Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС



2015-11-10 1714 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальный педагог – новая профессия, рождение которой, в большей степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социально-политических, экономических, национальных и экономических противоречий современного мира (С. А. Расчетина). В БСЭ профессия рассматривается как «род трудовой активности …человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы». Т. е. профессия есть – деятельность, имеющая оригинальный предмет, субъект и объект деятельности, обладающая собственной целью, нормами и средствами. Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы. По мнению В. А. Сластенина, назначением профессиональной деятельности социального педагога является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.

Вопрос об объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. Истоки различных позиций в понимании этих явлений лежат в различных воззрениях, сложившихся в педагоге конца 19 – начала 20 веков, на предмет социальной педагогики. Так, известный немецкий ученый, один из основоположников социальной педагогики, П. Ноторп считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Иначе определяли назначение социальной педагогики Г. Ноль, Г. Боймер и др. Они считали, предметом изучения социальной педагогики является социальная помощь обездоленным детям и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Современная социально-педагогическая наука развивает эти подходы, уточняет и развивает понятийный аппарат науки в процессе становления профессиональной деятельности социального педагога.

По мнению М. А. Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. В. А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, – объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л. Н. Маркина, В. А. Никитин).

Сущностно, социально-педагогический процесс понимается как двусторонний процесс, с одной стороны это процесс профессиональной помощи ребенку в его социальном развитии, путем создания педагогически целесообразной среды, а с другой стороны это процесс и результат саморазвития ребенка, за счет включения его в осмысления и разрешения проблем собственной социальной жизни. В. А. Никитин выделяет три этапа социально-педагогического процесса: подготовительный, реализационный и результативный, которые в свою очередь разделены на соответствующие подэтапы.

Так подготовительный этап включает в себя изучение условий социальной жизни ребенка, уровня его физического, психического и социального развития, его жизненной позиции, его возможностей, его восприятия социального педагога; анализ факторов негативно и позитивно влияющих на процесс социального развития, а так же анализ собственных профессиональных и личностных возможностей социального педагога. Причем, учитывая сложность проблемы, социальный педагог обращается за профессиональной помощью к юристам, медикам, психологам, педагогам. Учитывая собственный анализ, рекомендации, предостережения, советы специалистов, социальный педагог формулирует проблему социальной жизни ребенка, прогнозирует вероятность ее решения, возможности социального воспитания ребенка, его перевоспитания и адаптации. Прогнозирование возможного социального развития ребенка, имеющего проблему, один из самых сложных подэтапов процесса. Его успешность зависит от наличия объективной информации о ребенке, его окружении, его проблеме, а так же от уровня профессионального мышления, опыта и интуиции социального педагога. Затем, социальный педагог моделирует свои конкретные профессиональные шаги: цели и задачи деятельности, выбор оптимального варианта социально-педагогической технологии (или ее разработка) и способы ее реализации.

Второй этап социально-педагогического процесса является основным. Он представляет собой непосредственную реализацию отобранной технологии по решению проблемы ребенка, с применением той или иной совокупности методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности. Он начинается с апробации выбранной технологии, а затем ее корректировки, в зависимости от индивидуальных особенностей социального развития ребенка. Основой этапа реализации является включение ребенка в процесс решения проблемы социальной жизни, включения его в процесс саморазвития, самовоспитания. Сложность этого этапа обусловлена тем, что включение детей, в процесс разрешения проблемы в социальном развитии, требует от социального педагога гибкости мышления, умения видеть свои просчеты, умения искать новые, более эффективные, методы и приемы деятельности.

Третий этап процесса – эта заключительный, результативный этап. На данном этапе имеет место анализ и оценка результативности, используемой технологии, выявляются ее позитивные и негативные аспекты, анализируется собственная деятельность ребенка, профессиональная компетентность социального педагога, определяются дальнейшие перспективы в работе.

Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению С. А. Расчетиной, особенность цели деятельности социального педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка. Эмоции сопереживания ребенку предвосхищают цель, формируя потребность заботы, защиты, помощи. Как известно, цель это идеальный образ будущего результата деятельности. Она формируется на двух уровнях:

1) как цель – идеал (стратегическая цель). Для профессиональной деятельности социального педагога в качестве стратегической цели выступает становление ребенка как субъекта социальной жизни;

2) как цель – ожидаемый результат деятельности (тактическая цель). Тактической целью деятельности социального педагога является помощь ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в распознании, формулировании и совместном разрешении проблемы его социальной жизни. Причем, цель как ожидаемый результат деятельности по отношению к цели-идеалу может выступать в качестве задачи деятельности. Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы социального педагога, его специализации и характера профессиональных проблем).

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

- ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

- сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

- оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т. д.).

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие – не возможно. Социальный педагог способствует саморазвитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, консолидации возможностей общества по отношению к конкретному ребенку, формированию его активности как субъекта социальной жизни.

Обобщенные требования к подготовке специалиста и его профессиональной деятельности устанавливаются нормативно-правовым документом «квалификационная характеристика». Она содержит характеристику труда, должностные обязанности, основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник учебного заведения или практикующий специалист в данной области. Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования». В первой части характеристики определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку; во второй части представлена совокупность теоретических знаний и умений, необходимых для качественной профессиональной деятельности социального педагога; третья часть « Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются педагогу для получения определенной категории.

Работа социального педагога это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста – гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь.

Анализ, значимых профессиональных и личностных качеств социального педагога показывает, что ведущим в определении соответствия профессии является альтруизм и чувство собственного достоинства. (Альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу.) Альтруистическая установка социального педагога позволит ему подняться над своими собственными желаниями и потребностями в пользу нужд ребенка. Чувство собственного достоинства является условием и предпосылкой личной и профессиональной ответственности социального педагога, если у профессионала нет такого чувства, то он не сможет его воспитать у ребенка, нуждающегося в помощи.

Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности, заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex – совокупность правил, норм, убеждений.)

Социальный педагог должен:

1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.

7. Соблюдать высокие нравственные своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.

10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. (В. Г. Бочарова).

В современной антропологии важнейшим основанием является положение о том, что человеку внутренне присуща способность к деятельности. В отличие от законов природы, законы функционирования человеческого сообщества проявляются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства объективной реальности, превращая некий исходный материал в продукт. Кроме того, социальное развитие и формирование самого человека, происходящее, как известно, во взаимодействии со средой и в процессе общения, так же опосредуется деятельностью. Понятие деятельность разрабатывалось в науке еще с античных времен преимущественно идеалистической философией, особенно глубоко в немецкой классической философии. В самом общем виде деятельность определяется в философии как способ существования (бытия) и развития человека, как форма активного отношения к объективной действительности, как процесс преобразования окружающей реальности, как методологический ключ к пониманию мира человека. Энциклопедический словарь трактует понятие деятельность как специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выраженному в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

Деятельность как сложный феномен изучается в различных областях научного знания: в философии, социологии, психологии, истории, культурологии, педагогике и др. Более того, понятие «деятельность» в современной науке принимает статус «категории» т. е. ведущего научного понятия. По мнению Б. Ф. Ломова, деятельность – явление многомерное, поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, основанием которых является различные признаки этого чрезвычайно сложного по своей структуре явления. Так, выделяют деятельность духовную и практическую, исполнительскую и творческую, индивидуальную и коллективную и т. д. Выделены также разнообразные виды профессиональной деятельности. В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую и научную деятельность. Педагогика в качестве ведущих определяет трудовую, учебную и игровую деятельность. В психологии рассматривают виды деятельности, связанные с психическими процессами (сенсорную, мнемическую, мыслительную и т. д.), различают так же внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешнюю – чувственно-предметную, материальную и внутреннюю – деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, т. е. идеальную деятельность сознания. В этой связи А. Н. Леонтьев отмечал, что «происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями».

Любая деятельность осуществляется ее субъектом (лат. subjectum – человек, познающий внешний мир и воздействующий на него; человек как носитель каких-либо свойств) направлена на объект (лат. objectum – существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющейся предметом познания, практического воздействия субъекта и включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат). Причем в качестве объекта деятельности человека выступают материальные вещи, идеальные образы, другие люди, сам человек, осуществляющий деятельность. Результатом деятельности могут быть материальные продукты, идеальные образы (теории, научные проекты), изменения в социальной ситуации, изменения в психической структуре субъекта (М. С. Каган).

Известные отечественные исследователи феномена «деятельность» называют, в качестве важнейших ее характеристик: предметность, социальность и сознательность. Деятельность предметна, ибо каждый вид деятельности различается прежде всего предметным содержанием, она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (В. В. Давыдов). Деятельность человека не только предметна, но и социальна по своей природе. В деятельности реализуются индивидуальные качества человека, его социальные роли, ценности; определяется и заявляется личностная позиция; происходит обмен информацией, продуктов деятельности; согласование индивидуальных целей и планов. При этом в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую» (Л. П. Буева).

Педагогическая деятельность рассматривается в современной науке как общественное явление, как особый вид профессиональной деятельности, характеризующийся богатством и разнообразием связей и отношений, приобщающая человека (ребенка) к миру. Вне педагогической деятельности невозможно представить развитие человеческого сообщества, ибо педагогическая деятельность является обязательным условием преемственной связи поколений. Она «вырастает» из культуры своей эпохи, соответствует ей и направлена на ее сохранение и воспроизводство. Но вместе с тем она является предпосылкой и условием дальнейшего развития самой культуры.

