Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТИПЫ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПО ХАРАКТЕРУ ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ



2015-11-10 1460 Обсуждений (0)
ТИПЫ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПО ХАРАКТЕРУ ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение язык.выражения-это сложное структурное образование, состоящее из компонентов. Б.Ю.Городецкий предложил для описания таких компонентов семантической структуры языкового выражения понятие семантического слоя. В значении каждого выражения выделяется несколько слоев, каждый из которых несет информацию особого рода. Таких слоев выделяется 4, хотя они получают разное наименование у разных исследователей.Денотативный слой значения или просто денотат языкового выражения, — это передаваемая им информация о внеязыковой действительности, о том реальном или воображаемом мире, о котором идет речь. Чтобы каждый раз не делать оговоркуо реальности / ирреальности мира, с которым соотносится языковое выражение, используется нейтральный в этом отношении термин мир дискурса. Денотативное значение выступает в языке в двух основных модификациях — актуальной и виртуальной. Актуальный денотат языкового выражения — это тот предмет или ситуация из мира дискурса, которыеимеет в виду говорящий, употребляя это выражение в речи.Виртуальным денотатом языкового выражения является множество объектов мира дискурса , которые могут именоваться данным выражением. Вместо термина «актуальный денотат» предпочтительно использовать термин референт, а вместо термина «виртуальный денотат» - термин денотат. В том же значении широко используется термин экстенсиоиал (= «объем понятия»), пришедший в лингвистику из логики.

Пример: Мама спит. Денотат имени мама- множество всех объектов мира дискурса, которые являются чьими-либо мамами.Денотат глагола спать - множество всех ситуаций, которые м.б.поименованы этим глаголом.

Денотат предложения - подмножество всех ситуаций сна, имеющих место в момент речи, субъектами которыхвыступают чьи-либо мамы.О референте м.говорить только в том случае, когда это предлож-е рассматр-ся как употребленное в речи (только глагол референта не имеет).

Сигнификат языкового выражения, - это информация о том способе, каким объект или ситуация мира дискурса отражаются в сознании говорящего. В отличие от денотата, представляющего собой некоторый класс предметов или ситуаций, сигнификат – это не сам класс, а те свойства, на основании которых эти предметы/ситуации объединены в данный класс и противопоставлены членам других классов. В направлениях современной семантики, кот.применяют при анализе выражений ест.языка методы формальной логики (например, в формальной семантике), в том же смысле используется термин интенсионал.

Сигнификат имени мама вкл.в себя признаки «чел.существо», «жен.пола», «родитель некот.Х-а».

Сигнификат глагола спать вкл.такие св-ва «физич.сост-е жив.сущ-ва», «форма отдыха».

Различие между денотатом и сигнификатом проявляется в том, что 1 и тот же референт м.б.обозначен яз.выражениямис различными сигнификатами. Та же самая женщина в др.ситуации м.б.названа по-другому.

Прагаматическое знач-е язык.выражения-это содержащаяся в нем инф-ция об условиях его употребления – многообразных аспектах коммуникат.ситуации,в которых оно исп-ся. В число этих аспектов входит: отношение говорящего к денотату яз.выраж-я, отнош-я м/у говорящим и адресатом, обстановка общения, цель, кот.говорящий хочет достичь и др.пар-ры.

Если бы прагматический слой значения слова мама был пуст, не заполнен, то мамой можно было бы назвать чьего-либо родителя женского пола в любой ситуации. Однако есть ситуации, в которых надо употребить другое слово с тем же денотатом и сигнификатом — слово мать. Т.о.,в прагматическом значении слова мама содержится определенная инф-ция об отношении говорящего либо к референту данного имени, либо к лицу X которому референт имени доводится матерью.

Синтаксический слой значения, или синтаксическое значение языкового выражения содержит информацию об отношениях между данным выражением и другими языковыми выражениями в составе речевого отрезка. Это разного рода требования, предъявляемые языковым знаком к своему окружению. Данный тип значения хорошо изучен применительно к слову и почти не исследован на уровне предложения. Так, знак м.предъявлять требования к наличию/отсутствию в своем окружении др.знаков, принадлежащих к опред.лексико-грамм.категории и имеющих опред.грамм.форму. Эти требования называются морфо-синтаксич.сочетаемостью слова. Например, безличный глагол спать выступает в предложении в сопровождении именной группы.

В синтакс.знач-е слова мама входит инф.о том, что это: 1)имя сущ., 2)одуш., 3)жен.рода, 4)ед.ч., 5)в Им.п.

В посл.время появ.исслед-я, позволяющие говорить о синт.знач.и на уровне предложения-высказывания. Например, если первой репликой диалога будет вопросМама спит?,то при нормальных условиях следующая реплика должна представлять собой предложение с вполне определенным денотативным, сигнификативным и прагматическим значением: это должен быть положительный или отрицательный ответ на вопрос о том, спит ли мама, а не какое-либо другое высказывание. С противопоставлением типов значений, выделяемых по характеру передаваемой информации, определенным образом соотносится противопоставление лексического и грамматического значения.



2015-11-10 1460 Обсуждений (0)
ТИПЫ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПО ХАРАКТЕРУ ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТИПЫ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ПО ХАРАКТЕРУ ПЕРЕДАВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)