Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменение по падежам – склонение



2015-11-10 1626 Обсуждений (0)
Изменение по падежам – склонение 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица №36.

(есть) стена – именительный падеж (И. п.)

(нет) стены – родительный падеж (Р. п.)

(рад) стене – дательный падеж (Д. п.)

(вижу) стену – винительный падеж (В. п.)

(доволен) стеной – творительный падеж (Т. п.)

(думаю о) стене – предложный падеж (П. п.)

 

Далее идет таблица №37.

 

Наборы окончаний

И. п. ж. р. а я (стена, земля) 1

м. р. о ср. р. о, е (стол о , окно) 2

ж. р. о (рожь) 3

мн. ч. ы, и, а, я (стены, поля)

Разные наборы падежных окончаний обязательно отличаются друг от друга в именительном падеже ед. числа. Если в именительном падеже ед. ч. у слов одно и то же окончание, то и весь набор падежных окончаний у них одинаков.

Ученики составляют свою таблицу, просклоняв слова каждого набора, и записывают в справочник.

Наборы окончаний

М. Р. Ж. Р. Ед. Ч. М. р. Ср. Р. Ед. Ч. Ж. Р. Мн. Ч.
дядя стена земля папа стол окно рожь степь стены степи поля склоны
И А Я О О О ЫИ АЯ
Р Ы И А Я И О ОВ ЕЙ
Д Е Е У Ю И АМ ЯМ
В У Ю О А,Я О ЫИ АЯ
Т ОЙ ЁЙ ОМ Ё М ЬЮ АМИ ЯМИ
П Е Е Е Е И -АХ -ЯХ

юноша дедушка

У окончаний В. п. (иногда только во мн. ч.) есть особая работа: они указывают, что называет слово – живое существо или неживой предмет. (Дается понятие одушевленные и неодушевленные существительные). Способ определения данных слов записываем в справочник.

Т. №38

 
 

 


одушевленные (живые)неодушевленные (неживые)

 

В. п. = Р. п. В. п. = И. п.

поставь во мн. ч.!

 

Работаем с орфограммой буква ь после шипящих в конце слова (см. Р. О. с. 61.)

Уточняем последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончании слова, составляем алгоритм и записываем в справочник.

 

Т. №39

Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях?

1. Определить, что называет слово.

       
   


предмет признак

 

2. Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.

       
   
 


стена

слон

окно пустой

рожь


3. Подставь проверочное слово в высказывание.

 

4. Определить фонему в проверяемом окончании.

 
 


5. Выбрать букву для обозначения фонемы.

Те окончания, в которых есть звуки, неприводимые к сильной позиции задаются для запоминания списком. Этот список постепенно составляется учениками вместе с учителем. Появляется таблица №40.

 

Запомни!

мн. ч. Р. п. овв) Т. п. ами (ями) ед. ч. И. п. –ая (яя) –ое (ее) мн. ч. И. п. ые (ие) Т. п. ыми (ими)

 

«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри Р. О. с 44.

 

Нарушают закон письма

м. р. ж. р. ср. р.

1. в И. п. - ии - - ия - - ие –

 

< Э > [ …ИЙ ]

 
 


е пишется И в Д. п. и П. п.

в России, в гербарии, о собрании

 
 


2. <ой>

 
 


ой – ый, ий м. р. И., В. п.

 

о – ы, и

 

 

3. определить род

 

З.П.
[ т' о м н а в а ]

< В >

тёмного

 

[ ас' эн' ива ]

< В >

осеннего

ого (его)

 

Не путай ?

 

Большова Димы

снова, заново

 
 


4.

З.П.
З.П.
шип., ц + <о>

о е

 

Слова – двойники записываем в тетрадь.

 

Т №42

Слова - двойники

в молчанье – в молчании

об угощенье – об угощении

в отдаленье – в отдалении

Марье – Марии

писал Наталье – писал Наталии

 

Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14

 

Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.

 

Наст. буд. вр.

л (1, 2, 3)

ч (ед. мн. ч.)

Прош. вр

Р (м., ж., ср. р.) –ед. ч.

Ч (ед. мн. ч)

 
 


инф Л Ч Р Вр

 

Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.

 

Таблица №47.

 

I спр. II спр.

 

У НУ У

 
 


и, е – н / у и е

       
   
 
 


о, у, а, я после шип. а

 

зть, сть

 

ти, чь

 
 


1. –ить У 2-е спр.

 

! (стелить – стлать, 1)

(брить-ну, 1)

 
 


2. -еть У 2-е спр.

 

! (хотеть ед.1, мн. - 2)

 
 


3. шип -ать У 2-е спр.

гнать

 

Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43.

При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132).

В 4 классе работа со справочником продолжается.

 

 

Класс

В 4 классе изучаем «Слово как часть речи». Вспоминаем известные знания и повторяем наши модели. Т №48

 

 

Фиксируем в справочнике.

Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой.

Имя существительноеТ. №49

 

Л.3, ОГЗ – предмет.

                       
 
   
   
 
       
     
 
       
   
 
   
 
 
 
 
 
 

 


Имя прилагательноеТ. №50

           
   
     
признак предмета
 
 
 


Л.З. – назыв.

       
   
предмета.
 
 


О.Г.З. – обозн.

 

ГлаголТ.№51

 
 


наз. действия Обозн. процесс.

 
 


Л.З. О.Г.З.

 

Части речиТ №52

 
 


Часть речи -1. О.Г.З.

- 2, Частные грамматические значения.

 

Гр. кат. П.Т№53

 

 
 

 


Гр. ф. П.Т.№54

 
 


 

 


Все русские падежи многозначны.

 

Повторение изученного о падежах. Т.№55

Падежи Вопросы Предлоги
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Есть кто? что? Нет кого? чего? откуда? где? Рад кому? чему? куда? где? Вижу кого? что? куда? Доволен кем? чем? где? Думаю о ком? о чем? где?   без, у, от, до, из, ооло, возле, подле, с к,по в, за, на, про, через за, над, перед, под, с в, об, на, при, о

СклонениеТ.№56

1) скл.-им. сущ. ж. р. а,я м.р. а,я

2) скл.-им. сущ. м. р. ф.р. о,е

3) скл.-им. сущ. ж.р.└

Путь, сущ.-на мя (время, знамя)-разносклоняемые.

 

Число им. сущ.Т.№57.

 

     
 
 
 

 

 


Собирательные им. сущ.Т.№58.

Гр. знач. Ч – нет

Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.

 

Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку.

Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.

Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59

 

гр. ф. лица (1,2,3)

Гр. кат. Лица

гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят)

Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.

 

Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык , 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник.

В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.



2015-11-10 1626 Обсуждений (0)
Изменение по падежам – склонение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменение по падежам – склонение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)