Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие идеологии и ее генезис



2015-11-10 459 Обсуждений (0)
Понятие идеологии и ее генезис 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «идеология» древнегреческого происхождения, составлен из двух слов «идея» и «логос» и буквально означает «учение об идеях», о том, как эти идеи взаимодействуют, переходят от одних к другим, существуют как некая самостоятельная сфера. Сущность идеологии.

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставили.

В структуру идеологии входят следующие компоненты:

I.Знания, идеи, взгляды, ценности, нормы.

II. Важную роль в идеологии играет система теоретических концепций и идей. Если бы идеи выражались в таком виде они были бы малодоступны широкому кругу людей.

III. Сами по себе знания и идеи вне системы ценностей не обеспечивают целостного характера идеологии. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

IV. В структуру идеологии входят убеждения, являющиеся формой углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, представляющие звено перехода от знаний к практическим действиям.

V. Огромное значение играет волевой компонент, т.е. способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности.

VI. Центральное место и значение занимает в идеологии понятие интерес.

VII. Идеологическая деятельность, идеологические учреждения и организации, и, наконец, идеологические процессы.

Функции:

Интегративная функция – ее роль определяется тем, что никакое социальное движение – прогрессивное или реакционное, интернационалистское или националистическое, либеральное или консервативное, социалистическое или фашистское – невозможно без идеологии.

Теоретическая функция – теоретические обоснованные концепции, объясняющие пути развития общества и роль в этом определенных социальных слоев, партий, движений, развиваемых и отстаиваемых ими идей, ценностных ориентаций и идеалов.

Образовательно-воспитательная функция идеологии – внесение идеологических установок, концепций в сознание людей, имеющем целью формирование у них определенных политических, нравственных, эстетических и иных убеждений и ценностных ориентаций.

Мобилизующая функция идеологии – способность задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей.

Мотивационная функция - формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам.

Прогнозирующая функция идеологии – воздействует на сознание и чувства людей, на их жизненную позицию, на изменение существующей ситуации в желаемом направлении, это также проекция в будущее.

Социально организующая функция идеологии – совокупность всех охарактеризованных функций в их органическом взаимодействии.

 

2. Идеология государства как специфический тип идеологии.

 

Выделяют идеологии глобальные (мировые), локальные (внутригосударственные) и частичные.

К глобальным идеологиям относятся социализм (включающий так же марксизм-ленинизм, демократический и утопический социализм), либерализм, консерватизм, национализм и др. Глобальными их называют потому, что все они претендуют на выработку некой общей для всего человечества программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства.

Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, выражают потребности внутренней регуляции отношений между властью и обществом. Идеологии частичные выражают всю пестроту интересов различных социальных слоев и групп. Конкретным проявлением частичных идеологий является многопартийность.

Типология идеологий может быть проведена и по ее основному социальному носителю, в этом случае говорят о рабовладельческой, феодальной, буржуазной, мелкобуржуазной, пролетарской идеологии.

Можно типологизировать идеологию по сферам функционирования, в этом случае говорят о национальной, государственной, политической, официальной, оппозиционной идеологии.

В последнее время все чаще говорят о видах идеологии, выделяемых по сферам социальной жизни: гуманитарная идеология, экономическая идеология, политическая идеология, идеология прав человека, идеология средств массовой информации.

Идеология государства – это совокупность идей, взглядов и представлений о путях развития общества и государства, его целях, принципах и приоритетах, изложенных в конституции, а так же система политических ценностей, разделяемая большинством сограждан.

Выделяют три уровня идеологии:

1. Теоретико-концептуальный, который предполагает изложение основных норм и принципов, ценностных ориентаций определенных социальных групп общества.

2. Программно-политический, который включает программные положения лозунги и требования по реализации целей и задач развития общества.

3. Актуализированный, который предполагает определенный уровень освоения гражданами целей и принципов идеологии государства.

Высший уровень идеологии государстваобразуют научные труды, другие работы, претендующие на научность.

Средний уровень идеологии государствасоставляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления внутренней и внешней политики государства.

Низший уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, пропагандируется содержание идеологии государства – политическая символика, произведения искусства, статьи, книги, лекции.

 

3. Формирование и перспективы развития идеологии белоруской государственности.

 

Самоопределение - исторический процесс перехода от одного состояния к другому в развитии государства и его общественных форм. Это присуще и белорусской государственности.

Проблема выбора дальнейшего развития белорусской государственности вновь оказалась в центре борьбы после распада союзного государства. Определились три концептуальных подхода. В геополитическом отношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можно свести к следующему.

