Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребитель (потребление)



2015-11-10 324 Обсуждений (0)
Потребитель (потребление) 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребитель — субъект экономической деятельности, приобретающий товары и услуги для личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли.

Потребителем товаров и услуг может быть государство, физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация).

Потребление — процесс использования человеком экономических благ для удовлетворения своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя.

Доход— средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства.

Источники и соответствующие им виды доходов:

— труд (заработная плата);

— капитал (процент);

— земля (рента);

— предпринимательская деятельность (прибыль).

 

Раздел «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Государство— организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных.

исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр. Признаки государства:

— территориальная целостность и территориальное деление;

— суверенитет;

— исключительное право на принятие общеобязательных законов;

 

 

— наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений;

— система взимания налогов; символика.

 

Формы правления.

— монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентская);

— республика (парламентская, президентская, смешанная). Формы государственно-территориального устройства

— федерация (отдельные территории обладают большой самостоятельностью);

— унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения);

— конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств аз я достижения конкретных совместных целей).

 

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Функции государства: Внутренние:

— охрана общественного порядка;

— политическая — обеспечение условий деятельности политических институтов;

— экономическая — регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике;

— социальная — обеспечение достойного уровня жизни граждан;

— культурно-воспитательная и идеологическая — воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.

 

Внешние:

— обеспечение обороны и национальной безопасности;

— отстаивание государственных интересов в международных

 

отношениях;

— развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

— участие в решении глобальных проблем.

 

Власть— способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры.

Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.

Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти: управление, координации, организация, контроль.

Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти: политическая (способность и умение реал и- зовывать функцию общественного управления), экономическая (контроль над экономическими ресурсами), социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий), информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти: легитимность (законность), результативность действий.

Сущность власти. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов. Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, отношения субординации (многоуровневого подчинения) и иерархии.

Власть — вынужденное (но не принудительное) подчинение установленным в обществе правилам. Добровольное уважение власти базируется на внутренней мотивации, признательности, законопослушании, привязанности. Формальное подчинение власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается законом. Иногда власть понимают как законное право принимать ключевые решения, которые определяют поведение людей.

Демократия

В широком смысле — форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц. принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов избравшему их обшсму собранию, конференции, съезду.

Демократия в узком смысле — форма государственного политического устройства, которой присуши определенные признаки: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства. Виды демократии:

 

— непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно-политической жизни путем проведения выборов и референдумов;

— партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:

— представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве.

 

Социальное государство— это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, самореализации личности.

Принципы социального государства: гражданский мир, социальное согласие, социальная справедливость. Социальное государство основывается на:

— достаточно высоком уровне экономического развития;

— демократизме политической системы;

— компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;

— развитии системы социального партнерства;

— повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов. Социальное государство обеспечивает:

— движение к утверждению в обществе социальной справедливости;

— ослабление социального неравенства;

— предоставление каждому' человеку работы или иного источника существования;

 

сохранение мира и согласия в обществе;

— формирование благоприятной для человека жизненной среды.

 

Гражданское общество— это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от пря-мого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки гражданского общества:

— экономические: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;

— социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса;

— политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, демократизация власти, политический плюрализм;

— культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести. Структура гражданского общества: политические партии,

 

общественно-политические организации и движения, кооперативы, союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, спортивные общества, органы местного самоуправления, церковь, семья, независимые СМИ.

Политика— сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных групп и слоев.

Функции политики: управление общественными процессами: интеграция различных групп и слоев общества в единое целое; обеспечение порядка и целостности общества; приобщение лич-ности к общественным делам; разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью и обществом.

Субъекты политики: социальные общности, политические организации, политические элиты, профессиональные политики.

Выделяют внутреннюю (экономическую, культурную, социальную. национальную, демографическую) и внешнюю (отношения между государствами на международной арене) политику.

Цели политики: долгосрочные (стратегические) и текущие, приоритетные (главные) и второстепенные, реальные и нереальные.

Политик— человек, участвующий в политической деятельности. Немецкий социолог Макс Вебер выделял три вида политиков:

1) политики «по случаю» — избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;

2) политики «по совместительству» — все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;

 

 

3) профессиональные политики — те. кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика — главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния.

 

Методы политиков: убеждение, поощрение, принуждение, насилие.

