь в на­шем коллективе была более творческой, просим Вас рассказать не­много о себе. Ваши откровенные ответы помогут руководству коллектива лучше организовать Ваш труд и отдых!» Похвально стремление авторов избежать сухих, казенных выражений. Но они явно переусердствовали, нарушив сразу несколько правил. Во-первых, нельзя хвалить предприятие, это похоже на саморекламу и вызывает эффект внушения. Такое введение к анкете навязы­вает логику ответов, создавая сильную установку на «соответствие положению»: в орденоносном коллективе никто из новичков не станет раскрывать свои недостатки, желая выглядеть достойно. Значит, ответы будут необъективными. Во-вторых, ответы не по­могут не только руководству, а прежде всего социологам, которые занимаются их обобщением и анализом при подготовке рекомен­даций для принятия управленческих решений.

Неправильной является и сама формулировка «руководство коллектива» (речь идет, видимо, о руководстве предприятием).

 

В-третьих, в анкете можно говорить о каких-либо практических результатах только в тех случаях, когда они будут конкретны и обязательны. Фразы типа «Ваши искренние ответы помогут луч­ше организовать Ваш труд и отдых», сделать «Вашу жизнь более творческой» являются слишком абстрактными и чаще всего оста­ются пустым обещанием, что большинство респондентов именно так и воспринимает.

Серьезное внимание необходимо обращать на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для запи­си свободных ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п. Существенную роль в графи­ческом оформлении играют иллюстративные материалы. Вопро­сы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят тех­нику заполнения анкеты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.

Правила кодирования

После расстановки вопросов в соответствии с замыслом авто­ра исследования композицию анкеты завершает кодирование (шифровка) вопросов и вариантов ответов. Кодирование представ­ляет собою, казалось бы, второстепенную, служебную операцию, однако ошибки здесь могут привести к серьезным затруднениям на этапе ввода и обработки первичной информации.

Кодирование — это присвоение числовых кодов вопросам и тем или иным значениям их ответов. Его задачей является упорядо-чивание первичной информации и обеспечение удобства ее ввода в компьютерную базу данных, которая и подлежит затем статис-

тической обработке.

Правила кодирования довольно тесно связаны с соотношением понятий «вопрос» и «переменная». В принципе следовало бы раз-личать переменные исследования и переменные анкеты. Перемен-ная исследования — это более широкое понятие, обозначающее кон-кретный объект, процесс или явление, интересующие исследова-теля, которые могут принимать ряд различных вариантов. А вопрос анкеты — это скорее инструмент операционализации. Некоторые переменные можно легко операционализировать одним вопросом (например, пол, возраст, доход). Другие потребуют нескольких воп-росов, различные сочетания ответов на которые и покажут то или иное значение переменной. Скажем, в одном из наших исследова-ний операционализация такой переменной, как «место в органи-

зации труда», потребовала пяти вопросов, а операционализация переменной «отношение к собственности» — целых одиннадцати! Тем не менее, учитывая, что практически все вопросы в анкете предусматривают не один вариант ответа, их тоже можно рассмат­ривать как переменные (хотя, в отличие от переменных исследова­ния, их следовало бы называть переменными анкеты).

Следует сразу сказать, что анкета состоит из вопросов, лишь некоторые из которых выступают в качестве самостоятельных пе­ременных исследования. Кодировка таких вопросов достаточно проста: рядом с вопросом ставится его порядковый номер (следу­ющий за номером предыдущего вопроса), а варианты ответов ну­меруются, начиная с кода 1. Для ориентации в вопросах, а также в целях удобства последующего ввода данных в компьютер реко­мендуется коды вопросов (а также сами формулировки их) выде­лять жирным шрифтом, а их возможные значения (варианты от­ветов) — простым. Например:

75. Укажите размер среднедушевого дохода Вашей семьи в про­шлом месяце (сумму, приходящуюся на одного члена семьи):

1 — до 200 руб.

2 - 201-500 руб. 3-501-1000 руб. 4-1001-2000 руб. 5-2001-5000 руб. 6 — свыше 5000 руб.

Понятно, что реально доход каждого из опрашиваемых может попасть лишь в один из интервалов. Если респондент, отвечая на этот вопрос анкеты, отметил вариант 5 (обвел его кружком или поставил рядом с ним галочку), то при вводе данных в компьютер вы и про­ставите эту цифру на позиции 75 (номер вопроса). Исходя из сооб­ражений удобства компьютерного ввода данных, социологи при со­ставлении анкеты стараются, чтобы число вариантов ответов не пре­вышало 9 (и каждый вопрос занимал только одну позицию в строке). Правда, иногда это не удается, и тогда приходится прибегать к дву­значным кодам (которые занимают две позиции).

Иначе обстоит дело при кодировании неальтернативных воп­росов. В этом случае вам необходимо кодировать каждый вари­ант ответа как отдельную переменную анкеты. Хотя фактически это лишь одно из значений переменной. Скажем, вы задаете рес­понденту вопрос о том, чем он остался недоволен при посещении магазина. В этом случае переменную фактически можно обозна­чить как «фактор недовольства». Раздражение покупателя может

вызвать только одна причина, а может и несколько (хотя возмож­но, что он остался всем доволен или просто безразличен). В та­ких случаях каждый из вариантов ответа кодируется как отдель­ная переменная, а сам вопрос не кодируется:

Чем Вы остались недовольны при посещении нашего магазина (отметьте все, что вызвало Ваше неудовольствие):

35 — тесное помещение

36 — грубость продавцов

37 — неопрятность персонала

38 — просроченные сроки годности

Обратите внимание: номер каждого из вариантов ответа выде-лен жирным шрифтом. Это означает, что при компьютерном вводе каждая позиция в строке, на местах, соответствующих этим ко­дам (35, 36 и т.д.), займет отдельное место и будет обозначена цифрой 1 (отмечено) или 0 (не отмечено). Если бы мы пронуме­ровали вопрос жирным шрифтом, а каждый из вариантов ответов простым, то оказались бы в затруднении, какую же цифру ставить на соответствующей позиции в том случае, когда респондент от-метил несколько вариантов.

И последнее замечание. По завершении кодирования проверьте правильность порядка следования номеров кодов переменных. Если вы пропустили один-два номера (например, после перемен­ной 23 сразу следует переменная под номером 26), это приведет к необходимости забивания в базе данных нескольких позиций ну-лями по каждой анкете (строке). При достаточно большом выбо-рочном массиве (достигающем нескольких тысяч опрошенных) это обернется ощутимыми непроизводительными затратами тру-да и времени. Еще хуже, когда две переменные подряд пронуме-рованы одним и тем же кодом (или номер кода следующей пере­менной меньше, чем предыдущей). Это означает, что вы потеря-ли место в строке для одной или более позиций. Такого рода упущение может привести к необходимости перекодировать все вопросы, начиная с места ошибки.

2.7. Разработка анкеты

Несомненно, составление анкеты — чрезвычайно трудоемкая работа, требующая квалификации и опыта, а также развитого во-ображения и интуиции. Поэтому вряд ли будут плодотворны по-

пытки как-то стандартизировать этот творческий процесс. В сере­дине 80-х гг. для заводских социологов готовились отраслевые ме­тодические документы. Согласно одному из них, разработанному Центром НОТ «Темп» совместно с Одесским госуниверситетом, ставилась цель заменить обычное социологическое исследование анкетированием с помощью типовых тестов. Готовые анкеты, ко­торые рассылались тогда на предприятия, не требовали от заводс­ких социологов, в массе своей не очень подготовленных, ни осо­бой квалификации, ни творческого подхода. В них содержался набор традиционных вопросов об удовлетворенности трудом, дис­циплине и организации труда, заработной плате и т.п. Казалось бы, польза налицо. Мучительное творчество заменено стандартными формами и универсальными схемами. Неизвестно, насколько по­могли стандартные формы заводским социологам в те годы, по­скольку специально вопрос никто не изучал, но широкого хожде­ния подобная технология так и не получила. Еще менее разумным является ее применение сегодня, когда экономическая ситуация постоянно меняется. По всей видимости, автоматизировать процесс составления анкеты в ближайшем будущем не удастся.