Первый подход — совершенствование существующей суверенной белорусской государственности в границах воссоздаваемого союзного государственного образования, на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс.

Второй подход — узаконить национальную государственность белорусского народа как единственно истинную. Т.о. предпринимаются попытки воссоздать то, что исчезло в историческом потоке.

И третий подход — превратить Беларусь в составной компонент Западной Европы, то есть взять за образец государственности какую-либо западноевропейскую страну и создать характерные для нее государственные структуры в Беларуси.

Оба (2 и 3) этих подхода несостоятельны и пагубны как для самой национальной государственности, так и для белорусского общества в целом. Наиболее эффективной, а, следовательно, приемлемой для белорусского общества является первая альтернатива, а именно: совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного межгосударственного образования, которое будет, является гарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь.

Закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства — одна из самых отличительных черт Конституции Республики Беларусь. Именно это является основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Характерной чертой идеологии государства должен стать патриотизм, преданность Отечеству, гордости за свой народ.

 

4. Идеология белорусского государства в контексте современных идеологических концепций и доктрин.

 

Определение понятия идеологии как философской категории и ее сути четко, емко и понятно сформулировано Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко: «Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям».

В настоящее время отдельные политологи, государственные деятели стараются не использовать термин «идеология», определяя таким образом полную деидеологизацию общества. Однако ведущие ученые, философы полностью отвергают такие заключения, считая их ошибочными и не соответствующими реалиям сегодняшнего дня. И даже если идеология как философская категория в политическом лексиконе не присутствует, государственная политика в любом случае строится на основании доктрин, пришедших к власти политических сил и их лидеров, определяющих концептуальные, стратегические позиции страны.

В настоящее время общепризнанным является положение, согласно которому социализм, либерализм, консерватизм и другие идеологические доктрины в различных формах и проявлениях определяют общественно-политическую и социально-экономическую деятельность любой страны независимо от формы государственного устройства.

Беларусь уверенно и спокойно идет по избранному пути.

В то же время работники государственного управления и идеологи всех уровней не должны забывать, что современные реалии таковы, что политические процессы, идеологическая работа без прогрессивного развития перестанут быть востребованными обществом. Разработка и совершенствование основ идеологии белорусского государства по своей природе представляет собой инновационную структуру современной социально-гуманитарной науки. Формирование научных основ идеологии белорусского государства является сложным процессом, который требует изучения всего комплекса задач по данной проблеме. В этом контексте особого внимания требует исследование современных концепций и доктрин с целью их активного использования во внутренней и внешней политике государства. Научная разработка идеологии белорусского государства требует совокупного подхода в интеграции философских, исторических, политологических, правовых, экономических и других социально-гуманитарных выводов, предложений и заключений. В этом плане белорусские ученые должны разработать четкие механизмы, методы и пути организации деятельности идеологических структур во всей иерархии идеологической вертикали республики.

 

5. Содержание и структура мировоззренческого компонента идеологии белорусского государства.

 

Понятие идеологии (от греч. Idea - идея, образ и logos – слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

И отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом.

В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис.

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.

Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент.

Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов.

Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выполняет разнообразные функции: мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизирующую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологическую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

Идеология несет в себе критическую функцию.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

 

6. Национально-государственное самосознание и этноконфессиональные аспекты идеологии белорусского государства.

 

Национальная принадлежность человека является важным фактором общественной жизни, так как через нее фиксируются устойчивые и осознанные представления людей о своей стране, о национальных целях и интересах, о собственном месте в сообществе наций. В статье 50 Конституции Республики Беларусь отмечается, что каждый человек имеет право сохранять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

Национально-государственное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представления членов национальной общности, граждан данного государства о своей истории

В качестве характеристик, объединяющих людей в единую государственную нацию, могут выступать язык, ценности и нормы, историческая память, религия, мифы об общих предках, народное и профессиональное искусство, связь с родной землей.

Беларусь уникальна тем, что исторически в ней сложился интеграционный тип культуры. Интеграции норм и ценностей других культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам, контакты представителей разных культур в рамках одного государства.

Национальное самосознание не является наследуемым качеством, оно формируется в результате приобщения к культурным ценностям и святыням народа, через сопоставление своей группы («мы») с иными группами («они»).

Развитие национального самосознания в политическом плане может играть двоякую роль. С одной стороны, это может быть прогрессивный процесс, ведущий к новому развитию нации в экономическом, культурном, образовательном и т. д. плане. С другой стороны, такое позитивное развитие возможно, если нация не будет утверждаться на своей мнимой «исключительности», «особом пути развития», отрицать общечеловеческие ценности, сводить национальное сознание до уровня узких клановых, земляческих, корпоративных интересов.

Мощной основой для формирования политического сознания является великий подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Молодежь должна знать о жизни и подвиге старших поколений. На основе преемственности традиций, наполнения их новым содержанием укрепляется наше государство.

 

7. Политическая культура и идеологические процессы в белорусском обществе.

 

Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовное побуждение и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.

 

Термин «политическая культура» впервые употребил в 18в. немецкий философ-просветитель И. Гердер. Теория «политической культуры» сформировалась в 50-60-е гг. 20в., где значительный вклад внесли американские ученые Г. Алмонд, Л. Кай, С. Верба и французы М. Дюверже, Р. Шварценбург.

Структура политической культуры включает в себя следующие компоненты: познавательный, эмоциально-чувственный, оценочный, поведенческий

Функции политической культуры:

1)социализация, характеризуется обретением человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать себя в определенной политической и социальной среде

2)интеграция, обеспечивающая различным социальным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранение целостности государства и его взаимодействие с обществом

3)коммуникация, обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе общепринятых символов, терминов, стереотипов и других средств информации и языка общения

4)адаптация, выражается в потребности человека приспосабливаться к изменяющимся политической среде и условиям осуществления своих прав в сложных адаптивных ситуациях

5)идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в определении своей групповой принадлежности к тому или иному типу культуры.

Процесс создания государства опережает процесс формирования национального сознания и нации. Поэтому сейчас национальная идея должна базироваться на признании белорусами всех граждан РБ вне зависимости от их языка, культуры, религии, политической идеологии и т.д. У всех нас общая Родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности.

Важнейшая задача всех граждан страны - это сохранение и укрепление независимости Беларуси.

 

8. Средства массовой информации и информационная политика в Беларуси.

 

Печатные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2013 года в Беларуси издавалось 692 газеты и 739 журналов. Более двух третей из них являются частными.

Печатные СМИ в Беларуси издаются преимущественно на белорусском и русском языках, хотя есть издания на английском, польском, украинском и немецком.

Наиболее влиятельными в стране являются газеты "СБ.Беларусь сегодня" и "Рэспубліка". Также в Беларуси популярны местные выпуски крупных российских газет "Комсомольская правда" и "Аргументы и факты."

Всего же в Беларуси распространяется более 4 тысяч зарубежных печатных СМИ, в том числе из России, Украины, Казахстана, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Нидерландов, Польши, Литвы, Латвии.

Информационные агентства в Беларуси

В Беларуси действует 9 информационных агентств, 7 из них - частные.

Крупнейшим информационным агентством Беларуси является Белорусское телеграфное агентство - БелТА, которое имеет корреспондентскую сеть во всех регионах страны. В Минске, наряду с белорусскими информационными агентствами, работают также представительства российских информагентств - ИТАР-ТАСС, Прайм-ТАСС, корреспонденты ведущих мировых агентств - "Рейтер" и "Ассошиэйтед Пресс".

Электронные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2013 года в Беларуси осуществляли вещание 166 радиопрограмм и 89 телепрограмм. Из них 23 радиопрограммы и 57 телепрограмм - частные.

Высокая доля общественных радиопрограмм объясняется тем, что большая их часть - это региональное радио, в качестве учредителей выступают местные органы власти.

В Беларуси действуют пять общенациональных телеканалов – "Беларусь 1", "Беларусь 2", "Общенациональное телевидение", "Столичное телевидение" и международный спутниковый телеканал "Беларусь-ТВ".

Международный спутниковый телеканал "Беларусь-ТВ" начал вещание в 2005 году. Сегодня вещание телеканала охватывает около 60 стран мира. Для пользователей сети Интернет организована онлайн-трансляция.

В сетях кабельных операторов Беларуси рестранслируется более 100 зарубежных телеканалов, в том числе "Euronews", BBC, "Eurosport".

В настоящее время Беларусь переходит от аналогового к цифровому телевещанию - переход будет завершен к 2015 году. Сегодня цифровое вещание доступно 94% населения страны.

Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» (9.11.2011 № 1/13064)

В соответствии с Положением о Совете, утвержденном Указом, основной задачей Совета является выработка решений по определению государственной информационной политики и совершенствованию механизмов ее реализации.

В соответствии с Указом ОАЦ осуществляет регулирование в сфере:

1)функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки 2)электронной цифровой подписи Республики Беларусь;

3)криптографической защиты информации, не содержащей сведений, отнесенных к государственным секретам;

4)межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и иных государственных организаций на основе межведомственных и иных государственных информационных систем, не предназначенных для обработки информации, отнесенной к 5)государственным секретам, если иное не предусмотрено законодательными актами;

6)эксплуатации и развития межведомственных информационных систем.

 

9. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов

 

За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интересов трудящихся.

Остановимся на правовой базе деятельности профсоюзов.

Основа деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Республики Беларусь.

Конституционное закрепление полномочий профсоюзов нуждается, по нашему мнению, в совершенствовании. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной инициативы, что затрудняет полноценное участие профсоюзов в нормотворческом процессе.

Основополагающим для правового регулирования деятельности профсоюзов является Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Статья 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» определяет статус профсоюза как общественной организации, объединяющей граждан для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

Рассматривая соотношение профсоюзов и политики, следует отметить:

1)принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (статья 4);

2)профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 6);

3)профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости (статья 10);

4)при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (статья 22).

Анализ этих норм показывает, что членство в профсоюзе отграничено от реализации политических прав; профсоюзы имеют право участия в социально-экономическом спектре общественных отношений; профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей.

Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим и регламентирующим правомочия участия профсоюзов в осуществлении защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, является, безусловно, Трудовой кодекс Республики Беларусь.

 

10. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.

 

Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел “Основы конституционного строя”. Уже сам факт начала текста Конституции с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

Строй – это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. Однако, если под конституционным строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует “конституционный” строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Здесь важно обратиться ко второму аспекту – содержательному аспекту – определения понятия “конституционный строй”. В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);

3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;

4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.

 

11. Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь.

 

Правовой статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, порядок и гарантии их осуществления определены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О Президенте Республики Беларусь".

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент Республики Беларусь:

1)назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

2)образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

3)с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

4)определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

5)с согласия Совета Республики назначает на должность Председателей и судей

6)назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности Председателей и судей на основаниях, предусмотренных законом, с уведомлением Совета Республики;

7)назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь

 

12. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

 

Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

Национальное Собрание является высшим представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики.

На основе статуса полномочий Парламент играет в идеологии двоякую роль: учувствует одновременно и в её формировании, и в практической реализации.

Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей.

Законодательная функция означает,что основная задача Парламента - законотворческая.

Представительные и законодательные органы имеют богатую историю. Они существовали в Древней Греции и Риме. В Великом Княжестве Литовском основными властными структурами были «Великий вальный сейм» и «Гаспадарчая рада».

Первое - законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Именно в парламентах представлены и сталкиваются разнообразные интересы различных социальных и национальных групп, национальных общностей и на более высоком уровне проявляются идеологические позиции и взгляды.

Второе - представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.

Третье - идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах.

Четвертое - контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.

В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых принимает участие парламент, выделяются следующие:

- совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества, утверждения принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, повышения социально-политической активности различных структур общества;

- обогащение духовной жизни граждан республики, их политической. Нравственной, профессионально, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы;

- развитие производства, повышение благосостояния людей, утверждение всех форм собственности и т.д.

 

13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в формировании идеологической политики Республики Беларусь.

 

Правительство - специализированный исполнительный и распорядительный орган любой государственной власти.

Идеологическая роль правительства материализуется во всех сферах жизнедеятельности общества, что и отличает исполнительную ветвь власти в разделении властей.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь также выполняет двойственную функцию в идеологии: непосредственно практически реализует и одновременно участвует в формировании идеологии белорусского государства.

Специфика (или особенность) белорусского правительства состоит в том, что по Конституции и Закону «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» является не высшим, а центральным органом госуправления. Правительство в президентской Беларуси подотчетно Главе государства и ответственно перед Парламентом. Правительство Беларуси руководит системой подчиненных ему органов государственного управления. Совет Министров имеет право законодательной инициативы.

Идеологическая роль Правительства Беларуси по конкретным направлениям характеризуется широкими полномочиями и среди них:

- руководить системой подчиненных ему органов госуправления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и принимать меры по их реализации;

- представлять Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивать проведение единой экономической, финансово-кредитной и денежной политики в сферах науки, культуры, образования, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступать от имени собственника в отношении имущества государства Республики Беларусь и управлять государственной собственностью;

- обеспечивать исполнение Конституции, законов Республики Беларусь, а также декретов, указов и распоряжений Президента.

В государствах парламентской формы правления правительство олицетворяет исполнительную власть как коллегиальный орган. Такое правительство несет ответственность перед парламентом, обычно формирующим каб



2015-11-10 459 Обсуждений (0)
Понятие идеологии и ее генезис 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие идеологии и ее генезис

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)