Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап управления качеством



2015-11-10 589 Обсуждений (0)
Этап управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок




Обострение конкурентной борьбы, ускорение темпов научно-технического прогресса уже к кон­цу 40-х г. подтолкнули руководителей промышленных фирм к изменению отношения к качеству продукции. Эта работа была начата на японских предприятиях при активном участии правительства страны. Зарождение в 50-х г. ХХ века этапа управления качеством связано с активной системной работой в Японии по улучшению качества.

Опыт Японии красноречиво показывает, что повышение качества – работа, которой можно и нужно заниматься при любом состоянии экономики.

После окончания Второй мировой войны поверженная Япония лежала в руинах. Собственная промышленность была полностью разрушена. Япония потеряла огромные колонии, богатые различными полезными ископаемыми, а на собственной территории их практически не имела. Япония, в отличие, например, от России, не имела возможности продавать нефть, газ, лес и т.д. Проблема выживания нации стояла очень остро. Выход для страны был найден в качестве.

Руководители японские предприятий осознали, что для перестройки своей разрушенной экономики им необходимо утвердить качество как фундаментальный элемент. Они также осознали, что на тот период времени европейские и американские товары значительно превосходили японские по качеству. Японские руководители ухватились за идею улучшения качества.

Для реализации этой идеи японские руководители обратились к американским специалистам по качеству за помощью. По приглашению японского правительства, Э. Деминг и Дж. Джуран посетили страну и ознакомили ведущие предприятия со своими собственными концепциями улучшения качества. Японские промышленники с энтузиазмом восприняли философию Э. Деминга и Дж. Джурана, а их идеи получили широкое воплощение. В начале 50-х годов по приглашению Японского союза учёных и инженеров Э. Деминг проводил в Японии обучение техников и менеджеров, оказывая помощь в восстановлении японской промышленности и проводя консультации по статистике. Он объявил качество стратегической целью предприятия и описал способы достижения этой цели. Эти работы послужили началом статистических методов управления качест­вом, которые впоследствии благодаря Э. Демингу получили широкое распространение в Японии и оказали су­щественное влияние на экономическую революцию в стране.

Японское экономи­ческое развитие было нацелено на выпуск конкурентоспособной продук­ции, продукции более высокого качества, чем у других стран-производителей. Такая целевая ус­тановка обусловлена скудностью природных сырьевых и энергети­ческих ресурсов, а, следовательно, для эффективного функциониро­вания и развития экономики необходимо, с одной стороны, ввозить сырье и топливо, а с другой — вывозить и с выгодой продавать как можно больше готовой продукции.

Это стало бы возможно только при высоком качестве предлагаемой на внешнем рынке продукции. В этом и заключается необходимость борьбы за высокое качество, за постоянное его улучшение.

Э. Деминг передал авторс­кий гонорар от книги, составленной на основе лекций, прочитанных во время обучения японских специалистов, Японскому союзу ученых и инженеров (ЯСУИ), который ис­пользовал его для учреждения в 1951 г. премий Деминга в области качества: для отдельного лица и для предприятия.

Премия Деминга для отдельного лица присуждается одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теоретических принципов статистических методов конт­роля качества.

Существует несколько различных категорий премий предприятию, но, в первую очередь, это премии, присуждаемые фирме, ко­торая в данном финансовом году добилась исключительно больших успехов в области применения статистических методов контроля качества. С каждым годом по мере повышения уровня статистического контроля качества и комплексного управления качеством в Японии претенденты на присуждение премий Деминга должны удовлетворять все более высоким требованиям. Эти премии являются наиболее престижными наградами для японских предприятий. Премии предприятиям, стимулирующие высокие экономические показатели, привели к организационной перестройке в отраслях промышленности, где применяются методы статистического контроля качества и комплексного управления качест­вом и осуществляется инспектирование системы управления качеством.

Уже в начале 50-х г. японские специалисты, пройдя обучение у Э. Деминга и других авторитетных американских ученых по управлению качеством, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии. Конечно, это была не современная концепция качества. Они приняли идею системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции, начали ее разрабатывать и использовать в своей деятельно­сти. Был внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проекти­рованием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающи­ми из его результатов изменениями для повышения уровня качества — цикл PDCA «планирование — выполнение — проверка — корректирующее воздействие» («plan – do – check – action»).

Решение проблем качества стало поистине общенациональным делом. Ведущая японская радиокорпорация NHK организовала обучение методам контроля качества для всей страны. В японском журнале «Стандартизация и контроль качества» публиковались основные лекционные материалы. С середины 50-х г. журнал стал публико­вать материалы, касающиеся практики осуществления контроля качества в отелях и на других предприятиях сферы обслуживания. Таким образом, во второй половине 50-х г. происходит переход от контроля качества на инспекционном уровне к обеспечению контроля качества в процессе производства.

