Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ



2015-11-10 1940 Обсуждений (0)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимость решать объективно возникающие в социуме проблемы социальной дезадаптации детей и подростков привела к появлению в России новых специалистов – социальных педагогов, призванных целенаправленно заниматься профилактической работой с детьми и подростками, и прежде всего с безнадзорными. Основное назначение социального педагога – оказание им помощи в адаптации к социальной среде, в нахождении средств и способов раскрытия своих позитивных свойств, дающих возможность успешно жить и реализовывать себя в обществе. Социальный педагог призван создавать условия для целенаправленной социализации личности. Таким образом, он становится главной фигурой в профилактике безнадзорности.

Одна из основных задач деятельности социального педагога заключается как раз в том, чтобы помочь школьникам избежать деформации социальных связей, вовремя помочь им адаптироваться к школьной среде, правильно сориентироваться в выборе неформальной группы, избежать негативных контактов и влияний.

Модель социально-педагогической деятельности как первичного звена системы социальной профилактики безнадзорности, требует не только четкого определения основного своего содержания, но и разграничения функций, традиционно осуществляющихся школой, милицией, КДН, досуговыми учреждениями. Ибо отдельные формы работы школы с детьми или родителями, действительно напоминают те, которые используются в практике работы социальных педагогов Центра. От традиционной психологической и педагогической работы она отличается:

а) по типу детей – например, недисциплинированные учащиеся, периодически прогуливающие занятия в школе, с одной стороны, или дети, склонные к бродяжничеству, бездомные, социальные сироты приютов и реабилитационных центров, с другой;

б) по номенклатуре основных проблем детей – простая неуспеваемость и агрессивное поведение, употребление наркотиков, совершение правонарушений;

в) по организационным структурам, в которых происходит профилактика;

г) по комбинации всех этих направлений между собой;

д) по массовости и охвату или адресности и штучности и т. д.

Социально-педагогическая работа – это всесторонняя и действенная помощь ребенку, попавшему в трудную ситуацию, все те меры, которые этот специалист направляет на его спасение. Она проводится совместно с ребенком и ради ребенка максимально щадящим личность ребенка средствами и способами, с ориентацией на его индивидуальность, на общество, с активизацией возможностей как этого общества, так и возможностей самого ребенка, его родителей, с привлечением для достижения этих целей педагогических средств и социально-педагогического пространства, в котором социальный педагог предполагает действовать.

Это важнейшее основание профессиональной позиции социального педагога в условиях учреждения социальной помощи семье и детям. Из этого складываются и все другие характеристики его профессиональной деятельности:

- поддержка позитивных устремлений ребенка, помощь ему в самореализации, физическом и духовном развитии;

- защита интересов ребенка, попадающего в неблагоприятную жизненную ситуацию;

- создание условий для изменения отношений к нему в позитивную сторону (вера, терпение, уважение к личности), обеспечение посредничества между ребенком и взрослыми, в том числе родителями;

- совместный с ребенком поиск путей и способов самореализации в организационном и культурном пространстве;

- координация воспитательной деятельности как в самом учреждении, так и за его пределами, поддержка у других участников воспитательного процесса гуманистического подхода к личности.

Профилактическая работа социального педагога с безнадзорными детьми и подростками в учреждении социальной помощи семье и детям осуществляется по таким направлениям как:

1) изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков;

2) предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности;

3) организация специально психологически и педагогически выверенной деятельности с безнадзорными, входящими в группу риска;

4) взаимодействие с другими специалистами Учреждения и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление исследовательских, превентивно-профилактических, коррекционно-развивающих, координационных, и ряда других функций.

Осуществляя профилактику безнадзорности, социальный педагог использует следующие стратегии:

1. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии – это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов учреждения социальной помощи семье и детям.

2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением – одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Это направление деятельности социального педагога становится необходимым, когда ребенок оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии – изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослыми искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми.

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга. Одна из важных форм – просветительская работа учителями и родителями среди безнадзорных, особенно подросткового возраста. Социальный педагог выступает с лекциями или проводит беседы в школах, по месту жительства, говорит о причинах, приводящих к деформации социальных связей у детей и подростков, о формах проявления асоциального поведения, об особенностях неформальных молодежных объединений и пр.

Он может также выступать на педсоветах тех школ, где учатся его клиенты, с сообщениями об особенностях их социального развития, о значимости для них благоприятной обстановки в школе, особого внимания со стороны учителей, классных руководителей, других членов педагогического коллектива, организовывать тематические экскурсии в музеи, на производства, выставки и пр.

Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению.

Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль.

Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Поведенческая терапия включает тренинги, направленные на развитие у детей навыков социального поведения, а также занятия по овладению навыками социального взаимодействия.

Целесообразна также организация совместно с психологом тренингов, направленных на решение личностных проблем и преодоление комплексов (робости и застенчивости, драчливости и агрессивности, эмоциональной неуравновешенности и др.).

Одним из основных методов влияния социального педагога является дискуссионная терапия. Важно научить подростков обосновывать свое мнение, уметь слышать противоположную сторону, делать самостоятельные выводы.

Деятельность социального педагога, учреждения социальной помощи семье и детям осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими специалистами, участвующими или подключающимися к процессу профилактики безнадзорности несовершеннолетних. В их числе специалисты отделения срочного социального обслуживания попавшего в трудную или опасную ситуацию ребенка, отделения психолого-педагогической помощи, отделения групп дневного пребывания детей и подростков, консультативного и стационарного отделений, обеспечивающих комплексный и междисциплинарный подход к решению проблем безнадзорных и процессу оказания помощи им самим и их семьям. Каждый из них выполняет свои функции, и все вместе они обеспечивают целостность этого процесса. Что касается социального педагога, то он выполняет при этом помимо своих обязанностей роль своеобразного посредника (диспетчера) между своими клиентами и специалистами центра. При этом он не только сообщает информацию о ситуации ребенка, его проблемах и трудностях, но и обосновывает отбор предполагаемых клиентов для работы с другими специалистами.

 



2015-11-10 1940 Обсуждений (0)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)