Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расширенная классификация



2015-11-10 346 Обсуждений (0)
Расширенная классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды транспортных договоров

К транспортным договорам относятся:

1) договоры об организации перевозок грузов;

2) договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа:

· железнодорожная перевозка;

· автомобильная перевозка;

· воздушная перевозка;

· воздушный чартер;

· морская перевозка;

· перевозка по внутренним водным путям.

3) договоры буксировки.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) - порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Расширенная классификация

По цели договоры перевозки разделяются на:

1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);

2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);

3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

· договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);

· договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

· договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);

· договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.);

· договоры, заключаемые в общем порядке.

По моменту заключения договора выделяются:

· реальный договор перевозки конкретного груза;

· все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

· договоры перевозки пассажиров;

· договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);

· договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

· договоры перевозки пассажиров;

· договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);

· договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

· малый каботаж - перевозки между портами одного морского бассейна;

· большой каботаж - перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.

На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

· городские (в преде­лах черты города),

· пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),

· междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),

· межреспубликанские;

· международные.

Наряду с этим выделяются перевозки:

1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);

2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;

3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

 

Собственно перевозку (транспортировку) грузов опосредствует до­говор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вве­ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Этот договор является реальным, поскольку обязательства пе­ревозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). В договорных отношени­ях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и оп­ределенные обязанности.

Условия договора перевозки должны содержаться в соот­ветствующем транспортном документе:

· на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — в накладной;

· на морском транспорте — в на­кладной или коносаменте;

· на автомобильном транспорте — в транс­портной накладной или акте замера (взвешивания).

Составление и вы­дача грузоотправителю накладной или иного перевозочного доку­мента одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользо­вания, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организа­ция, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами.

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко исполь­зуются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспече­нию перевозок грузов.

По договору об организации перевозки груза перевозчик обязуется в ус­тановленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевоз­ке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят дол­госрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок гру­зов. К ним относятся:

· навигационные договоры — на морском и речном транспорте;

· специальные договоры — на воздушном транспорте;

· годо­вые договоры — на автомобильном транспорте.

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

· при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;

· в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам. Но и указанная система отношений характерна лишь для элемен­тарной организации перевозочного процесса. В реальном имуществен­ном обороте для оформления грузовых перевозок используются более сложные схемы правоотношений. В частности, нередко грузоотправи­тели заключают с автотранспортными организациями или с товарны­ми (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (на приста­ни), аэропорты. Между транспортными организациями заключают­ся договоры об организации работы по обеспечению перевозок гру­зов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) аэропорты). При пе­ревозках грузов по единому транспортному документу между транс­портными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении.

Все эти договоры порождают гражданско-право­вые обязательства между участниками перевозочного процесса — гру­зоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организация­ми, грузополучателем.

Таким образом, в настоящее время договор перевозки конкретно­го груза уже нельзя рассматривать как некий «центральный договор», к которому примыкают призванные его обслуживать различные пра­вовые формы: отношения по перевозкам грузов действительно регули­руются системой договоров, в которой данный договор является лишь одной из разновидностей. Попытки выделения категории «транс­портных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу.

Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК), в которых определяется порядок передачи и приема гру­зов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществле­ния таких перевозок: узловые соглашения, договоры на централизован­ный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и дру­гих видов транспорта и др.

Особое место в отношениях по перевозке занимает договор перевоз­ки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевез­ти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управо-моченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение догово­ра перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией. Этот договор в отличие от реального договора перевозки конкретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобре­тения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрах­товщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспорт­ных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пас­сажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по пре­доставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содер­жания этого обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (гру­зополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотпра­вителем заявки (заказа) на перевозку груза и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправи­теля предъявить соответствующие грузы к перевозке. Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, до­говора об организации перевозок либо из договора, заключаемого пу­тем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

 



2015-11-10 346 Обсуждений (0)
Расширенная классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расширенная классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)