Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Леверидж и его роль в финансовом менеджменте





 

Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Эта характеристика может быть выполнена либо с точки зрения активов, которыми владеет и распоряжается компания, либо с точки зрения источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором – финансового риска.

Производственный (бизнес) риск – это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые компания решила вложить свой капитал. Производственный риск определяется многими факторами: региональными особенностями, конъюнктурой рынка, национальными традициями, инфраструктурой и т.п.

Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь идет о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. Понятие финансового риска важно не только и не столько для констатации сложившегося положения, сколько с точки зрения возможности и условий привлечения дополнительного капитала.

Количественная оценка риска деятельности компании и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется показателем левериджа (рычага), который трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках (рис.7.1.).

 

       
   
 


Доход от реализации (за минусом



НДС и акцизов)

 

Производственный -Затраты на производство

леверидж реализованной продукции

 

+ Сальдо доходов и расходов

от прочих операций

 

 
 


=Валовой доход (доход до

Производственно-

выплаты процентов и налогов) финансовый

леверидж

-Проценты по долгосрочным

ссудам и займам

 

Финансовый

леверидж =Налогооблагаемая прибыль

 

-Налог на прибыль и прочие

обязательные платежи из

прибыли

 

 

=Чистая прибыль

 

 

Рис. 7.1. Взаимосвязь доходов и левериджа

 

Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера, т.е. на величину чистой прибыли оказывают влияние: а) то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы; б) структура источников средств.

Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные затраты, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Так, инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных затрат. Поиск оптимального сочетания постоянных и переменных затрат, их взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Таким образом, производственный леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, их целесообразности и эффективности использования. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками, что требует поиск оптимального сочетания между собственными и заемными долгосрочными финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь между различными источниками финансирования характеризуется категорией финансового левериджа. Уровень финансового левериджа можно измерить и таким показателем, как отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов.

Таким образом, финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Исходным в данной схеме (рис.7.1.) является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и затратами производственного характера. К последним относятся совокупные затраты предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, затраты производственного и финансового характера и чистая прибыль.

Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа или финансово-зависимой компанией; компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово-независимой.

 

 

Метод «мертвой точки»

Необходимость контроля за уровнями производственного и финансового левериджа привела к широкому распространению в аналитической работе метода «мертвой точки», или критического объема продаж.

Данный метод применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Графическое построение модели изображено на рис. 7.2.

 

Себестоимость

и доход Область

дохода Выручка от

реализации

«Мертвая

точка» Полные

издержки

 

Переменные

расходы

Область

потерь

Постоянные

расходы

 

Реализация (в ед.)

 

Рис. 7.2. График расчета «мертвой точки»

 

Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости, хотя на практике эта зависимость носит нелинейный характер.

Данная зависимость показывает, что область дохода не является неограниченной – при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

 

S = VC + FC + GI, (7.1.)

 

где S – реализация в стоимостном выражении;

VC – переменные производственные расходы;

FC – условно-постоянные производственные расходы;

GI – валовой доход.

 

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, то:

 

VC = k · S, (7.2.)

 

где k – коэффициент пропорциональности.

 

Используя формулу (7.2.), а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

 

S = k · S + FC. (7.3.)

 

Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его за Sm имеем:

 

(7.4.)

 

Отсюда:

(7.5.)

 

где Qc – критический объем продаж в натуральных единицах;

p – цена единицы продукции;

v – переменные производственные расходы на единицу продукции.

 

Знаменатель дроби в формуле (7.5.) называется удельным маржинальным доходом (c = p - v). Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Формула (7.5.) может быть легко трансформирована в формулу определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI):

 

(7.6.)

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)