Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

К читателю____________________ 6

Предисловие__________________ 8

ВВЕДЕНИЕ_____________________ 10

Глава 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества____________________ 12

1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ 12

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА ОБЩЕСТВА____________________ 19

1.2.1. Информация — новый предмет труда___________________________ 19

1.2.2. Информационные ресурсы_ 21

1.2.3. Обработка информации - ключевой сектор общественного производства 22

1.3 КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ_____________________ 25

1.4. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ_______________ 31

Глава 2. Информационные системы_____________________________ 34

2.1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМ______________ 34

2.2 УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМАХ_____ 36

2.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. СТРУКТУРА И СОСТАВ 40

2.4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ__ 47

2.5 ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ______________________ 48

2.6 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ_ 50

Глава 3. Структура базовой информационной технологии. Преобразование информации в данные_______ 53

3.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ___ 53

3.2 ЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ_________ 57

3.3 ФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ_________ 60

3.4 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ДАННЫЕ________________________ 62



Глава 4. Информационный процесс обработки данных_________ 67

4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА____________________ 67

4.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ_________ 69

4.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАБОТКИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ 75

4.4 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДАННЫХ____ 78

4.5 НЕТРАДИЦИОНННАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ__________________________ 81

4.5.1.Параллельная обработка___ 82

4.5.2.Конвейерная обработка____ 84

4.5.3.Классификация архитектур вычислительных систем_______________ 86

4.5.4.Типы мультипроцессорных систем______________________________ 88

4.6 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ_____________ 96

4.6.1.Управление ресурсами однопроцессорных систем оперативной обработки 96

4.6.2.Планирование вычислительного процесса_______________________ 100

4.6.3.Производительность мультипроцессорных систем с общей и индивидуальной памятью (режимы разделения нагрузки и разделения функций)_________________ 103

4.7 ОТОБРАЖЕНИЕ ДАННЫХ_______ 109

4.7.1.Аффинные преобразования на плоскости________________________ 111

4.7.2.Однородные координаты точки________________________________ 114

4.7.3.Сплайн-функции________ 116

4.7.4.Реализация процедур отображения_____________________________ 120

Глава 5. Информационный процесс накопления данных_______ 124

5.1 ВЫБОР ХРАНИМЫХ ДАННЫХ__ 126

5.2 БАЗЫ ДАННЫХ________________ 130

5.3 РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ БАЗ ДАННЫХ______________________________ 133

5.4 ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ БАЗ ДАННЫХ_ 139

5.5 ПРОГРАММНО – АППАРАТНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЦЕССА НАКОПЛЕНИЯ ДАННЫХ 141

Глава 6. Информационный процесс обмена данными__________ 144

6.1 _ ПОНЯТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 144

6.2 БАЗОВЫЕ ТОПОЛОГИИ ЛОКАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ_______ 147

6.3 ТОПОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ________________ 151

6.4 БАЗОВАЯ ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ 152

6.5 СЕТЕВЫЕ ПРОТОКОЛЫ И УРОВНИ___ 155

6.6 ФИЗИЧЕСКИЙ И КАНАЛЬНЫЙ УРОВНИ_____________________________ 158

6.7.1.Модуляция и демодуляция____ 159

6.7.2.Емкость канала связи_____ 161

6.7.3.Кодирование информации____ 163

6.7.4.Уплотнение информационных потоков_________________________ 166

6.7 ПРОТОКОЛЫ КАНАЛЬНОГО УРОВНЯ________________________________ 169

6.8 СЕТЕВОЙ УРОВЕНЬ МОДЕЛИ OSI____ 188

6.9 ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ INTERNET___ 193

6.9.1. Появление и развитие Internet_ 193

6.9.2. Структура Internet_______ 194

6.9.3. Передача информации в Internet_______________________________ 197

6.9.4. Краткая характеристика ресурсов Internet_______________________ 199

6.9.5. Удаленный доступ к ресурсам сети_____________________________ 203

6.9.6. Коммерческое применение Internet_____________________________ 204

Глава 7. Информационный процесспредставления знаний____ 223

7.1 СВОЙСТВА И ТИПЫ ЗНАНИЙ____ 224

7.2 МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ________________________________ 227

7.3 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ________________________ 232

7.3.1 Элементы технологии приобретения знаний_____________________ 232

7.3.2. Методы приобретения знаний_ 234

7.3.3 Повышение эффективности процесса представления знаний_______ 237

Глава 8. Организация и проектирование информационных систем на предприятии________________ 239

8.1 БАЗОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 239

8.2 Экономические информационные системы учета______________________ 250

8.2.1 Обработки учетной информации_______________________________ 250

8.2.2 Учет труда и его оплаты__ 252

8.2.3 Учет денежных средств__ 269

8.2.4 Учет производственных запасов_______________________________ 273

8.2.5 Учет основных средств___ 277

8.2.6 Сводный синтетический учет_ 285

8.3 ОФИСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА__________________________ 290

8.4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 293

8.4.1.Содержание и организация проектирования._____________________ 294

8.4.2.Анализ системы обработки информации. Разработка технического задания. 295

8.4.3 Организация разработки технического проекта.__________________ 297

8.4.4 Организация разработки рабочего проекта.______________________ 299

8.4.5 Внедрение экономических информационных систем______________ 301

8.4.6 Экономическая эффективность информационных систем__________ 304

8.4.7 Эскизное проектирование информационной технологии решения частных задач управления__________________ 308

8.5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОНОМИСЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ______________________ 311

8.5.1 Модельный подход_______ 312

8.5.2 CASE - технологии______ 313

Глава 9. Российский рынок финансово - экономических программ 319

9.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ____________________ 321

9.2 ОБЗОР ПРОГРАММ ОСНОВНЫХ ФИРМ_______________________________ 331

9.3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОГРАММ___________________ 360

9.3.1 Организация бухгалтерских программ__________________________ 360

9.3.2 Полнота функций и глубина детализации учета в программных продуктах 362

ПРИЛОЖЕНИЕ. Стандарты технологических стадий и этапов создания экономических информационных систем

Литература__________________ 366

 


 


Предисловие

 

Включение курсов информационных систем и технологий в учебные планы экономических специальностей государственных вузов говорит о безусловной значимости информатики и её составной части - информационной технологии в деятельности экономиста любого профиля.