В 50-е г. была выдвинута концепция всеобщего управления качеством - TQC. Ее авто­ром был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение ста­тистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они ис­пользуют подход TQSC, где буква S означала Statistical (статистический).

К началу 60-х г. в области контроля качества изделий на предприятиях Японии проявились две новых тенденции. Первая — это тенденция к расширению и углублению деятельнос­ти, связанной с управлением качеством, благодаря движению круж­ков качества, начавшемуся с 1962 г. Вторая — это тенденция к внедрению методов анализа более высокого класса для получения результатов более высокой точности. Для того, чтобы вооружить кружки качества четкими и простыми в использовании методами статистического контроля качества (SQC), из множества статис­тических методов были выбраны семь наиболее эффективных и доступных для широкого круга работающих, в совокупности составлявших систему методов, полностью обеспечивающих осущест­вление статистического контроля на рабочем месте. Эти методы получили название «семь инструментов конт­роля качества».

Большую роль в развитии статистического контроля качества (SQC) и перехода от SQC к TQC (всеобщему контролю качества) сыграла система подготовки кадров в стране. В Японии разработаны подробные программы подготовки кад­ров для всех уровней, включая президента фирмы, членов прав­ления, директоров-распорядителей, начальников отделов и участ­ков, инженеров, мастеров, организаторов, руководителей и членов кружков качества и производственных рабочих; созданы также специальные курсы для работников отдела сбыта и материально-технического снабжения. Изначально эти программы разрабатывались ЯСУИ. Разработанный ЯСУИ начальный курс по управ­лению качеством, который служит образцом для учебных курсов по управлению качеством в Японии, рассчитан на 6 месяцев: за­нятия проводятся 5 раз в месяц. Учащиеся занимаются в течение 1 недели, а затем в течение 3 недель применяют полученные знания на практике, на своем рабочем месте. Экспериментальные данные, необходимые для занятий, они получают на рабочем мес­те. Затем они переходят к следующему этапу обучения, уже вооруженные результатом трехнедельной практической деятель­ности. Таким образом, курс представляет собой попеременное че­редование теории и практики.

Обучение не ограничивается получением рабочими формального и инструктажа. Он составляет лишь малую часть общей программы подготовки кадров. Обязанностью каждого руководителя является обучение своих подчиненных на практике.

Результатом действия общегосударственной системы подготовки кадров явилось постепенное повышение уровня средних и мел­ких предприятий. Благодаря обучению квалификация работников средних и мелких предприятий практически достигла уровня квалификации работников крупных фирм. Это изменило отношения между фирмами: от отношений управления и подчинения – к отношениям сотрудничества равных партне­ров. Выросла ответственность партнеров.

Основным инструментом в реализации комплексного управле­ния качеством стали кружки качества — небольшие (от 5 до 10 человек) группы рабочих, объеди­ненных для совместного обучения и применения статистических ме­тодов контроля качества и решения проблем, возникающих на ра­бочем месте. Был взят курс на вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей в сотруд­ничестве с лицами, осуществляющими контроль за качеством на рабочем месте. В соответствии с данным подходом работники всех под­разделений и иерархических организационных уровней фирмы должны быть обучены методам управления качеством и приме­нять их на практике.

Постепенно была создана японская модель управления качес­твом — всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества в целом на предприятии, выпол­няемый всем персоналом от президента до простого производственного работника.

Внедрение и развитие концепции комплексного управления качеством в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи были ро­ждены в США и в странах Европы.

Другой важной особенностью этапа управления в развитии подходов к обеспечению качества является создание на предприятиях систем качества. В 50-е г. появились первые до­кументированные системы качества, устанавливающие ответст­венность и полномочия, а также взаимодействие в области каче­ства всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. В странах Европы стали уделять большое внимание докумен­тированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Особенно сле­дует отметить британский стандарт BS 7750, значительно под­нявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.

Следует заметить, что этап развития системного, комплекс­ного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем. Среди них: саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); горьковская система КАНАРСПИ; ярославская НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; львовская комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) и др.

Переход от контроля качества к управлению качеством представлял нечто принци­пиально новое: вместо обнаружения дефектов продукции стави­лась задача их предупреждения. Механизм комплексного упра­вления качеством ориентировал всю систему предпринимаемых мер на достижение заданного уровня качества продукции. При этом комплексное управление дополняло ранее использовавши­еся статистические инструменты контроля качества методами метрологии, сбора информации о качестве, мотивации качества, стандартизации, сертификации и многими другими.

Комплексное управление качеством, аккумулировавшее элементы организационного и технического руководства позволило многим фирмам добиться значительных результатов в улучше­нии качества продукции и снижении расходов на него.

На базе общей методологии комплексного управления каче­ством в 60-70-х годах в разных странах с учетом их нацио­нальных и экономических условий были сформулированы спе­цифические организационные подходы к управлению качеством на уровне фирмы.



2015-11-10 589 Обсуждений (0)
Этап управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап управления качеством

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)