Педагогическая деятельность как функция общества выступает в качестве организатора педагогических усилий всего общества: педагогической деятельности общественности, семьи, трудовых коллективов, педагогических учреждений. Педагогическая деятельность существует в сложной системе зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни: экономикой, идеологией, политикой. Профессиональная педагогическая деятельность, по определению Н. В. Кузьминой, есть система и последовательность педагогически целесообразных действий, состоящих в том, что педагогические задачи должны быть решены в определенный срок и с соблюдением принципов и закономерностей педагогики.

Сущностно педагогическая деятельность представляет собой систему субъект–объектных и субъект–субъектных отношений, причем отношения, как известно, «представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» (В. Н. Мясищев). В своей профессиональной деятельности педагог реализует отношения к миру, к людям и самому себе, следовательно, качество приобщения детей к совокупности общественных отношений зависит от качества педагогической деятельности, то есть от того, как и какие отношения реализуются в практической деятельности по воспитанию и обучению детей.

Эту важнейшею особенность педагогической деятельности объясняет то, что « деятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью …это своеобразная мета-деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся» Ю. Н. Кулюткин. При этом специфика цели педагогической деятельности заключается в том, что она должна стать и целью педагога и целью ученика. Цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика, процесс продвижения этих целей реализуются через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производиться на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика. В этом и заключается сущность метадеятельности. Но управление деятельностью другого человека чрезвычайно сложно, так как цель педагога всегда направлена в будущее своего воспитанника, она близка ему и понятна, но дети живут не будущим, а настоящим, так как будущее слишком отдалено на фоне реальных проблем сегодняшнего дня. Ш. А. Амонашвили назвал это противоречие «основной трагедией воспитания» – педагог живет в настоящем, а строит будущее. Опыт педагогов-новаторов показывает, что разрешение этого противоречия возможно лишь, если выстраивать логику своей профессиональной деятельности с учетом природы ребенка, его потребностей и интересов.

Профессиональную деятельность педагога рассматривается так же как один из видов практического искусства, которое находит свое выражение в том, как учитель выделяет и решает возникающие перед ним профессиональные задачи. Творческий характер педагогической профессии обуславливается тем, что педагог сам создает среду своей деятельности, организуя воспитанников и руководя процессом их обучения, воспитания и развития. При этом деятельность педагога состоит из постоянного обновления содержания своей деятельности, совершенствовании форм и методов деятельности.

Имеет свои особенности и объект профессиональной деятельности педагога. По мнению ряда исследователей, объектом профессиональной деятельности педагога является не сам по себе ребенок, школьник, «вырванный» из педагогического процесса, а именно двусторонний педагогический процесс, представляющий собой обмен деятельностью учителя и школьника в системе последовательно взаимосвязанных учебно-воспитательных задач. (Сластенин В. А., Хмель Н. Д. и др.).

Целостность педагогического процесса обуславливается направленностью совместной деятельности педагога и школьника на решение задач обучения, воспитания, развития, на обеспечение гармонической целостности личности, а так же на организацию содержательных в социальном и нравственном отношении занятий детей. Исследуя становление педагога К. М. Левитан приходит к выводу, что «специфика педагогического труда заключается в том, что основным «орудием труда учителя является его собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся производственной ситуации и которая в конечном счете определяет результаты всей практической деятельности учителя».

Как известно, логика развития любой профессиональной деятельности такова – первоначально она возникает из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Затем практической деятельности специалиста дается научное обоснование. Социальная работа широко известна в различных исторических эпохах и различных культурах, но профессии «социальный работник», «социальный педагог», «специалист по социальной работе» стали реальностью для России лишь в 90-е годы. Вот почему в отечественной науке и практике не сложилось единой позиции на понимание сущности профессиональной социально-педагогической деятельности.

Профессиональная социально-педагогическая деятельность понимается современными отечественными исследователями и как работа по социальному воспитанию детей и их защите, и как деятельность, направленная на изменение жизненных обстоятельств ребенка, имеющего проблемы, и как деятельность по созданию педагогической ситуации среды для достижения социально-педагогических целей (Никитин В. А., Галагузова М. А., Р. В. Овчарова). Мы понимаем социально-педагогическая деятельность как разностороннюю, общественно-значимую, преобразующую деятельность, направленную на выявление, предупреждение и разрешение социальных проблем ребенка, находящегося в сложной жизненной ситуации, с целью нормализации его социальных отношений (Л. Н. Маркина).