Информатика как наука о способах и средствах получения и преобразования информации может быть представлена тремя уровнями :

· физическим;

· логическим;

· прикладным.

На физическом уровне рассматриваются технические средства информатики: компьютеры с их базовым программным обеспечением и средства передачи данных (средства связи). Этот уровень студенты ВУЗов изучают в курсе „Информатика“. На логическом уровне представления производится формализация информационных процессов, позволяющая их объединить в информационную технологию, выступающую в виде сложной системы, подсистемами которой являются основные (базовые) информационные процессы, реализуемые с помощью процедур и операций. Фактически логический (модельный) уровень является теоретической основой информатики. На прикладном уровне изучаются вопросы практического применения теории информационной технологии и систем в конкретных областях человеческой деятельности, в частности, в экономике.

Логический и прикладной уровни информатики изучаются студентами экономических специальностей в таких дисциплинах, как „Информационные системы в экономике“ и „Информационные технологии в экономике“. Для того, чтобы студенты смогли осмыслить прикладной аспект базовой и конкретных информационных технологий, эти дисциплины преподаётся на 3-4 курсах, когда уже изучены теоретические основы профилирующих экономических дисциплин.

Предлагаемый учебник написан в соответствии с Государственными стандартами по дисциплинам „Информационные системы в экономике“ и „Информационные технологии в экономике“ и состоит из девяти глав.

В первой главе учебника рассмотрены исторические и ресурсные аспекты, основы теории и понятия информации. Во второй - даны понятия систем, управления, информационной технологии, определены структура и состав экономических информационных систем. Третья глава посвящена рассмотрению базовой информационной технологии на концептуальном, логическом и физическом уровнях представления. Четвертая, пятая, шестая и седьмая главы содержат описание основных информационных процессов - обработки, накопления, обмена, представления знаний - так же с использованием трёхуровневого подхода. В восьмой главе детально рассматривается информационная технология в управлении предприятием. Здесь излагается концепция управления предприятием, его фаз, содержание функциональных задач и описывающих их моделей, приводится взаимосвязь базовых информационных процессов, рассматриваются вопросы проектирования информационной технологии, включая упрощенно-эскизное и автоматизированное. В девятой главе дан обзор современного состояния российского рынка информационных систем и технологий, применяемых в экономике.

Для углубленного изучения предмета в книге приведены математические модели информационных процессов и процедур и необходимые доказательства выдвигаемых положений. Этот материал набран петитом и может быть пропущен при исключении из рассмотрения модельного (логического) уровня информационных технологий.

В учебнике изложены общие подходы и принципы, на которых основаны информационные системы и технологии в экономике. Для овладения практическими навыками работы в рамках конкретных информационных технологий и систем, их организации и проектирования студенты проходят лабораторный практикум и выполняют курсовую работу.

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления.

Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде информационных технологий (ИТ), называемых также новыми или современными.

В мире наступил такой период, когда производственный потенциал и научный уровень общества определяется суммарной мощностью ЭВМ и технологическим совершенством переработки с их помощью информации.

Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации - важнейшая технико-экономическая задача, которая требует ускоренного развития индустрии информатики. При этом возникают новые, еще не устоявшиеся в научной литературе понятия: „информационная экономика“, „информационные ресурсы“, „сетевая экономика“ и т. д.

Национальные „информационные ресурсы“ - это новая экономическая категория. Информация становится таким же ресурсом, как материал и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: Кто им владеет?, Кто в нем заинтересован?, Насколько он доступен?, Возможно ли его коммерческое использование?.

В течение всей предшествующей ХХ веку истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат.

В конце ХХ века впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Возникли тенденции неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, что является сейчас наиболее заметным симптомом, который получил название “информационный кризис”.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения информации.

Как известно, большая часть усилий людей, занятых в информационном секторе, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса, однако усложнение трудового процесса вызывает трудности управления при обработке информации вручную.

Автоматизированная обработка экономической информации с использованием средств связи и оргтехники вооружает администрацию и непосредственных исполнителей точными сведениями об объеме работы, проделанной за любой отрезок времени, об использовании трудовых и материальных ресурсов, и себестоимости и трудоемкости отдельных видов продукции и другие экономические сведения. На основе этих данных осуществляются расчеты экономической эффективности производства, его отдельных отраслей и видов продукции, контролируется ход производства.

Дальнейшая автоматизация управленческого труда служит средством сокращения и удешевления аппарата управления.

Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.


 

Глава 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества

 

 

Под технологией в широком смысле понимают науку о производстве материальных благ, включающей три аспекта: информационный, инструментальный и социальный [39]. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный - орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный - кадры и их организацию. В более узком промышленном смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом труда с целью получения конечного продукта. Например, технология получения стали из железной руды или технология производства сливочного масла из молока.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7