ТЕМА14. ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Инновации выступают фактором увеличения эффективности производства, повышения конкурентоспособности продукции и организаций. Инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта. Инновации отличаются научно-технической новизной своих объектов, коммерческой реализуемостью, зависимостью от жизненного цикла изделий; производственной применимостью; экономической эффективностью (прибыльностью); уникальностью новшеств, направленных на обеспечение конкурентоспособности продукции и организации. Выделяют следующую классификацию инноваций. 1. По объекту (областям применения) различают: - продуктовые инновации, которые связаны с разработкой и внедрением в производство новых товаров; - процессные инновации, связанные с внедрением новых производственных методов, включая методы передачи продуктов; - организационные инновации, связанные с реформированием организационных структур, внедрением прогрессивных форм организации производства; - управленческие инновации; - информационные инновации; - социальные инновации и иные. 2. В зависимости от широты распространения инновации подразделяются на: глобальные (например, Интернет); транснациональные, межотраслевые, отраслевые (например, в радиоэлектронной промышленности переход от кассетных магнитофонов к лазерным проигрывателям); локальные. 3. По степени значимости: - базовые (пионерные), предполагающие применение нового продукта, который коренным образом меняет технологический уклад; - принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технической системы, смена поколений техники; - улучшающие, направленные на усовершенствование технологий, товаров; - псевдоинновации – это модернизация или рационализация средств труда, товаров, направленная на частичное их улучшение. 4. По месту использования: инновации в производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.) и непроизводственной сфере (образование, наука и т.д.). 5. По масштабам применения: единичные, массовые. 6. По причинам возникновения: стратегические (обеспечивающие конкурентные преимущества), адаптивные (обеспечивающие приспособление к изменившимся условиям и выживание организации). Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка. При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности организации необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация. Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем. Наиболее характерными показателями нововведений являются абсолютная и относительная новизна новшества, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности и экологической безопасности. Инновационная деятельностьохватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха. Необходимость развития инновационной деятельности организаций объясняется внешними и внутренними мотивами. Внешними мотивамиявляются: - необходимость адаптации организации к динамично меняющимся условиям внешней среды; - изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; - совершенствование потребительских предпочтений и динамика рынков сбыта, определяющих давление спроса на рынках; - активизация конкурентов; - конъюнктурные колебания на рынках; - структурные отраслевые изменения; - появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, определяющих давление предложения на рынках. Внутренними мотивамиинновационной деятельности организации являются: - необходимость повышения конкурентоспособности организации и ее продукции (работ, услуг); - обеспечение экономической безопасности и финансовой устойчивости; - максимизация получения прибыли в долгосрочном периоде. Развитие инновационной деятельности организации зависит от следующих факторов: материально-технических, кадровых, научно-теоретических, информационных, организационно-управленческих, рыночных, экономических, финансовых. Инновационная деятельность организации по разработке, освоению и коммерциализации новшеств включает: - проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества: проведение лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; - подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; разработку нового технологического процесса изготовления новой продукции; - проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; - разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; - проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; - организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций на рынок; - подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Совокупность технологических, управленческих и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание, внедрение и коммерческую реализацию нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель – предоставить организации существенные конкурентные преимущества и, в конечном итоге, увеличить реализацию новой продукции и повысить рентабельность производства. На основе инновационной политики организации ежегодно формируют инновационную программу,представляющую собой комплекс намеченных к реализации инновационно-инвестиционных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления. Инновационная деятельность организаций осуществляется на основе научных и научно-технических программ и инновационных проектов. Научные исследования являются основой для формирования инновационной стратегии организации, где первостепенное значение придается ориентации результатов исследования на рыночные потребности. Стратегия инновационного развития предполагает решение следующих задач: повышение научно-технического уровня производства; рациональное использование всех видов имеющихся ресурсов; обеспечение рентабельности хозяйственной деятельности и стабильного финансового состояния; поддержание конкурентных преимуществ организации на рынках сбыта продукции. Экономический эффектот инновационной деятельности, то есть от реализации инновации, может быть выражен в приросте прибыли, объемов реализации продукции; снижении себестоимости, экономии ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), улучшении качества продукции, решении социальных проблем и др. Инновационная инфраструктура – это система институтов (организаций и учреждений), обеспечивающих через определенные формы, методы и мероприятия поддержку инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных функциональных блока: 1) специализированные организации поддержки и обслуживания инновационных организаций. Это организации информационного, финансово-экономического обеспечения; экспертизы; сертификации, патентования и лицензирования наукоемкой продукции; подготовки и переподготовки кадров; лизинговые центры; консультационные службы; фирмы специализированных услуг (бухгалтерские, аудиторские, рекламные и др.); технологические посредники; 2) центры «выращивания» (создания) специализированных организаций (бизнес-инкубаторы); 3) зоны инновационного предпринимательства (научные и технологические парки). Инновационная политика государстваявляется частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической и инновационной деятельности. Она предусматривает выработку конкретных механизмов, способствующих созданию благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и коммерциализации ее результатов. Элементами механизма государственного регулирования инновационной деятельности являются: - создание законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности и обеспечение охраны прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности; - определение приоритетов научно-технического и инновационного развития и координация инновационной деятельности; - прямое участие государства в финансировании научных исследований и инноваций за счет бюджета; - увеличение вневедомственного конкурсного финансирования инноваций через научные фонды и развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере; - формирование инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий для деятельности как государственных, так и частных инновационных организаций; - введение налоговых, таможенных и кредитных льгот для поддержки инновационной деятельности.
Читайте также: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |