Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТИПОЛОГИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ



2015-11-10 1439 Обсуждений (0)
ТИПОЛОГИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Единого, общепринятого понимания психической и семантической сущности оценочности в науке все еще не существует.

Оценка - некое смутное субъективное ощущение, позволяющее человеку высказаться по поводу предмета, выступающего в роли оцениваемого объекта: Это хорошо или Это плохо. Причем такое восприятие объекта оценки зачастую рассматривается как ценностное отношение, придающее той или иной вещи (состоянию, положению вещей) статус ценности или антиценности.

В отечественном языкознании с 50-х годов прошлого века стало распространяться еще одно понимание оценочности – как позитивного или негативного эмоционального отношения

Два основных типа оценочности:

• выражение общего, эмоционального в своей основе, позитивного или негативного отношения к какому-либо предмету

• фиксация соответствия или несоответствия того или иного объекта каким-то предъявляемым к нему требованиям как оценочным критериям.

• выделение оцениваемого объекта

• определение у него того признака или группы признаков, которые могут служить основаниями оценки

• сопоставление основания оценки с соответствующим оценочным критерием

• формулирование оценочного значения как фиксации соответствия или несоответствия основания оценки оценочному критерию.

Оценочные значения двух типов могут сочетаться, накладываясь одно на другое. Тогда в семантической структуре сообщения может образоваться своеобразный комплекс, своего рода симбиоз различных по характеру оценочных значений, что значительно затрудняет интерпретацию общего смысла такого рода высказываний.

Двумя типами оценочности общая классификация отражаемых в языке форм и разновидностей оценок, конечно же, не ограничивается. Если говорить о типологии критериальной оценочности, то здесь все в конечном счете определяется характером тех ментальных образований (понятий и представлений), которые выступают в роли оценочных критериев. В соответствии с этим в качестве основных могут быть выделены следующие типы критериально-оценочных значений:

1. Параметрические оценки, в которых критерием служит человеческое представление о некоем нормальном, среднестатистическом уровне проявления какого-либо признака, характерного для того или иного класса предметов. Оценочные значения указывают здесь или на превышение данного уровня, или на недотягивание до него. Языковыми средствами выражения параметрических оценок являются прилагательные типа большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, тяжелый – легкий и т.п.

2. Стандартные оценки, где в роли критерия выступает некоторый стандарт – совокупность определенных требований, предъявляемых к качеству тех или иных предметов. Такого рода оценки выражаются чаще всего при помощи «общеоценочных» прилагательных хороший и плохой, хотя возможно и использование других слов: стандартный – нестандартный, годный – негодный, подходящий – неподходящий и др.

3. Нормативные оценки, состоящие в фиксации соответствия или несоответствия каких-то человеческих действий тем или иным поведенческим нормам, правилам, законам и установлениям. Выражаются обычно такими словами, как правильно – неправильно, законно – незаконно, этично – неэтично, аморально, безнравственно и т.п.

4. Утилитарные оценки, где в роли оценочных критериев выступают наши представления о пользе и вреде, выгоде и ущербе. Выражаются при помощи прилагательных полезный – бесполезный, вредный – безвредный, нужный – ненужный, выгодный – невыгодный и под.

5. Истинностные оценки, отражающие соотнесенность каких-либо утверждений с нашими представлениями об истине. Находят свое выражение в значениях прилагательных истинный – ложный, а также могут выражаться словами правильный – неправильный.

6. Идеальные оценки, фиксирующие соответствие или несоответствие тех или иных вещей имеющимся у нас идеальным представлениям о них. Единственным средством выражения такого рода оценок выступает прилагательное идеальный.

Особую область оценочности составляют оценки, выражаемые лексемами должен, обязан, нужно, необходимо, нельзя, запрещается, можно, разрешается и под. Те суждения, где данные слова выступают в роли предикатов, именуются деонтическими (от греч. deon – «должное»). Думается, что и оценки, заключающие в себе идею долженствования, запретности или допустимости чего-либо, также могут характеризоваться как деонтические.

Наибольшим же количеством лексических средств для своего выражения располагают, конечно же, различные формы эмоциональной оценочности. Здесь необходимо отметить, что эмоционально-оценочные значения могут выступать как совершенно разные компоненты смысловой структуры слова, иметь неодинаковый семантический статус и выполнять различные семантические функции.

Но чаще всего эмоционально-оценочные смыслы выполняют в семантической структуре слова функцию не понятийного семантического признака, а вспомогательного сопутствующего значения, выступающего как своеобразная эмоционально-экспрессивная окраска. Такие слова характеризуются обычно как эмоционально окрашенные.

 

Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Это, верно, кости гложет красногубый вурдалак (П.); Обстоятельства, верно, вас разлучили? (П.). В приведенных примерах слово верно является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содержанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в первом предложении модальное слово оттеняет отношение говорящего к содержанию всего высказывания, а во втором относится к одному из компонентов высказывания - подлежащему.

Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам, так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным.

По значению выделяются две группы модальных слов:

1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).

Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Аргументация – процесс приведения доказательств в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Аргументация – это Система утверждения, т. е. они должны быть связаны друг с другом. Аргументация – это Процесс, т. е. нужно расположить аргументы в определенной продуманной последовательности.

Типы аргументов.

1. Аргументы «за». Такие аргументы должны убедить, что они:

– правдивы, опираются на авторитетные источники;

– доступны, просты и понятны;

– максимально близки установившимся в аудитории мнениям;

– отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.

2. Аргументы «против». Такие аргументы должны убедить, что критикуемые вами позиции не обладают этими качествами.

 

Нужно пользоваться наиболее сильными аргументами:

– научные аксиомы;

– законы и официальные документы;

– законы природы;

– выводы, подтвержденные экспериментально;

– заключения экспертов;

– ссылки на признанные авторитеты;

– цитаты из известных авторов;

– показания очевидцев;

– статистические данные.

Оптимальное число аргументов три: один аргумент – просто факт; два – можно возразить: во-первых, во-вторых; на три возразить труднее, четыре аргумента аудитория начинает воспринимать не как систему доказательств: кто много доказывает, тот ничего не доказывает.



2015-11-10 1439 Обсуждений (0)
ТИПОЛОГИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТИПОЛОГИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)