Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!

ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ





I. Цель занятия:

1. Изучить причины возникновения врачебных ошибок и пути их предупреждения.

2. Ознакомиться с моральными и этическими нормами общения в медицинском коллективе.

3. Разобрать способы установления здорового морального климата в медицинском коллективе.

 

II. Мотивационная характеристика темы:

Нравственная сторона врачебной деятельности привлекает большое внимание медицинской и немедицинской общественности всех стран, проблемы врачебной этики широко обсуждаются в печати. Особенно остро полемизируется вопрос о врачебных ошибках, которые в современной России стали предметом многочисленных судебных разбирательств. Не менее важной является и проблема установления здоровых моральных взаимоотношений в коллективах медицинских работников

III. Оснащение занятий:

1. Настоящая рекомендация.

2. Задачи по теме занятий.

3. Текст «Женевской декларации».

 

IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

1. Существуют ли отличия в понятиях – «врачебная» и «медицинская ошибка»?

а) Да

б) Нет

2. Кто может совершить «медицинскую ошибку»?

а) Врач

б) Фельдшер

в) Мед. сестра

г) Санитарка

3. Причины врачебных ошибок делят на:

а) Наиболее распространенные

б) Субъективные

в) Менее распространенные

г) Объективные

д) Редкие

4. Какое понятие содержится в следующей формулировке: «организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности»?

а) Группа

б) Коллектив

в) Организация

г) Подразделение

5. Какие требования врач должен выполнять в первую очередь в начале своей медицинской деятельности?

а) Соблюдение внешней культуры поведения

б) Соблюдение правил внутренней культуры

в) Постоянное повышение профессионального уровня

г) Борьба за более высокий социальный уровень

6. Что Вы понимаете под термином «коллегиальность»?

а) Консультация

б) Взаимоподдержка

в) Всепрощение

г) Покрывательство

7. Существует ли прямая зависимость между нравственным климатом в коллективе и производительностью труда, текучестью кадров?



а) Да

б) Нет

8. Что является настоящим призванием старшей медсестры?

а) Администрирование

б) Хозяйственные задачи

в) Лечебная деятельность

г) Уход за больными

9. Создание благоприятной атмосферы в лечебном учреждении способствует?

а) Высокой эффективности лечебной деятельности

б) Быстрому профессиональному росту врачей

в) Высокой текучести кадров

г) Ухудшению конечных результатов лечения

10. Кому принадлежат эти слова: «Какое наслаждение уважать человека»?

а) Мечникову

б) Петрову

в) Павлову

г) Мудрову

д) Чехову

 

Эталоны ответов: 1-а; 2-б, в, г; 3-б, г; 4-б; 5-а, б; 6-б; 7-а; 8-в, г; 9-а, б; 10-д.

 

Проблемы врачебной этики широко обсуждается в СМИ. Особенно остро полемизируется вопрос о врачебных ошибках, которые в современной России стали предметом многочисленных судебных разбирательств. Разговор о врачебных ошибках – всегда трудная тема. Особенно сейчас, когда очень часто совершенно разные причины неблагоприятных последствий действий врача смешиваются между собой и выдаются за ошибку. Поэтому следует выделить несколько понятий – врачебная ошибка, несчастный случай в медицине, преступление и проступок.

Обсуждение врачебных ошибок, необходимо хотя бы для того, чтобы установить причины их возникновения, уяснить возможности для их не повторения в будущем. Здесь уместно привести высказывание др. китайского философа гуманиста Конфуция: «Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки».

В истории медицины понятие врачебной ошибки и мера ответственности за нее изменялись неоднократно. В те времена, когда врачевание отождествлялось с действием сверхъестественных сил, при неблагоприятных исходах болезни лечащего врача жестоко наказывали: выкалывали глаза, отрубали руки; за смерть больного врач нередко должен был отвечать своей жизнью. Согласно римскому праву к врачебным ошибкам относили и неопытность, и неосторожность врача, и неоказание помощи. На всех этапах развития человеческого общества к врачу предъявлялись высокие требования, предусматривающие недопущение ошибок. Подробным разбором врачебных ошибок, связанных с диагностикой и лечением, занимаются патоморфологи и судебные медики. Наша цель – исходя из принципов мед. этики, проанализировать врачебные ошибки с морально-этической точки зрения.

В анализе и изучении врачебных ошибок передовые врачи видели реальный и действенный путь к совершенствованию лечебно-диагностического процесса. Н.И. Пирогов писал, что каждый добросовестный человек должен уметь признавать и обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них людей менее сведущих. О себе же он говорил: «…с самого начала моего врачебного поприща я принял за правило: не скрывать ни моих заблуждений, ни моих неудач, и, чистый перед судом моей совести, я смело вызываю каждого мне показать: когда и где я утаил, хотя одну мою ошибку, хотя одну мою неудачу». Эти слова – образец высокой нравственности и честности. Он был одним из первых врачей в мире, обнародовавших свои ошибки, причем сделал это, будучи малоизвестным хирургом, заведомо зная, что навлечет на себя неодобрение и критику многих известных авторитетов. Не сделать он этого не мог – утаить ошибки не позволяла его врачебная совесть.

Примеру Пирогова следовали и другие передовые врачи, известный австрийский хирург Т. Бильрот отмечал: «Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед сознанием своей ошибки». Честно и смело говорил о своих ошибках советский хирург Н.Н. Бурденко: «Я часто и сам во время своей деятельности совершал ошибки и в диагнозе, и в технике операций. Однако в отчаяние и уныние впадать не следует. Не уныние, а еще большую жажду исканий и самосовершенствования должны вызывать наши неудачи и несовершенное знание».

Известный русский педиатр Н.Ф. Филатов, разбирая на лекциях свои ошибки, показывал своим студентам пример того, как надо учиться на них, даже будучи крупным ученым. Так поступали врачи, которые постоянно чувствовали свою ответственность перед больными.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)