Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.3. Криминалистическая трасология



2015-11-10 646 Обсуждений (0)
Тема 2.3. Криминалистическая трасология 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении данной темы студенты должны усвоить принятые в криминалистике деления понятия «след» в широком и узком значении этого термина. В первом случае под следом понимают последствия преступления, это и материально-фиксированные следы-отображения, и следы-вещества (следы-остатки), и следы-предметы. Следы в узком понимании – это только следы-отображения. Объектом трасологического исследования являются главным образом «следы отображения», под которыми понимают следы, в которых отображаются внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования (например, следы пальцев) или ото­бражающие механизм их возникновения (например, следы крови). Могут исследоваться трасологически и «следы - предметы» (например, замок для установления факта и способа его взлома). При комплексных исследовани­ях объектом могут быть «следы-вещества» (например, следы лакокрасочно­го покрытия автомобиля на одежде потерпевшего).

Следы - отображения возникают при контакте двух поверхностей: следообразующей и следовоспринимающей. В результате контактного взаимодействия на следовоспринимающей поверхности возникает отобра­жение участков поверхности следообразующего объекта. По этому отобра­жению можно судить о форме и размерах объекта (в целом и его отдельных частей), о микрорельефе поверхности, оставившей след. Сочетание этих признаков способно индивидуализировать объект, оставивший след, и по­зволяет идентифицировать его по оставленному следу.

Трасологические исследования следов-отображений и решаемые при этом идентификационные и диагностические задачи позволяют установить факты, содействующие доказыванию причастности конкретных лиц к рас­следуемому преступлению, а также определять важные моменты механизма совершения преступления.

Принципиальное значение для уяснения содержания трасологии имеют классификации следов. Они строятся по разным основаниям. По объектам, они классифицируются на следы:

1) человека – рук, ног, одежды, обуви, зубов, ногтей, участков кожи (антропоскопия) и др.;

2) орудий и инструментов, производственных механизмов – следы распила, разруба, разреза, разрыва, расчленения, сверления, отжима (механоскопия);

3) транспортных средств – ходовой части, выступающих частей, отделившихся частей, следы животных (транспортная трасология);

В зависимости от условий и механизма формирования следов их клас­сифицируют на:

а) статические (точечные) и динамические (линейные);

б) объемные и поверхностные;

в) локального и периферического воздействия.

Студентам предстоит подробнее ознакомиться с этой классифика­цией, так как без нее невозможен анализ следов на месте происшествия.

По степени выраженности следы могут быть видимыми, маловидимы­ми и невидимыми. Чтобы сделать доступными для наблюдения и исследова­ния маловидимые и невидимые следы, их проявляют различным образом: опыляют порошками, растворами, окуривают парами йода, используют раз­личные осветители, прибегают к специальным приемам выявления следов.

На примере трасологических исследований студенты должны закре­пить свои познания в области криминалистической идентификации. В част­ности, на основании анализа общих и частных папиллярных узоров ногте­вой фаланги пальцев предстоит уяснить практическое значение понятия «индивидуальная совокупность признаков», способная индивидуализиро­вать объект.

Наряду со следами пальцев рук должен быть усвоен материал и об иных следах человека: виды следов, способы их обнаружения, закрепления, изъятия; обстоятельства, которые могут быть установлены при экспертном исследовании этих следов.

При изучении следов орудий, инструментов, производственных ме­ханизмов необходимо обратить внимание на два основных обстоятельства:

1. Со следами орудий и инструментов приходится сталкиваться по делам о кражах, сопровождаемых взломом преграды. Отсюда необходи­мость уяснения вопросов, которые должны быть решены на месте происше­ствия (направление взлома, используемые орудия, сведения о преступнике), и обстоятельств, которые могут быть установлены при последующих экс­пертных исследованиях.

2. Со следами производственных механизмов приходится иметь дело при расследовании изделий массового производства (гвозди, пугови­цы, электрошнуры, фарные рассеиватели и т. д. и т. п.). В изделиях массо­вого производства отображаются признаки исходного сырья, технологиче­ские и производственные признаки и признаки эксплуатационные. Сово­купность этих признаков позволяет устанавливать принадлежность иссле­дуемого объекта к определенной группе (партии).

При изучении материала о трасологическом исследовании таких сле­дов (предметов), как запирающее устройство (замок) и предохранительное устройство (пломба) необходимо уделять внимание следам, которые возни­кают при повреждении этих устройств. Эти признаки способны помочь в следственном осмотре таких объектов, в том числе на месте происшествия.

Большую группу следов составляют следы транспортных средств (ТС). Они были названы в приведенном выше перечне, и применительно к каждому виду следов необходимо знать возможности криминалистического решения идентификационных и диагностических задач. Так, установление групповой принадлежности ТС, а иногда и его идентификация возможны по следам ходовой части (следует запомнить идентификационные признаки), по отделившимся деталям и частям ТС, по следам выступающих частей ТС. Эти же следы могут быть использованы для решения диагностических задач: определения направления и режима ТС, места столкновения (наезда), угла столкновения и др.

Особое внимание при изучении темы должно быть обращено на приемы и методы работы со следами: их осмотра, описания, фотографиро­вания, закрепления, изъятия.

Главное при изучении данной темы – получить цельное представле­ние о значении всех групп следов и их разновидностей в расследовании и раскрытии преступлений. Для этого должны быть поняты и осознаны воз­можности их экспертного исследования с целью разрешения идентифика­ционных задач (отождествление человека, орудий взлома, ТС, установления общего источника происхождения, установление целого по части и т.п.) и диагностических задач (установление механизма расследуемого события, установление факта отпирания замка отмычкой, факт повторного насажи­вания пломбы и т. п.).



2015-11-10 646 Обсуждений (0)
Тема 2.3. Криминалистическая трасология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.3. Криминалистическая трасология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)