Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендерные отличия в сфере эмпатии и эмоциональности



2015-11-10 1461 Обсуждений (0)
Гендерные отличия в сфере эмпатии и эмоциональности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).

Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональная жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства, направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти, и вместе с тем люди не видят половых различий в способности испытывать эти чувства.

Таврис (Tavris, 1992) высказала мнение, что за различия в эмпатии между мужчинами и женщинами ответственны гендерные роли. Так называемые «женские занятия», вроде ухода за детьми, требуют эмпатийной отзывчивости. Она упомянула об исследованиях, объектом которых были одинокие мужчины, вынужденные заботиться о своих детях, так как остались вдовцами или были брошены женами (причем когда эти отцы еще были женаты, то и не думали брать на себя заботу о детях). У таких мужчин были обнаружены типично женские черты, например заботливость и сочувствие. Иначе говоря, они стали ухаживать за детьми совсем не оттого, что были такими заботливыми, а наоборот, стали заботливыми, лишь начав ухаживать за детьми. В этом случае социальная роль требует эмпатийного поведения, а подобные социальные роли присущи почти исключительно женщинам (Берн Ш., 2001)

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях), в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница).

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.

В качестве вывода хочется напомнить, что в своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.

Проблема, связанная с литературой, посвященной гендерным различиям, именно в том и заключается, что печатные издания проявляют больший интерес к отличиям, чем к сходствам, соответственно отчеты об обнаруженных отличиях имеют гораздо больше шансов попасть в печать, чем сообщения о найденном сходстве (Basow, 1986; Unger, 1988). Наконец, как уже обсуждалось в главе 1, когда мы находим отличия, мы зачастую склонны приписывать их фундаментальной биологической разнице между полами. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что эти отличия возникают из-за нашего личного опыта и из-за разницы в требованиях, предъявляемых социумом к мужской и женской гендерной роли.

 

Вопросы для проверки:

1. Для кого значимость общения больше: для мужчин или женщин?

2. Каковы особенности социальной перцепции людей разного пола?

3. Как дети и взрослые относятся к представителям своего и противоположного пола?

4. Какие имеются половые особенности при выборе партнера общения?

5. Чем отличается круг общения у мужчин и женщин?

6. У кого больше теснота общения: у мужчин или женщин?

7. Какова манера общения у мужчин и женщин?

8. Какую дистанцию нужно соблюдать в общении мужчинам и женщинам, существенно различающимся по росту?


Список рекомендуемой литературы:

1. Аллахвердова О.В., Викторов В.И., Иванов М.В., Иванова Е.Н., Кармин А.С., Липницкий А.В. Конфликтология. – СПб.: Лань, 2000. 448 с.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. 431 с.

3. Берн Ш.М. Гендерная психология. (Секреты психологии). - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.

5. Гаврилова Т.П., Доронина Т.В. Взаимосвязь степени точности межличностной перцепции с типом гендерной идентичности и валентностью эмоционального отношения к личности // Психологическая наука и образование. 2007. №5. C. 237-242.

6. Грей Дж. Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры. / Межличностное общение / Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. С. 457 – 512.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.

8. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. С. 61-78.

9. Кони А.Ф. Психология и свидетельские показания // Новые идеи в философии. Сборник № 9. СПб., 1913. С. 67-102.

10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2002.

11. Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ. – СПб.: Питер, 1997. 684 с.

12. Мацумото Д. Психология и культура - 3-е изд.,междунар. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2002.

13. Панина Н.В., Сачук Н.Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1985. - № 9.

14. Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. - СПб., 1995.

15. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина – женщина. – М.: ЭКСМО, 2010.

16. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / отв. ред. Воронина О.А. — М.: МЦГИ, 2001. 415 с.

17. Тырнов О.А. Психологические особенности общительности у юношей и девушек // Принцип системности в современной психологической науке и практике: Третьи Международные научные Ломовские чтения. - Т. 2. - М., 1996.

 




2015-11-10 1461 Обсуждений (0)
Гендерные отличия в сфере эмпатии и эмоциональности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендерные отличия в сфере эмпатии и эмоциональности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)