Цели различных видов редакторского чтения
В основе редакторского анализа текста лежит его чтение. Редактору при работе с текстом приходится несколько раз прочитать его, каждый раз ставя перед собой разные цели. Различают несколько видов редакторского чтения текста: ознакомительное, улубленное, шлифовочное. 1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — быстрое, беглое скольжение по тексту, цель которого — оценить текст как целое, сосредоточив внимание на его содержании. Задачи ознакомительного чтения: 1) осмысление темы текста, его основной мысли (идеи); 2) определение соответствия текста задачам и направлениям опубликования, издания, деятельности компании и т. д.; 3) определение жанровой специфики текста; 4) понимание авторской манеры, стиля. 2. УГЛУБЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ — неспешное, сосредоточенное, предельно внимательное чтение, цель которого — постижение смысла текста через понимание значимости внешней формы выражения этого смысла. Это ключевой этап редакторского анализа. Именно углубленное прочтение считают подлинным прочтением текста. Задачи такого чтения: 1) внимательное восприятие каждого слова как знака, имеющего значение и создающего различные смыслы в тексте, (взвешивание каждого слова); выявление удач и просчетов автора, понимание причин, вызвавших их; 2) оценка структурной стороны текста, его композиции; разработка возможного варианта плана расположения материала (редакторского плана текста); 3) оценка каждой детали текста, каждой подробности с позиции целого; 4) оценка всех способов графического решения (оформления) текста, установление оснований для каких-либо шрифтовых или цветовых выделений, рубрикаций; 5) определение функции каждого знака препинания (пунктуационного знака) в создании общего смысла текста; 6) определение функции заголовка, подзаголовка; соотнесение их смысла с общим смыслом текста, его основной мыслью (замыслом автора); 7) прогнозирование восприятия смысла произведения адресатом (читателем, слушателем); 8) выработка системы критических замечаний к тексту с их комментариями. Все это требует от редактора умения видеть и чувствовать текст, профессиональной редакторской зоркости (ни одна мелочь не должна ускользнуть от редактора). 3. ШЛИФОВОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — контрольное чтение, взгляд на текст с разных точек зрения, проводится на завершающем этапе работы над текстом. Цель его — контроль правильности и целесообразности употребления всех элеменов текста. Задачи: 1) уточнение используемого фактического материала; 2) проверка корректности цитирования; 3) проверка орфографической и пунктуационной сторон текста; 4) приведение к единообразию стиля изложения, устранение стилистических сбоев; 5) упорядочение ритмико-композиционной стороны текста.
6. Понятие редакторского анализа: этапы и содержание каждого из них. Термин «редакторский анализ» относится к числу наиболее распространенных в теории и практике редактирования. Обычно употребляется в широком смысле для обозначения действий по разбору рукописи и оценке ее свойств. Прямое значение РА – деление объекта на составляющие его элементы (редактор делит текст на части), оценка этих частей и определение связи между ними. РА – не только оценка, его исправление, «ремонт» частей→составление их в целое. Но! Аналитические действия сочетаются с синтетическими, т.к. выделяемые участки оцениваются не сами по себе, а в их отношении к целому тексту, рассчитанному на определенный коммуникативный эффект. РА – исследование – прогноз реальных и общественно-необходимых результатов чтения. Кроме того, важно не только знать суть аналитических действий, но и иметь представление об общей схеме действия (т.е. порядке следования действий). В основе текста лежит его чтение. Редактору при работе с текстом приходится несколько раз прочитать его, каждый раз ставя перед собой разные цели. Различают несколько видов редакторского чтения текста: ознакомительное, улубленное, шлифовочное. 1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — быстрое, беглое скольжение по тексту, цель которого — оценить текст как целое, сосредоточив внимание на его содержании. Техника этого чтения: а) беглость чтения — чтение не буквам, слогам, словам, а целыми строками и абзацами; б) увеличение скорости восприятия содержания (в 3-4 раза по сравнению с обычным спокойным чтением): примерно 400-600 слов в минуту; в) необходимость обучения элементам скорочтения, освоения его техники, преодоления стереотипа «вялого» чтения; г) систематическая тренировка в скорочтении (лучше по специально разработанной системе скорочтения). 2. УГЛУБЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ — неспешное, сосредоточенное, предельно внимательное чтение, цель которого — постижение смысла текста через понимание значимости внешней формы выражения этого смысла. Это ключевой этап редакторского анализа. Именно углубленное прочтение считают подлинным прочтением текста. Все это требует от редактора умения видеть и чувствовать текст, профессиональ-ной редакторской зоркости (ни одна мелочь не должна ускользнуть от редактора). Техника углубленного чтения предполагает объемный, глубокий взгляд на текст, интенсивную мыслительную деятельность редактора, которую составляют: а) движение читающего по тексту от предложения, фразы к целому тексту (соотнесение каждой фразы с целым текстом) с целью определения значимости каждой отдельной фразы, предложения в создании текста, его смысла; б) переключение внимания редактора как зрителя с отдельного кадра на целое произведение, с крупного плана на фон; в) постоянный возврат к прочитанному, соотнесение друг с другом фрагментов текста; г) осмысление, обдумывание сложных мест, сверка со справочной литературой, то есть стремление к тому, чтобы не оставалось ничего непонятного, неясного, приблизительного в тексте (в этом углубленное чтение схоже с научным исследованием); д) параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями, что требует большой концентрации внимания на читаемом: редактор в ходе чтения текста должен оценить каждую часть, фрагмент текста и при необходимости сформулировать замечания к ним. Такая работа требует от редактора большой сосредоточенности, активного внимания к тексту, постоянной власти над вниманием. К. Д. Ушинский писал: «В активном внимании (в отличие от пассивного) не предмет уже владеет человеком, а человек предметом. Чем больше у меня власти над вниманием, тем успешнее я достигаю цели». 3. ШЛИФОВОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — контрольное чтение, взгляд на текст с разных точек зрения, проводится на завершающем этапе работы над текстом. Цель его — контроль правильности и целесообразности употребления всех элеменов текста. Первым читателем текста должен быть редактор, который представляет интересы читателя и работает с текстом, исходя из этого. При подготовке текста он должен уметь доказать, обосновать объективность своих замечаний к тексту и предложить оптимальный вариант правки. Важные составляющие профессионализма редактора: o знание причин, по которым в тексте могут возникнуть дефекты, o тщательный контроль за соблюдением основных требований, предъявляемых к публикуемым текстам.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |