Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОСТУПАЮЩИМ В ВУЗЫ

Д.Э.РОЗЕНТАЛЬ

ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ

Для поступающих в вузы

Москва

«ОНИКС 21 век»

«Мир и Образование»

 

 

УДК811.161.1

ББК81.2Рус-922

Р64

Подготовка текста и научная редакция

Л. Я. Шнейберг

Розенталь Д. Э.

Р64 Пособие по русскому языку для поступающих в вузы /

Д. Э. Розенталь. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС

21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. —

416 с. -^ (Поступающим в вузы).

ISBN 5-329-00232-Х (ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)

ISBN 5-94666-091-8 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

Пособие содержит теоретические сведения по русскому

языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк-

туации, лексике и стилистике, фамматическому разбору. Оно

поможет повторить и закрепить знания и умения, получен-

ные в средней школе.

Пособие предназначено для поступающих в вузы, учите-

лей русского языка и преподавателей подготовительных

курсов вузов.

УДК 811.161.1

ББК 81.2Рус-922

ISBN 5-329-00232-Х

(ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»)

ISBN 5-94666-091-8

(ООО «Издательство «Мир и Образование»)

© Розенталь Ю. Д., наследник, 2004

© ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век».



Оформление обложки, 2004

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор.

Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям.

В области орфографии — это правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и причастий, пра-

вописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв.

В области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях.

Значительная часть упражнений имеет обобщающий характер и построена по принципу сопоставления ана-логичных и контрастных явлений. Приводятся не только связные тексты, но и отдельные предложения и даже разрозненные слова и словосочетания, правописание которых не связано с более широким контекстом. Особый характер имеют повторительные упражнения в виде диктантов: предполагается, что учащиеся напишут текст под Диктовку, а затем сами сверят написанное с напечатанным. Это позволит закрепить правописные навыки и навыки самопроверки. Каждый раздел завершается повторительными упражнениями.

Необходимые объяснения, частично воспроизводящие, частично расширяющие знакомые учащимся сведения, даются в виде правил (более общего содержания), справок (более частного значения) и специальных приложений. Для справок приводится обширный перечень наречий, вводных слов, фразеологических выражений

с союзом как и т. д.

Материал для лекеико-стилистических упражнений (третий раздел пособия) отобран с учетом типичных ошибок в письменных работах лиц, поступающих в вузы:

многолетние наблюдения показывают, что нередко при орфографическом и пунктуационном «благополучии» экзаменационных работ существенным их недостатком

является низкая стилистическая грамотность. К разделу приложен довольно подробный справочный материал по грамматической стилистике. В целях повышения культуры устной речи даются некоторые сведения и упражнения орфоэпического характера.

Последний раздел пособия ставит своей задачей использовать грамматический разбор (морфологический, синтаксический, пунктуационный) как средство экономного повторения теоретического материала, а также закрепления навыков орфографии и пунктуации. Материал этого раздела может быть использован для подготовки к устному экзамену по русскому языку в вуз.

 

О Р Ф О Г Р А Ф И Я

 

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

 

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

П р а в и л о . В неударяемом слоге корня пишется та же

гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или

однокоренного слова. Например: примерять (мерить) платье —•'

примирять (мир) противников.

П р и м е ч а н и е . Гласные о — а в неударяемых корнях

глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несо-

вершенного вида на -ывать (-ивать). Например: опоздать (позд-

ний), хотя опаздывать.

 

Упражнение 1. Объясните различное написание выделенных

слов.

1. Прежде чем начнешь гладтъ белье, хорошо нака-

ли утюг. — Осторожно наколи на булавку бабочку, рас-

правив ей крылья. 2. Лектор спокойно обежал глазами

присутствующих. — Даже в возбужденном состоянии

отец не обижал маленьких детей. 3. Пастух отварил себе

немного картофеля и принялся за скудный ужин. —

Приезжий быстро отворил дверь и вошел в комнату.

4. Волнуясь, молодой человек все время поправлял углы

пристежного воротника. — Кучер покрикивал на при-

стяжного коня, запряженного с правой стороны. 5. Биф-

штекс оказался до того пересушенным, что посетитель

столовой так и не прожевал его. — Некоторое время на-

зад в нашем городе проживал известный художник. 6. На

корме парохода развевался какой-то незнакомый флаг. —

Физически и духовно ребенок развивался очень быстро.

7. Пробираясь вперед, партизаны топорами разредили

чащу леса. — Успешно завершившиеся переговоры раз-

рядили напряженность обстановки. 8. Прочно скрепите

бревна скобами, ведь сплав леса идет по горной реке. —

Идите без шума, не скрипите сапогами. 9. По свидетель-

ству одного старожила, раньше в этих местах дичи было

больше. — Группа деревенских ребят сторожила лоша-

дей в ночном. 10. Он готов был пойти на извинение,

лишь бы оно не умаляло его достоинства. — Выжженная

земля, поникшие цветы, засыхающие деревья — все

кругом жаждало влаги, умоляло о дожде.

 

Упражнение 2. Подберите проверочные слова к приведенным

ниже.

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обога-

щаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь,

ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение,

раскаленный, слипаться, сокращение, соревнование,

увядать, угрожать, удаляться.

 

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв...тить доб-

рым людям и всему миру (Г.). 2. В то время все науки

преподавались на латинском языке (Черн.). 3. Влажный,

промозглый воздух еще не успел разр...даться после ночи

и был тяжел (Ч.). 4. Маменька обв...ла удивленными гла-

зами свою комнату (Ч.). 5. Она накинула на голову зеле-

ный газ, обв...ла его концы вокруг шеи (Бун.). 6. Все по-

гл...щается бездонной тр...синой нашей жизни (М. Г.).

7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл...щен-

ного за день жара (Сераф.). 8. По складу его ума, по его

привычкам и вкусам ему лучше всего было поев...тить

себя кабинетным занятиям (Купр.). 9. Отец подр...жал

деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Гладк.).

10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав...вая

внизу сугроб (Шишк.). 11. Толпа не понимала, как это

могло случиться, что столь быстро разр...дилось общее

гневное настроение (Фурм.). 12. Летчик обл...котился о

перила и смотрел, как разгорается рассвет (Пауст.).

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7