Профессиональная социально-педагогическая деятельность близка профессиональной деятельности педагога. Вместе с тем в этих очень близких видах деятельности имеются существенные отличия. Доминантой профессиональной деятельности учителя является воспитание, обучение и развитие ребенка, а центром профессионального внимания социального педагога является социализация ребенка, процесс его вхождения в человеческое сообщество, его адаптация и интеграция в нем. Понятие «социальная» в словосочетании социально-педагогическая деятельность означает – связанная с жизнью и отношениями людей в обществе. В любом своем проявлении социально-педагогическая деятельность остается общественно необходимой. Причем, в зависимости от уровня социально-экономического и политического развития общества различные социальные группы людей могут увеличивать или уменьшать масштаб, формы и содержание социально-педагогической деятельности, но полностью отказаться от этой деятельности человечество не может. Социально-педагогическая деятельность носит гуманный характер, ее цель противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать развитию человеческого «я» в единстве с общечеловеческими ценностями: свободы, справедливости, равенства и демократии. С помощью социально-педагогической деятельности можно содействовать или, напротив, противодействовать прогрессивному развитию человеческого сообщества. Социально-педагогическая деятельность является, по сути, мощным сдерживающим средством, средством предотвращения социальных катаклизмов. Причем, эта деятельность будет тем эффективнее, чем больше ресурсов на нее будет выделено обществом и государством. Социально-педагогическая деятельность осуществляется как непосредственно (прямое взаимодействие социального педагога с человеком или группой людей) так и опосредованно (используя воспитательные возможности среды, пытаясь ее педагогизировать).

Своеобразие социально-педагогической деятельности заключается в том, что она носит адресный, локальный характер, а не непрерывный, программно-нормированный как педагогическая деятельность. По мнению ряда авторов, социально-педагогическая деятельность реализуется через социальное воспитание, социальное обучение, социальную помощь и социальное образование (А. В. Мудрик, М. А. Галагузова, Л. И. Аксенова и др.).

В социальной педагогике социальное воспитание трактуется как особый вид деятельности по планомерному созданию условий для относительно целенаправленного развития ребенка в процессе его социализации, стимулирующий творение ребенком социальных отношений и творение собственной личности в этих отношениях. Причем, эти условия создаются, по мнению А. В. Мудрика, «…в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи человеку». Целью и результатом социального обучения является развитие социальных знаний, умений и навыков, закрепление господствующих социальных ценностей и форм поведения человека. Социальное образование как единство социального воспитания и социального обучения включает в себя систематическое обучение, просвещение и стимулирование развития внутренних резервов индивида.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога определяется характером проблем ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Под социальной проблемой ребенка понимается особое состояние отношений ребенка в значимых сферах его жизни, препятствующих формированию положительного опыта (С. А. Расчетина). Причем, первопричиной искажения личного опыта ребенка является нарушение отношений заботы о ребенке и его защиты (первый слой социальной проблемы). На фоне отсутствия заботы и психологического комфорта, физического и нравственного унижения формируется ситуация внутренней озабоченности и незащищенности, вызывающая целый комплекс психологических проблем – отчуждение, депривация, депрессия (второй слой социальной проблемы). На этом фоне формируются новые проблемы, связанные с трудностями в построении социальных отношений – бродяжничество, алкоголизм, наркомания, преступность (третий слой социальной проблемы).

Основой любой деятельности, как известно, является действие. Действия, входящие в состав социально-педагогической деятельности условно могут быть разделены на несколько групп: социальные действия, связанные с проявлением заботы о ребенке (забота о физическом, психическом и нравственном здоровье), психологические действия, связанные с преодолением эмоциональных и смысловых барьеров (действия по восстановлению психического равновесия) и собственно педагогические действия, связанные с разумной организацией жизнедеятельности ребенка (социальное воспитание). Совершенно очевидно, что это деление условно, а в реальной действительности социально-педагогическая деятельность представляет собой сплав профессиональных действий, призванных помочь разрешить проблему социальной жизни ребенка. Причем, основную трудность и своеобразие социально-педагогической деятельности придает ее ориентация на взаимодействие социального педагога и ребенка по преодолению той или иной проблемы. Успешность социально-педагогической деятельности во многом зависит от личностных характеристик педагога и ребенка, имеющего проблему. Подтверждение этого суждения мы находим в идеях известных философов, социологов и психологов о том, что решение проблем человека находиться не вне его, а в нем самом, в его личностных характеристиках и в его отношении к жизни. Философ Ж. П. Сартр считал, что основой личности является потребность стать, «…человек есть лишь то, что он сам из себя делает…я создаю определенный образ человека, который я выбираю …выбирая себя, я выбираю человека вообще».

Качественное своеобразие социально-педагогической деятельности придает мощный эмоциональный фон, на котором разворачиваются профессиональные действия. Эмоции сопереживания и сочувствия ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, мотивационно поддерживают и «подпитывают» профессиональную деятельность и в то же время приводят к «эмоциональному выгоранию» социального педагога. Вот почему социально-педагогическая деятельность была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но всегда является одним из самых творческих, одухотворенных и благородных видов человеческой деятельности, подлинным человековедением.

Поэтому представляется необходимым дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку.

 



2015-11-10 1714 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)