Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



2015-11-10 1998 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Под методами исследования понимают способы решения исследовательских задач. Социальная педагогика как относительно молодая отрасль педагогической науки и практики находиться в процессе выработки своих специфических методов. Как известно, методы – это разнообразные инструменты проникновения исследователя в глубину социально-педагогических процессов и явлений, инструменты открытия взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

Методы объективны и субъективны одновременно: они объективны, так как позволяют отразить окружающую действительность, измерить ее и исследовать во всех совокупностях; в то же время методы субъективны, так как они являются орудием мышления конкретного исследователя.

Осуществляя научный поиск, педагог отбирает из всего многообразия имеющихся в науке методов необходимые. Причем, отбор нужных осуществляется с учетом определенных принципов. Ведущих принципов выбора два: принцип совокупности методов исследования и адекватности методов существу изучаемого явления или процесса. Для удобства использования методов исследования предпринимались неоднократные попытки их систематизации и классификации, хотя единой классификации методов исследования не существует до сих пор.

Принято деление методов исследования на:

а) теоретические и экспериментальные;

б) собственно педагогические и заимствованные из других наук;

в) констатирующие и формирующие;

г) накопления фактов, обобщения и осмысления собранных фактов, а так же проверки и уточнения выдвинутых предположений.

Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

Ведущими методами накопления фактов в социальной педагогике являются: методы наблюдения, опроса, тестирования и изучения документов и продуктов деятельности.

Наблюдение

Наблюдение является самым древним и распространенным в науке методом. Хронологически наблюдение является первым методом, используемым многими науками, в том числе и педагогикой. Педагогическая энциклопедия дает такое определение наблюдению – «активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира».

Наблюдение в социально-педагогическом исследовании – это непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация исследователем изучаемых явлений и процессов в динамике их изменения. Сущность метода наблюдения заключается в том, чтобы наблюдать, отмечая все мелкие детали, отслеживать развитие ситуации, систематизировать и группировать выявленные факты. Различают несколько видов наблюдений: непосредственные иопосредованные, сплошные или дискретные (от. лат. discretus – прерывистый), первые охватывают процессы в целостном виде, вторые представляют собой выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений или процессов. К разновидностям научного наблюдения относят и такие, как открытое и конспиративное, включенное и невключенное. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, второе наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых. Включенное наблюдение – это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом того или иного объединения. В таких условиях наблюдение помогает исследователю глубже разобраться в изучаемой проблеме. Не включенное наблюдение – это восприятие какого-либо явления со стороны. В арсенале исследователя существуют и такие виды наблюдений как лонгетюдное (продолженное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Например, социальный педагог изучает условия оптимального развития тех или иных способностей у одаренного школьника (в социальной педагогике одаренность понимается как разновидность девиации) с первого по одиннадцатый класс. При лонгетюдном наблюдении исследователь изучает условия оптимального формирования изучаемых способностей в течение 11 лет. При ретроспективном наблюдении исследователь использует биографические данные школьника, чтобы вместе с самим школьником, его родителями и учителями выявить то, что оказало решающее влияние на развитие способностей испытуемого. Материалы научного наблюдения обязательно фиксируются с помощью протокольных, дневниковых, видео и фото записей и кино регистрации. Научное наблюдение отличается от обыденного (житейского) целенаправленностью, аналитичностью, комплексностью и предполагает наличие у исследователя программы наблюдения. Наблюдение, как и любой метод исследования, имеет, свои сильные и слабые стороны Метод наблюдения позволяет изучать объект целостно в естественных условиях, причем результаты правильно организованного наблюдения не зависят от субъективных намерений исследуемых. В то же время с помощью наблюдения можно обнаружить лишь внешние проявления социально-педагогических фактов, внутренние же процессы остаются недоступными для исследователя.

Опросный метод

Опросный метод являются одним из самых распространенных в научном исследовании. Бесспорным достоинством метода является возможность получения значительного объема информации в короткие сроки. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в опросный лист вопросов. Причем, формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, а каждый вопрос должен быть логически отдельным. Метод опроса используется в научном исследовании в различных формах: письменной (анкетирование), устной (беседа, интервью) и социометрической.

Анкета

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов. Анкетирование как письменный опрос продуктивен, документален, гибок в получении и обработке информации. Существует несколько типов анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа содержит готовые для выбора анкетируемого ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой, т. е. часть ответов предлагается на выбор и в то же время остается возможность свободной формулировки ответов для анкетируемого. Организация анкетного опроса предполагает не только тщательную разработку структуры анкеты, но и предварительного испытания с помощью пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Техника обработки анкет определяется числом опрашиваемых (респондентов) и степенью сложности анкеты, возможна ручная и машинная обработка, Одной из разновидностей анкет, широко используемых в системе педагогических наук, является анкета с балльной оценкой или шкалирование. Шкалированием называется способ превращения качественных факторов в количественные ряды. Например, исследуем отношение учащихся к тому или иному учебному предмету по пятибалльной шкале:

Творческое 5 4 3 2 1 Равнодушное

Причем, число баллов может быть различным. Часто применяется двенадцатибалльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака (минимальное –6 и +6 – максимальное).

Беседа

Беседа как разновидность опросного метода предполагает диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. В живом контакте исследователя и испытуемого появляется возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений. Успешное использования этого метода зависит от доверительности, искренности, взаимоуважения участников диалога. Практикуются открытые и скрытые записи фонограммы содержания беседы.

Метод интервью

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. В рамках интервью исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу. Интервью как метод более продуктивен в обстановке неофициальных контактов исследователя и испытуемого.



2015-11-10 1998 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1998)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)