Оценка эффективности многоканальной СМО
Рассмотрим многоканальную СМО,в которой выполняются следующие требования. · На вход системы поступает простейший поток заявок; · Каждый канал обслуживает одну заявку; · Время обслуживания подчиняется показательному закону; · Если хотя бы один канал свободен, то заявка принимается на обслуживание; · Заявка теряется, если поступает в тот момент, когда все каналы заняты, т.е. другими словами это система с отказами. Рассмотрим следующие критерии эффективности работы СМО: 1) вероятность отказа в обслуживании Pотк; 2) относительная пропускная способность π0; 3) абсолютная пропускная способность π.
Обозначим состояния системы соответствующими вероятностями (табл. 6): Таблица 6
Ф о р м у л а Э р л а н г а Чтобы получить выражение для исходных критериев необходимо составить систему дифференциальных уравнений, связывающую вероятности предыдущих и последующих состояний СМО (уравнений Колмогорова) и, затем, решить эту систему. На практике часто представляет интерес установившийся процесс, описываемый стационарным решением указательной системы дифференциальных уравнений при t→∞. При этом, для всех индексов k, от 1 до n производные равны нулю и система дифференциальных уравнений превращается в систему алгебраических уравнений Колмогорова: Решением подобной системы уравнений для случая n обслуживающих аппаратов является формула Эрланга, выражающая предельные вероятности состояний Pk: где ρ – нормированная интенсивность входного потока заявок (загрузка обслуживающего прибора). Формула Эрланга дает вероятность того, что k каналов из n заняты обслуживанием заявок.
К р и т е р и и э ф ф е к т и в н о с т и р а б о т ы м н о г о к а н а л ь н о й СМО С помощью формулы Эрланга найдем выражения для введенных критериев. Вероятность отказа в обслуживании– вероятность того, что в момент прихода заявки все обслуживающие приборы будут заняты (в формуле Эрланга k = n):
Относительная пропускная способность– вероятность обслуживания:
Абсолютная пропускная способность– количество заявок в единицу времени:
П р и м е р о ц е н к и э ф ф е к т и в н о с т и р а б о т ы м н о г о к а н а л ь н о й СМО Рассмотрим работу участка токарных станков. Участок включает 3 одинаковых станка со среднем временем обработки одной детали 3 минуты. Детали приходят на участок в среднем через 2 минуты. Требуется определить вероятность отказа, а также относительную и абсолютную пропускную способность участка. Решение Три станка на участке означает, что n=3. 1. Определим среднюю скорость поступления заявок (деталей): λ=1/2 [мин-1]. 2. Определим среднюю скорость обслуживания: μ=1/3 [мин-1]. 3. Найдем величину загрузки обслуживающего прибора (станка): ρ= λ/ μ=3/2=1,5. Если бы на участке был только один станок с такой загрузкой ρ>1, то, как известно из теории, он не справился бы с таким потоком деталей, и число отказов неограниченно возрастало бы (если учитывать очередь, то она возрастала бы до бесконечности L→∞). 4. Найдем вероятность отказа в обслуживании для трех станков, используя формулу Эрланга:
Это означает, что в среднем из 100 поступающих на обработку деталей 17 (точнее: из 1000 – 176) могут быть не приняты (отправлены назад, например, в тару), так как в это время все 3 станка заняты обработкой других деталей. 5. Найдем относительную пропускную способность (вероятность обслуживания): π0=1 – P3= 1 – 0,17647=0,82353. Это означает, что в среднем из 100 поступающих на участок деталей примерно 82 будут обработаны. 6. Определим абсолютную пропускную способность: π=λ·π0=0,5·0,82353·60=24,7059[дет/час]. Заметим, что если бы детали приходили на участок не случайным образом, а регулярно, т.е. строго каждые 2 минуты, то все детали на участке успевали бы обрабатываться, и даже еще оставалось бы время, т.е. никаких отказов бы не было! Это следует из того, что среднее время обработки одной детали участком из трех станков равно: μ3=(1/3) · 3=1[мин-1] → Т3=1/ μ3=1 [мин]. Возможности оценки характеристик СМО с использованием аналитических моделей теории массового обслуживания ограничены по сравнению с теми требованиями, которые предъявляют практические задачи, возникающие при исследовании и проектировании реальных систем. Вопросы к разделу 5.1
Сети Петри
Это аппарат для моделирования динамических дискретных систем (преимущественно асинхронных параллельных процессов). Сеть Петри определяется как четверка <Р,Т,I,О>, где Р и Т – конечные множества позиций и переходов, I и О – множества входных (Input) и выходных (Output) функций. Иначе говоря, сеть Петри представляет собой двудольный ориентированный граф, в котором позициям соответствуют вершины, изображаемые кружками, а переходам – вершины, изображаемые утолщенными черточками. Функциям I соответствуют дуги, направленные от позиций к переходам, а функциям О – от переходов к позициям. Как и в системах массового обслуживания, в сетях Петри вводятся объекты двух типов: динамические – изображаются метками (маркерами) внутри позиций и статические – им соответствуют вершины сети Петри. Модели в виде сетей Петри также называют N-схемами (от англ. net – сеть).
Рис. 5.12. Фрагмент сети Петри и основные понятия
Маркировка Распределение маркеров по позициям называют маркировкой. Маркеры могут перемещаться в сети. Каждое изменение маркировки называют событием, причем каждое событие связано с определенным переходом. Считается, что события происходят мгновенно и разновременно при выполнении некоторых условий. Каждому условию в сети Петри соответствует определенная позиция. Совершению события соответствует срабатывание (возбуждение или запуск) перехода, при котором маркеры из входных позиций этого перехода перемещаются в выходные позиции. Последовательность событий образует моделируемый процесс.
Читайте также: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |