Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции



2015-11-10 824 Обсуждений (0)
Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В предыдущем анализе мы получили три признака (условия) Парето-оптимального состояния экономики. Выполнение этих условий обеспечивает эффективное (оптимальное) распределение благ и ресурсов между рыночными субъектами и, вполне возможно, отвечает определенным этическим нормам, предъявляемым к любой экономической системе. Однако, какая конкретная структура рынка обеспечивает выполнение этих условий? Как отмечает П. Самуэльсон, «по крайней мере со времен физиократов и А. Смита большинство экономистов ощущали, что в некотором смысле совершенная конкуренция представляет оптимальную ситуацию».[7] Но только с появлением теории благосостояния Парето оказалось возможным заменить ощущения строгим доказательством равнозначности понятий «совершенная конкуренция» и «эффективное состояние экономики». Речь, конечно, не идет о возможности на практике обеспечить функционирование экономики на совершенно конкурентной основе.

Напомним, каким характеристикам должна отвечать рыночная структура, чтобы считаться совершенно конкурентной: большое число на рынке как продавцов, так и покупателей, каждый из которых продает (покупает) незначительное количество общей рыночной продукции (что не позволяет ни одному рыночному субъекту влиять на уровень цены); отсутствие возможности сговора между фирмами на предмет дележа рынка и контроля над ценами; однородность выпускаемой продукции; отсутствие ограничений на вход в отрасль и выход из нее; невозможность ценовой дискриминации; равный доступ к необходимой рыночной информации для всех покупателей и продавцов и совершенное знание всеми ими рынка, закономерностей его функционирования; рациональное поведение всех участников рыночных сделок, преследующих свои собственные интересы.

Итак, перед нами стоит задача доказать, что именно совершенная конкуренция отвечает требованиям Парето-оптимальности.

Рассмотрим первый признак Парето-оптимальности — эффективность в обмене. Он выражается, как мы помним, в равенстве предельных норм замены одного любого товара х другим любым товаром y для любого числа потребителей:

Оптимум отдельного потребителя, как известно, определяется точкой касания бюджетной линией (линией цен) определенной кривой безразличия. В точке касания предельная норма замены одного товара другим определяется обратным соотношением рыночных цен на эти товары (условие оптимума потребителя):

Эта формула применима к любому потребителю на рынке совершенной конкуренции: Федору, Трифону, Якову, т.е.:

Поскольку при совершенной конкуренции невозможна ценовая дискриминация, все покупатели будут покупать х и y по одинаковым ценам Px и Pу:

Таким образом доказано, что первое условие Парето-оптимальности на рынках совершенной конкуренции выполняется.

Второй признак: эффективность в производстве.

Равновесное положение отдельной фирмы на рынке ресурсов соответствует точке касания изокостой (линией равных затрат) определенной изокванты (линии равных объемов выпуска). В этой точке достигается минимум затрат фирмы при запланированном объеме выпуска (равновесие фирмы), а предельная норма технической замены одного ресурса (b) другим (a) определяется обратным соотношением цен на эти ресурсы:

Это правило распространяется на все фирмы, использующие данные ресурсы при производстве товаров x, y, z и т.д.:

По условиям общего конкурентного равновесия спрос каждого предприятия на производственные ресурсы должен быть полностью удовлетворен. При этом нет потребителей ресурсов, приобретающих их на льготных условиях (т.е. нет ценовой дискриминации). Другими словами все фирмы, использующие в производстве своих товаров (x, y, z и др.) данные ресурсы, приобретают их по одинаковым ценам. В этом случае справедливо равенство:

 

Второе условие Парето-оптимальности выполняется на рынках совершенной конкуренции.

Третье условие: эффективность структуры выпуска.

Признаком соблюдения этого условия является равенство предельной нормы продуктовой трансформации при некоторой структуре выпуска предельным нормам замены у всех потребителей:

Предельная норма продуктовой трансформации, как мы установили выше, равняется соотношению предельных затрат на производство данных товаров:

Все производители на рынках совершенной конкуренции, как известно, стремятся к выполнению равенства Р = МС:

Px = MCx; Py = MCy; ... ; Pz = MCz и т.д.

Следовательно, предельная норма продуктовой трансформации на рынках совершенной конкуренции определяется не только соотношением предельных затрат на выпуск данных товаров, но и соотношением рыночных цен на них:

В свою очередь, все потребители на конкурентных рынках максимизируют свою полезность, как мы только что выяснили выше, при равенстве предельных норм замены одного товара на другой соотношению рыночных цен на эти товары:

Поскольку цены на все продукты (и, следовательно, их соотношения) на рынках совершенной конкуренции одинаковы для всех потребителей и фирм, постольку справедливым является следующее равенство:

Таким образом, и третье условие Парето-оптимальности выполняется на рынках совершенной конкуренции.

Подводя итоги, можно констатировать, что рынки совершенной конкуренции отвечают всем критериям Парето-оптимальности и, следовательно, обеспечивают эффективное распределение ресурсов и продуктов.

 



2015-11-10 824 Обсуждений (0)
Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)