Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии экономического прогресса



2015-11-10 1318 Обсуждений (0)
Стадии экономического прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основное противоречие хозяйственной деятельности является источником прогресса (движения вперед) человеческой цивилизации. Чтобы понять, как совершается этот прогресс, нам потребуется выявить движущие силы производства.

Кто и что приводит производство в движение

Хозяйственная деятельность обладает созидательными возможностями благодаря ее факторам – производящим силам.

Первый (актор – человеческий. Именно люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками работы, являются главной силой производства.

Труд в производстве – это целесообразная и полезная деятельность человека. В ходе ее люди преобразуют предметы и энергию природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Правда, речь здесь не идет о простой затрате физической, мускульной силы человека. Исключительно важная роль человека в экономике состоит в научно-техническом и интеллектуальном творчестве.

 

Рис. 1.4. Структура факторов производств

Участники производства преумножают свою созидательную мощь с помощью второго фактора – средств труда. Это – материальные вещи, с помощью которых человек создает нужные ему блага. Главное место здесь занимает техника: изготовленные людьми орудия – инструменты, машины, оборудование и т. п. К средствам труда относятся также общие материальные средства (производственные здания, дороги, каналы и др.) и природные условия производства (например, земля в сельском хозяйстве, вода на гидроэлектростанциях и др.).

Человек применяет технику для воздействия на третий фактор созидания – предметы труда. К ним относятся вещество природы, которое еще не подвергалось обработке (скажем, угольный пласт в шахте) и сырье (например, уже отбитый шахтерами из пласта уголь), идущее для дальнейшей переработки.

Общая структура факторов производства представлена на рис. 1.4.

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология – совокупность способов воздействия на предметы труда соответствующими орудиями.

Производство приводится в созидательное движение с помощью его человеческого и вещественных факторов. Сейчас среди них главную роль играет квалифицированный работник, вооруженный современной техникой.

От рассмотренных нами факторов и технологии зависят созидательные возможности производства. Задача состоит в том, чтобы лучше использовать производственный потенциал общества, т. е. добиваться наибольшего удовлетворения потребностей при разумном расходовании ресурсов.

Как определить производственные возможности

Занимаясь хозяйственной деятельностью, люди каждый раз стремятся выяснить, какими производственными возможностями они располагают для создания полезных благ?

Производственные возможности – наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства.

Рассмотрим простой пример. Предположим, на предприятии по изготовлению мороженого подсчитывают возможный выпуск продукции за год. Определяется общий объем необходимых для этого продуктов и для отдельных сортов мороженого (например, для молочного, сливочного, фруктового). При этом учитывается наличие всех ресурсов (источники, запасы, факторы). К ним, в частности, относятся число работников, количество машин и оборудования, объем производственных помещений и др. В итоге детальных подсчетов появляется возможность правильно спланировать не только запасы сырья, но и деятельность предприятия.

Более сложно определить производственные возможности общества. В этом случае остро проявляется противоречие между возросшими потребностями людей и предполагаемым объемом производства. В каждый данный момент времени обычно оказывается, что имеющиеся ресурсы производства ограничены по отношению к потребностям.

Кстати, как это ни покажется удивительным, но каждый человек сталкивается с расхождением между потребностями и ресурсами с малолетства. Когда, скажем, ребенок попадает в магазин игрушек, он хочет получить все интересующие его игрушки по максимуму. Но, к сожалению, родители, ощущающие зачастую ограниченность своих денежных ресурсов, больше склоняются к минимальным затратам. Такие столкновения между максимумом желаний и минимумом материальных денежных средств – постоянный спутник большинства людей.

Отсюда важно прежде всего представить наибольшее количество продукции определенного вида, которое общество может изготовить исходя из имеющихся ресурсов и потребностей. Для пояснения этой экономической задачи приведем простой условный пример.

 

Рис. 1.5. График производственных возможностей

 

Допустим, правительство страны должно решить, для каких целей использовать наличные ресурсы. Есть два варианта: их можно направить на производство 600 млн штук предметов потребления или на внедрение на предприятиях 200 млн новых технических средств. Исходя из этих данных, можно построить график производственных возможностей – кривую, которая очерчивает границу полного применения хозяйственных ресурсов (рис. 1.5).

На графике вертикальная ось абсцисс показывает предельное количество технических средств, которое можно произвести исходя из имеющихся ресурсов, а горизонтальная ось ординат – предельное количество предметов потребления, которые можно изготовить при том же количестве ресурсов.

Но совершенно очевидно, что общество должно отвергнуть крайние, предельные, варианты – и первый, и второй. Ибо было бы ошибочно и пагубно направить все ресурсы на удовлетворение лишь одного вида потребностей. Жизненно важно решить задачу выбора: определить, какие виды продукции создавать одновременно и чему отдать предпочтение в данный период времени.

Глядя на график, можно представить себе множество вариантов выбора между выпуском предметов потребления и технических изделий. Если, допустим, предполагается вместо 200 млн технических средств произвести 100 млн, то это позволит довести выпуск предметов потребления до 300 млн штук. Как правило, общество выбирает тот вариант развития производства, который лучше увязывает назревшие потребности людей с реальными производственными возможностями.

B крупных государствах производятся сотни тысяч и миллионы видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это, естественно, делает необычайно сложными задачи лучшего использования производственных возможностей, экономического выбора создаваемых полезных вещей и лучшего удовлетворения разнообразных потребностей членов общества.

Практика хозяйственной деятельности убедительно доказала справедливость следующего требования к экономическим расчетам. При сопоставлении объема выпуска продукции с затратами ресурсов на ее изготовление важно определять эффективность производства.

 

Эффективность производства (Э) – отношение объема изготовленных благ (О) к величине затрат факторов производства (Ф): Э = О/Ф.

 

Рост эффективности хозяйствования означает, что при тех же ресурсах можно выпустить больше благ.

Попробуем подсчитать результативность производства на двух предприятиях, выпускающих одинаковый спортивный инвентарь.

На первой фабрике за год выпущено изделий на сумму 30 млн руб., а израсходовано ресурсов на сумму 10 млн руб. На второй фабрике создано продукции на 40 млн руб., а затрачено ресурсов на 20 млн руб. Эффективность производства в первом случае составляет 3 млн руб. продукции на 1 млн затрат, а во втором случае получено соответственно 2 млн руб. на 1 млн руб. затрат ресурсов. Стало быть, первая фабрика работает более эффективно, чем вторая.

Обратным показателем эффективности производства является ресурсоемкость в расчете на изделие.

Ресурсоемкость (Ре) показывает, сколько истрачено ресурсов (P) в расчете на единицу выпущенной продукции (весь объем продукции – О): Ре = Р/О.

Естественно, что люди экономически заинтересованы в том, чтобы выпуск полезных благ возрастал благодаря повышению эффективности производства или снижению ресурсоемкости изделий (экономии хозяйственных затрат).

Теперь важно уяснить: когда и при каких условиях можно достичь такого полезного результата?

Экономическая история свидетельствует, что с начала зарождения хозяйственной деятельности факторы производства изменялись медленно и незначительно на протяжении веков. Не удивительно, что такие традиционные факторы не обеспечивали значительного роста эффективности использования ресурсов.

Но с XVI–XVII вв. начались революционные перевороты в естествознании (выдающиеся открытия Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, X. Гюйгенса, И. Ньютона и др.). После этого наука стала превращаться во все более мощный двигатель производства. Главную роль здесь сыграли коренные перевороты в технических средствах труда (изобретение сначала паровых двигателей, а затем электротехнических систем).

Традиционные факторы хозяйствования неспособны значительно повысить его результативность. Только научно-технический прогресс стал решающим фактором роста эффективности производства.

Каков путь от низшей ступени производства к высшей

Истории известны три стадии развития производства: 1) доиндустриальная, 2) индустриальная (промышленная) и 3) постиндустриальная (послепромышленная), или информационная.

Рассмотрим их отличительные черты, прежде всего в области техники, ведущих отраслей хозяйства и состава работников.

Одну стадию экономики от другой отделяют грандиозные для своего времени технические революции. Каждая из них коренным образом меняет тип технических средств труда, вызывает перемены в общественном разделении труда и создает новую область хозяйственной деятельности. При этом человечество переходит к совершенно новым видам потребностей и способам их удовлетворения.

Как известно (см. § 1 данной главы), история экономики началась, как говорится, с нуля – при отсутствии хозяйственной деятельности, производящей полезные блага. Эта история пошла по новому руслу 10 тыс. лет назад, когда произошла первая техническая революция. Это была неолитическая революция (в эпоху нового каменного века появились каменные, кремневые и костяные орудия труда). Это позволило совершить аграрную революцию – начать регулярное сельскохозяйственное производство. B начале доиндустриальной стадии преобладала первичная сфера экономики – сельское хозяйство. Для данной стадии были характерны ручной труд, застойное состояние производства и преобладание в массе населения простых потребностей.

В 60-е гг. XVIII в. в Англии начался и в 50—60-е гг. XIX в. в Западной Европе и США завершился промышленный переворот, который состоял в широкомасштабной замене ручного труда машинами. На индустриальной стадии главной стала вторичная сфера экономики – промышленность, которая преобразовала сельское хозяйство, строительство, транспорт. Для второй стадии типичен быстрый рост городов, более широкое удовлетворение материальных и культурных потребностей населения.

Начавшаяся в середине XX в. научно-техническая революция вызвала переход к постиндустриальной стадии производства, ведущей к информационному обществу. В странах, вступивших в этот период развития, наибольшее распространение получает третичная сфера экономики – сфера услуг, где занята основная часть всех работников.

Постиндустриальная экономика отличается следующими признаками: а) во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники; б) на предприятиях повышается роль научных работников и специалистов; в) производство способно обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить выполнение запросов более высокого порядка.

Наглядное представление об отличительных особенностях стадий производства дает табл. 1.5.

 

Отважный русский ученый и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай смог увидеть, какой была хозяйственная деятельность в период ее зарождения. В 1871 г. на корвете «Витязь» он приплыл на Новую Гвинею (остров в Тихом океане) и поселился среди папуасов, живших в условиях каменного века. В своем дневнике он записал: «Рассматривая их постройки, пироги, утварь и оружие и убеждаясь, что все это сделано каменным топором и осколками кремния и раковин, нельзя не поразиться терпением и ловкостью этих дикарей». Они выжигали участки тропического леса и выращивали бананы, бобы, масличные, сахарный тростник и другие полезные растения. Домашними животными были свиньи и собаки.

 

Таблица 1.5

Особенности стадий развития производства

 

B табл. 1.5 обращают на себя внимание большие структурные сдвиги в занятости работников в сферах производства: их массовые перемещения в новые отрасли хозяйства. Чем объясняются такие сдвиги?

 

Главную роль в этом процессе играет скачкообразный рост производительности труда, вызванный технической революцией.

 

Производительность труда (Пт) – объем (количество продукции) (О), создаваемый человеком (Ч) за единицу времени: Пт= О/Ч.

 

Вполне закономерно, что чем выше производительность труда, тем меньше требуется работников для изготовления определенного количества изделий. Показательно, что работник сельского хозяйства в индустриальной экономике способен произвести в 10–20 раз больше продукции, чем работник той же отрасли в доиндустриальном хозяйстве. Следствием повышения производительности труда на производстве является то, что масса людей, уходящих с прежней работы, выбирают новую сферу хозяйственной деятельности.

Можно подумать, что сейчас все человечество находится на высшей стадии экономики. Но это совсем не так. Сегодня на экономико-географической карте планеты можно видеть страны, находящиеся на разных уровнях прогресса.

На низшем уровне технического и экономического развития находятся многие страны Африки, Азии и Латинской Америки, где до сих пор во многом сохранилось доиндустриальное хозяйство. Здесь около 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Однако, занимаясь ручным трудом, работник может прокормить не более двух человек.

Несколько более высокий индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (в Греции, Турции, например), на территории бывшего СССР.

Такие страны, как США, Япония, Германия, достигли высшего уровня постиндустриального развития. Здесь в корне изменилось содержание всего производства. Если долгое время основой экономики была энергия (паровая, электрическая), то теперь цивилизация не может развиваться без информации.

Информация – один из решающих видов ресурсов, используемых в хозяйственных процессах. Новые сведения, данные, значения экономических показателей ныне являются объектами хранения, обработки и передачи в целях использования их при анализе и выработке решений в управлении. Новая научная информация требует затрат разнообразных видов ресурсов, вследствие чего эти затраты входят в издержки производства и обращения.

На доиндустриальной и индустриальной стадиях производства широко использовались известные традиционные (устоявшиеся веками) факторы и технология производства. В постиндустриальной экономике на смену им пришли новейшие средства, предметы труда и информационная технология.

Информационная технология – это такие формы хозяйственных связей, в которых благодаря компьютерной технике широко используется информация, необходимая для управления экономическими процессами. О том, как на практике используются информация и информационные технологии, будет подробно сказано в главах, освещающих новейшие виды денег, применение информационных технологий в бизнесе и др.

Большинство народов продвигаются к информационному обществу, хотя и с разной скоростью. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что в XXI столетии во всем мире широко распространится структура информационной экономики. Однако важно знать, что представляет собой эта структура.

Что характерно для структуры информационной экономики

B конце XX в. и в начале XXI в. структура постиндустриального, информационного хозяйства приобрела ряд отличительных черт.

1. Во всех высокоразвитых странах экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства:

а) материальную (изготавливает полезные вещи) и б) нематериальную (создает духовные, нравственные и иные ценности – произведения духовной культуры, науки, искусства и т. п.).

Нематериальное производство имеет прямые и косвенные связи с материальным производством, причем они тесно переплелись и зависят друг от друга. Достаточно сказать, что современная наука, культура и другие виды нематериального производства не могут существовать без многих видов материальных благ и финансовой (денежной) поддержки общества.

2. В современное производство органически входит особая сфера – сфера услуг.

Услуга – вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.

Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (их предоставляют грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (социальное обслуживание, просвещение, здравоохранение, кредитование, страхование и т. п.).

Структура высокоразвитого производства схематически изображена на рис. 1.6.

3. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфраструктура – совокупность видов хозяйств, обеспечивающих условия для нормального развития производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:

• производственная инфраструктура, непосредственно обслуживающая материальное производство (строительство и эксплуатация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т. п.);

 

Рис. 1.6. Новейшая структура производства

• непроизводственная (или социальная) инфраструктура, которая опосредствованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.).

Инфраструктура свидетельствует, что современное производство и его подразделения внутренне объединены между собой обширными и прочными взаимосвязями.

 

Возникают новые виды взаимосвязи между всеми составными частями постиндустриальной экономики, они приобретают иные масштабы благодаря развитию новейших информационных технологий, о которых будет сказано подробно в дальнейшем. Несомненно, что современная хозяйственная деятельность принимает форму очень сложной и необычной системы. Эта система рассматривается в следующем параграфе настоящей главы.

 

Источник: http://www.litmir.net/br/?b=129242&p=6

 



2015-11-10 1318 Обсуждений (0)
Стадии экономического прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии экономического прогресса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)