ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции. Аналитико-диагностическая функция: · ставит «социальный диагноз», изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка...), его «проблемное поле»; · изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка; · устанавливает причины отклоняющегося поведения детей (подростков...); · изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия семьи (если оно имеется); · содействует выявлению особенно одаренных детей; · выявляет характер отношений между людьми в социуме; · выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проектирования деятельности всех субъектов социального воспитания для оказания комплексной социально-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации; · выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля. Прогностическая функция: · прогнозирует и проектирует процесс социального развития микросоциума, деятельности институтов социального воспитания; · планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности; · строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы; · всесторонне изучив клиента, социальный педагог прогнозирует и проектирует процесс социального развития личности в конкретном микросоциуме; · на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации. Организационно-коммуникативная функция: · способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье; · содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации; · формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых; · строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, совместный труд и отдых. Охранно-защитная функция: · использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; · содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; · взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др. Психотерапевтическая функция: · заботится о душевном равновесии личности, о ее чувствах, переживаниях; · устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым; · оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого); · оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; – организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха; · оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе. Социально-профилактическая функция: · организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; · влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости; · организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска; · организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума. Коррекционная функция: · осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной; · усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния; · осуществляет самооценку школьников, при необходимости – коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью. Координационно-организационная функция: · организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга; · включает детей в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований; · организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением; · координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; · взаимодействует с органами социальной защиты и помощи; · выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем. Функция социально-педагогической поддержки и помощи: · оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации; устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)...; · предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами; · прогнозирует сопровождение ребенка (подростка...) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения; · закрепляет положительные состояния ребенка (жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость); · создает «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента. Реабилитационная функция: · организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации. Социальный педагог выполняет воспитательную функцию: · использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; · организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) с целью воспитания, образования, развития личности; · обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. В чем заключается сущность социально-педагогической деятельности? 2. В чем отличие социально-педагогической деятельности от педагогической? 3. Дайте характеристику объекту и субъекту социально-педагогической деятельности 4. Каким образом специализации социального педагога влияют на определение функция и содержания его деятельности?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |