Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Термины и понятия «речь» и «текст». Проблема лингвистичности текста




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лингвистика как система частных наук. Место лингвистики в системе общенаучного знания.

Лингвистика одна из др. наук. Применялись различные методы изучения.

1. Сейчас в зависимости от угла зрения, сложились отдельные отрасли Язн-ния: общее и частное. Частное – изучает один язык или группу родственных языков. Общее – изучает универсалии.

2. Язн-ния теоретич. и практич. Теория изчает теорию языка. Осн. проблемы: природа и сущность языка, функции языка, вопросы классификации языков, системы и структуры языка, вопросы сущности и функционирования отдельных языковых единиц. Прикладное Я – применение теории на практике: практика преподавания языка, проблема составления словарей разных типов, проблема составления алфавита, проблемы культуры речи, проблемы перевода, создание искусственных языков.

3. Синхронич. и диахронич. подходы.

 

В Язн-нии выделяются отдельные отрасли, которые изучают отдельные уровни языка.

В рамках каждой из этих наук м. выделить более частные, изучающие уровень языка в более узком аспекте.

НАПР. Лексикологияэтимология, ономастика, топонимика, семасиология.



Стилистика изучает широкий круг вопросов, связанных с функционированием языковых единиц в разных стилях.

 

Язык интересен

1) Лингвистика

2) Лит-вед.

3) История

4) Логика

5) Психология

6) Философия

7) Семиотика

8) Кибернетика

9) Информатика

10) Математическая логика

Традиционные связи с гум. науками, новые – с науками математическими и техническими.

 

Лингвистика и литвед.

 

Лингвистика и математика.

 

Смежные науки.

1) Семиотика

2) Информатика Лингвистика и поисковые системы. Проблема машинного перевода – еще актуально?

3) Психолингвистика

4) Социолингвистика.

5) Этнолингвистика.


Проблема объекта в лингвистике. Двойственность языка как объекта лингвистики. Проблема разграничения языка и речи

Язык во всем многообразии его этноисторических вариантов и во всей сложности и многосторонности его структуры, функционирования и развития.

Вопрос в том, что объект лингвистики конструируется самой наукой. Следует различать реальный объект, его стороны, единицы и категории – и понятия о них, закрепленные в терминах и выражаемых ими. Фонема первична по отношению к «фонеме». Язык реален и объективен. Недопустимо смешивать реальные единицы языка и их научные понятийные отображения, которые действительно являются конструктами и создаются наукой.

 

Тут от Соссюра до Косериу.

 

Проблема языка как объекта лингвистики в настоящее время не м. б. уяснена без различения языка и речи, положенная Соссюром, но понятая односторонне-идеалистически. В рус. сов. лингвистике Щерба и Смирницкий. В новейш. время Косериу заменил соссюровское «язык – речь – речевая деятельность» на «язык – речь – норма» или «язык – норма – узус». Предлагают «язык – речь – речевая деятельность – текст и смысловое содержание текста». Предмет лингвистического изучения только первые два – язык и речь. Язык – совокупность знаковых единиц общения в отвлечении от текста, в их коммуникативной готовности. Речь – это последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении, построенная по законам языка и в соответствии с требованиями выражаемой информации. Языковые единицы получают дополнительные, врЕменные признаки, которых не имеют в языке: выбор, повторение, размещение, комбинировние и трасформирование. Факт речи становится фактом языка только тогда, когда он начинает функционировать независимо от породившего его текста.

Различие языка и речи имеет фундаментальное значение для науки о языке и для понимания ее объекта.


Термины и понятия «речь» и «текст». Проблема лингвистичности текста.

Текст – словесное произведение, устное или письменное. Единство некоего неязыкового содержания (смысла) и речи, формирующий и выражающей этот смысл. Если убрать смысл, то останется речь.

 

Разделения

Текст – материальная сторона языка, это языковой материал, он дан объектвно.

 

Текст (речевой материал) не были и не м.б. объектом прямого лингвистического исследования.

В текстах содержится речь, однако как один из компонентов научного, делового, публицистического или разговорного текста.

Тексты изучаются многими науками, в зависимости от того, какая информация в тексте выражена.

Тексты интересуют лингвиста не природой или сущностью, а лишь тем, что в них «объективированы» и воплощены, в определенной системной организации, знаки языка и что информация, содержащаяся в каждом тексте, внешне выражена, выявлена речью, воплощена ее структура.

Наука «Лингвистика текста» нечетко разграничивается от «лингвистики речи».

Смысловое содержание текста еще менее лингвистично, нежели сами тексты. Виноградов отмечал, что выражаемое в тексте само по себе не предмет лингвистического изучения. Лингвиста интересуют способы выражения этого содержания или отношение средств выражения к выражаемому содержанию. Но в плане такого изучения самого содержание не м. оставаться за пределами изучения языка худ. лит-ры. Если же лингвиста интересует не язык худ. лит-ры, а структура и система языка, содержание текста отодвигается еще дальше.

 

Тексты позволяют говорить о частных языковых системах – языках этих произведений. «Язык Толстого», «язык Преступления и наказания».




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7