Политическая партия— организация единомышленников. представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Классификация партии:

по участию в осуществлении власти: правящие (находятся у власти) и оппозиционные (не находятся у власти и стремятся эту власть получить);

по характеру членства: кадровые (немногочисленные, действуют только в период выборов, свободное членство); массовые (многочисленные, действуют систематически, имеют первичные партийные организации);

по шкале политического спектра: левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за вытеснение частного сектора), центристские (за компромисс, сотрудничество), правые (за сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность). Функции политических партий: борьба за власть в государстве, участие в осуществлении власти, участие в формировании органов власти, формирование общественного мнения, выражение интересов социальных групп, подготовка кадров политиков, политическое воспитание масс.

 

Человек и государство. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение н отношении любого члена общества. Государство возникает для зашиты интересов граждан, т. с. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между человеком и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Идеальные отношения человека с государством складываются только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно базируется на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над государством.

Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и гражданское общество подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Человек и власть.Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью одних людей влиять на поведение других посредством административно-правовых механизмов. Формальное подчинение человека власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение человека власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается наказанием согласно законам.

Раздел «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Закон— нормативно-правовой акт высшей юридической силы, изданный государственным органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Признаки закона:

— издается компетентными государственными органами:

— охраняется и обеспечивается государством;

— имеет письменную форму;

— носит легитимный характер;

— содержит нормы права;

— характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов:

— регулируют общественные отношения;

— устанавливают права и обязанности граждан и организаций:

— обязывают совершать активные положительные действия;

 

 

— являются критерием правомерного и неправомерного поведения людей и основанием для применения мер государственного принуждения;

— воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуманности.

 

Виды нормативно-правовых актов РФ: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства.

Права человека— социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые нрава, принадлежащие человеку от рождения. Виды прав человека:

— гражданские (личные) — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, равенство перед законом и т. п.);

— политические — права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни (свобода слова, право избирать и т. п.);

— экономические — права, позволяющие распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.);

— социальные — права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.);

 

культурные — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности (свобода творчества, право на доступ к культурным ценностям и т. п.).

Правовое государство— тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль нал властью со стороны общества.

Главная цель правового государства — обеспечение гарантии Ирак и свобод граждан во всех областях. Признаки правового государства

— верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством;

— реальное разделение властей;

— взаимная ответственность государства и личности;

— равенство всех перед законом;

— права и свободы человека являются высшей ценностью:

— политический и идеологический плюрализм.

 

Раздел «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Поведение— процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом. Виды поведения:

— конформное — соответствующее социальным нормам;

— девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;

— делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).

 

Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.

Мораль— специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Функции морали: регулирование поведения человека во всех сферах жизни и деятельности, поддержание и утверждение определенных общественных устоев; утверждение человеческого в человеке.

Моральные требования: нормы поведения (не укради, не убей), моральные качества (справедливость), нравственные принципы (коллективизм), морально-психологические механизмы (долг; совесть). Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).

Образованиеодин из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Функции образования:

социальная — социализация личности;

 

 

культурная — передача последующим поколениям накопленных культурных ценностей;

экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества.

 

В систему образования входят: дошкольные образовательные учреждения, школы, средние (профессионально-технические) учебные заведения, высшие учебные заведения.

Основные тенденции в развитии образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, интернационализация знаний, непрерывность, компьютеризация.

Обучение - процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.

Воспитание— процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.

Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа. Основные типы воспитания:

авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;

либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;

демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу.

 

Культура— в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, результат овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Различают материальную и духовную культуру. Предметы материальной культуры создаются людьми в процессе материального производства. Продуктами ее являются здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, предметы обихода и т. д.

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыкальных и литературных произведений, научных открытий, религиозных учений и т. п.

Функции культуры:

— познавательная — даст целостное представление о народе, стране, эпохе;

— оценочная — отбор ценностей, обогащение традиций;

— регулятивная — создание системы норм и требований ко всем членам общества;

— информативная — передача знаний и ценностей последующим поколениям:

— коммуникативная — сохранение и распространение культурных ценностей;

— социализации — усвоение индивидом системы знаний норм и ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.

 

Формы культуры:

— народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, частушки);

— элитарная — создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами; ее произведения сложны для понимания неподготовленным человеком (классическая музыка);

— массовая — создаются стандартные произведения, доступные для понимания любого потребителя без различия классов, материального положения, уровня подготовки (поп- музыка);

— субкультура — часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы (молодежная, профессиональная, криминальная);

— контркультура — направление развития современной культуры. нормы и ценности которой противоположны главным составляющим господствующей культуры (хиппи, панки).

