Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ



2015-11-10 2373 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ 5.00 из 5.00 3 оценки




Под группами взаимопомощи понимают добровольно спонтанно возникающие или организованные с помощью специалистов группы людей, объединенных сходством переживаемых проблем и кризисных жизненных обстоятельств, для совместного решения этих проблем и оказания взаимной помощи и поддержки. Отличие групп взаимопомощи от общественных организаций состоит в их неформальности, меньшей структурированности, отсутствии стремления к общественно-политической и коммерческой деятельности (нацеленность на внутригрупповое взаимодействие, а не на взаимодействие с другими организациями или объединениями). В социальной практике известно большое количество подобных групп, например: группы анонимных алкоголиков, группы анонимных наркоманов, группы ветеранов Афганистана (Вьетнама в США), женские группы, группы больных СПИДом; группы матерей или отцов-одиночек, родителей детей-инвалидов, группы родителей и друзей психически больных и т. п.

Группы взаимопомощи могут подразделяться по различным основаниям, например:

- группы, возникающие спонтанно, и группы, инициированные специалистами;

- группы, имеющие программу функционирования и четко определенную цель, и группы со спонтанной динамикой;

- группы закрытого типа, когда состав участников постоянен, и группы открытого типа, когда допускается смена состава и прием новых членов;

- группы, работающие в течение определенного времени, регулярно встречающиеся, и группы, собирающиеся лишь по каким-либо поводам;

- тематические группы, объединяющие тех, кто пережил сходный травматический опыт (группы жертв насилия и т.п.), и смешанные;

- группы, дифференцирующиеся в зависимости от состава участников, объединяющие людей по какому-либо формальному признаку (по полу, возрасту и др.), и смешанные группы и т. д.

Группа взаимопомощи способна предоставить как проблемно-ориентированную поддержку (советы, утешения, обсуждение личных тем), так и проблемно-неориентированную (ощущение того, что тебя любят, в тебе нуждаются и т. п.).

Вне зависимости от типа группы и состава участников должны быть созданы условия, обеспечивающие групповое взаимодействие:

- каждый участник группы стремится уважать мнение другого и принимать его чувства;

- каждый участник группы имеет право (но не обязан) высказываться и может рассчитывать на то, что будет выслушан со вниманием, хотя не обязательно, чтобы с ним непременно соглашались;

- члены группы должны быть уверены в конфиденциальности сообщаемых ими сведений о себе, что дает ощущение безопасности;

- члены группы стремятся к совместному обсуждению и решению всех групповых (а при договоренности и внегрупповых) вопросов;

- члены группы при пропуске занятий предупреждают ведущего или одного из членов группы, чтобы все члены группы и лидер были в курсе возможных декомпенсаций участников группы.

Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Есть, однако, и некоторые негативные последствия стихийного формирования групп: замыкание членов группы на самих себе, закрытость к общению вне группы; фиксация на собственных проблемах; формирование враждебного отношения к тем, кто не переживает схожих проблем, что возможно при высоком уровне агрессии у членов группы, наличии негативно настроенного лидера.

Специалисты выделяют следующие рекомендации к созданию подобных групп:

- группа формируется на основе одного основополагающего принципа, по остальным показателям она может быть разнородной;

- участие в группе должно быть свободным и добровольным;

- группа должна быть нацелена на решение актуальных для данного круга лиц проблем, на создание у них достаточной мотивации к объединению и участию в ней.

Возможны два пути образования (создания) группы взаимопомощи. Первый, прямой – предложение по организации встреч. Второй, косвенный – приглашение на собрание или встречу с каким-либо интересным или полезным собеседником, т. е. со здание ситуации, благоприятной для неофициального знакомства, общения, обмена информацией и т.п. Возможен и совершенно иной принцип – выявление уже имеющихся кругов не формального общения, выполняющих функции поддержки и взаимопомощи. В этом случае организационные функции служб социальной защиты могут заключаться лишь в выяснении проблем и запросов данной группы и оказании ей социальной по мощи.

Следующим шагом для создания группы является поиск лидера-ведущего. В его функции обычно входят организация места сбора группы, помещения, способствующего возникновению групповой сплоченности; постоянное активное вовлечение участников группы и членов их семей в работу, совместное преодоление актуальных проблем, обсуждение индивидуального опыта, проведение досуга; организация эффективного общения на период сбора группы; оказание при необходимости экстренной индивидуальной психологической помощи, готовность выслушать и понять любого члена группы; помощь в поиске информации по жизненно важным вопросам; помощь в налаживании прямых связей участников группы между собой; создание теплой дружеской атмосферы в период сбора членов группы; при желании рядовых членов группы совместная с ними разработка правил работы группы, правил приема, общих ритуалов и т. п.; посредничество в решении социальных, юридических, финансовых и медико-психологических проблем.

В случае если группа была инициирована специалистами (социальным педагогом, психологом), ведущий группы организует знакомство незнакомых членов группы между собой и с делом; обсуждение вопроса о составе группы (если группу планируют сделать открытой, возможна разработка правил или ритуала приема); группа ставится в известность относительно необходимости требований к групповой работе, вырабатываются собственные правила работы; вырабатываются санкции за отступление от групповых правил; определяются основные цели группы как на уровне реальной проблематики, так и на психологическом уровне.

В зависимости от специфики группы применяются разнообразные методы (например, групповые дискуссии, эмпатические слушания, упражнения по технике эффективного общения, релаксация, саморегуляция, обсуждение проблем и т. п.). Каждая встреча, а также смысловые этапы в жизнедеятельности группы должны завершаться подведением итогов, определением ориентиров на будущее. Необходимо позаботиться о создании возможностей для неформальных встреч участников группы друг с другом вне занятий. Основная цель – передача инициативы самим членам группы, уход ведущего «на права гостя».

В случае если группа сложилась стихийно, социальный педагог изучает специфику группы, объединяющие ее позитивные и негативные черты; создает в уже возникшей группе условия для более эффективного общения и деятельности (организация места сбора группы, финансово-материальная помощь, консультативные, информационные услуги, привлечение необходимых специалистов и т. п.).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте различные неформальные подростково-молодежных объединения и группы с различной социальной направленностью.

2. Социально-психологические механизмы и уровни развития криминогенных подростковых групп.

3. Структурный состав криминогенных подростковых групп.

4. Характеристика условий и этапов переориентации асоциальных групп за счет включения в коллектив социально-педагогического центра.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и структура «группы». Формальные и неформальные подростковые и юношеские группы, их типологизация.

2. Методика диагностики подростковых и юношеских групп: наблюдение за деятельностью коллектива, анкетирование; тестовые методики изучения коллектива; социометрия как метод социально-педагогической диагностики коллектива; игровые технические приемы социально-педагогической диагностики нравственного климата в детском коллективе; диагностика межличностных отношений в коллективе. Критерии межличностного выбора (СКР).

3. Методики и технологии социально-педагогической деятельности с группами различной направленности.

4. Социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

5. Технологии организации групповой деятельности.

6. Методика организации групп взаимопомощи.

7. Технологии низкопороговых учреждений.

Проблемные вопросы для дискуссии:

1. Докажите, что неформальное общение для подростков может являться специфическим каналом усвоения и передачи информации.

2. Как вы считаете, эффективна ли практика запрета неформальных объединений? Докажите свою точку зрения.

3. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что именно в подростковом возрасте нормы и ценности неформальной группы являются для подростка более значимыми, чем те, которые пропагандирует школа и семья.



2015-11-10 2373 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ВЗАИМОПОМОЩИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)