Источником для составления анкеты обычно служат: 1) чужие анкеты; 2) литература; 3) интуиция и опыт. Лучше всего заимство­вать (частично или полностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях это широко распространенный прием: в новой анкете приблизи­тельно 60% чужого инструментария (при этом обязательно ука­зывается его автор) и 40% — собственного (но уже отпилотирован-ного). Использование готовых вопросных форм повышает надеж­ность, увеличивает преемственность данных и результатов исследования, аккумулирует методический опыт. Подобным при­емом пользуются и академические, и прикладные социологи. Од­нако распространения готовых форм или отраслевых методик по исследовательским центрам в США не наблюдалось.

Отечественные социологи, если и заимствовали чужие вопросы, то, как правило, анонимно. Поскольку подобная практика изжи­вается с трудом, то самое правильное — создание «банка вопро­сов» — отличное подспорье социологу-практику. Самый надежный источник для этого — здравый смысл и интуиция исследователей, а также его анализ газет, публицистических и научных статей.

Повторение опроса по одной и той же анкете приносит лишь коммерческую прибыль, поскольку экономятся время и деньги, но не научную пользу. Академический опрос всегда уникален, даже если собственных вопросов в нем не более 30—40%. Каждый раз меняются цели и задачи, объект и предмет изучения, возни-336

кают новые интересные проблемы, неизученные фрагменты ре­альности, под которые далеко не всегда удается найти готовые формы. Приращение новых знаний в академической социологии часто означает изготовление нового инструментария.

Иногда часть вопросов составляется на основе информации, полученной из СМИ. Превращение газетно-журнального текста в анкетный вопрос кажется простым делом только на первый взгляд. Допустим, выясняется отношение респондентов к забас­товке. Формулировка базисной части вопроса особых трудностей не представляет. Она может звучать так: «В прессе, по телевиде­нию и в повседневной жизни высказываются самые разные отно­шения (оценки, мнения) к забастовкам в нашей стране. А какой позиции придерживаетесь лично Вы?» Дальше дается перечень суждений, формулировки которых практически готовыми заим­ствуются из прессы. При этом желательно проанализировать как можно больше публикаций для того, чтобы представить весь спектр мнений, в том числе полярных. Со временем обнаружи­вается, что суждения в прессе начинают повторяться — действует закон статистического распределения. Ясно, что дальше нет на­добности продолжать поиск и основные точки зрения на забас­товку подобраны правильно. Их обобщение, логический анализ, сжатие информации и литературная обработка позволят составить список закрытий типа «забастовка — единственный способ уско­рить процесс демократизации производства», «забастовка, ее уг­роза — способ, при помощи которого экстремисты спекулируют на трудностях развития общества, преследуя свои корыстные цели» и т.д.

Формулировка закрытий в подобных вопросах, как и во всех других, перед выходом в «поле» подвергается контролю на понят­ность респонденту, соответствие целям и концепции исследования.

Разработка анкеты начинается с определения целей и средств. Это самый трудный и вместе с тем принципиально важный этап, который требует от исследователя ответа на три вопроса: 1) что должны показать результаты опроса? 2) каков требуемый уровень точности? 3) какую форму взаимосвязи с другими методами ис­следования надо предусмотреть? Если все это продумать до ме­лочей — вплоть до определения формы формулировки вопросов анкеты, — то на первый этап может уйти 30—50% времени, необ­ходимого для проведения всего анкетирования. Завершается про­цесс конструирования анкеты кодированием вопросов.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)