 

Религия— одна из форм духовной культуры, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

Функции религии:

— мировоззренческая — формирование взгляда человека на окружающий мир и свое место в мире:

 

нравственная — прививает человеку основные нравственные понятия через систему моральных запретов (не убий. не укради, не лжесвидетельствуй и т. д.);

— регулятивная — управление поведением людей;

— интегрирующая — религия объединяет людей, их поведение, чувства, стремления, способствуя сохранению стабильности в обществе;

— культуротранслирующая — религия способствует развитию определенных основ культуры, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры и их передачу последующим поколениям:

— легитимизирующая — религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения.

 

Ранние религии: тотемизм, фетишизм, анимизм. Национальные религии: иудаизм, синтоизм, индуизм, конфуцианство.

Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Авторитет— степень признания группой людей или обществом в целом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

Авторитет обычно отражает степень влияния индивида в социальной группе или в обществе. Человек может признаваться авторитетом в одной или нескольких областях.

Личность— это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе.

проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и т. л.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Общение— социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляция (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Функции общения:

— коммуникативная — прием и передача информации;

— регулятивно-коммуникативная — организация взаимодействия людей в их совместной деятельности;

— перцептивно-эффективная — восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу; аффективно-экспрессивная — эмоциональное самовыражение человека.

 

Формы общения: бытовое, деловое, профессиональное, частное и публичное.

Виды общения: между реальными субъектами (между двумя или несколькими людьми); между реальным субъектом и воображаемым партнером (человека с Богом); между воображаемыми партнерами (общение художественных персонажей).

Раздел «СОЦИОЛОГИЯ»

Социальная стратификация— наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства. прав и обязанностей, привилегий, престижа.

Страта — социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социально значимым признаком (образование, профессия, власть).

Исторические типы стратификации:

— рабство — форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший лишен всяких прав и свобод;

 

 

— касты — социальные группы, членство в которых зависит исключительно от происхождения человека;

— сословия — большие социальные группы, членство в которых законодательно закреплено правами и обязанностями, передаваемыми по наследству;

— классы — большие социальные группы, формирующиеся на основе коренных социальных интересов и различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие типы стратификации, как рабство, касты, сословия.

 

относятся к закрытому обществу, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограничены.

Классовый тип стратификации относится к открытому обществу, в котором перемещение из одной страты в другую неограниченно.

Социальные нормы— правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы направляют поведение человека, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. С помощью социальных норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного повеления. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений. получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Виды социальных норм.

— обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета;

— правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обе-спечивается силой государства;

— моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, благородно — подло, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение;

— эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в повелении людей, в производстве и быту;

— политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах;

 

религиозные нормы. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в неизбежность кары за грехи (отступление от этих норм). По содержанию многие из религиозных норм выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.

Социальные санкции— реакция общества и государства на поведение человека или группы при соблюдении или нарушении социальных норм.

Социальные санкции подразделяются на формальные (следуют со стороны официальных структур, например государства) и неформальные (следуют со стороны окружающих людей).

Формальные позитивные санкции: награждение орденом, премия, повышение в должности и многие другие. Формальные негативные санкции: выговор, штраф, тюремное заключение, казнь и другие.

Неформальные позитивные санкции: похвала, объявление благодарности. аплодисменты. Неформальные негативные санкции: отказ подать руку, оскорбительный тон.

Социальный конфликт— высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, религиозные различия, различия в уровне доходов, обладании властью.

Составляющие конфликта:

субъекты — противоборствующие стороны;

— объект — некоторый дефинитный ресурс или контроль над таким ресурсом;

— предмет — объективно существующая или воображаемая проблема. являющаяся причиной разногласий между сторонами. Участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники,

 

посредники.

Виды конфликтов:

— по длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся);

 

 

— по объему (глобальные, региональные, локальные, групповые, личные);

— по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные);

 

по форме (внутренние, внешние):

— по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);

— но используемым средствам (насильственные, ненасильственные);

— по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные);

— по сферам общественной жизни (экономические, политические, этнические, семейно-бытовые).

 

Социальный статус— положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, образованием, должностью. Виды статусов:

— групповой — статус, который человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы:

— личный — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами;

— предписанный — социальная позиция, которая заранее предписана обществом и I щи виду независимо от его личных качеств;

— достигаемый — социальная позиция. приобретаемая в результате свободного выбора, личных усилий и находящаяся под контролем человека;

 

смешанный — обладает чертами предписанного и достигаемого статусов.

Социальная роль— модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус. Виды ролей:

— психосоматическая — поведение зависит от биологических потребностей, уровня культуры человека;

— психодраматическая — поведение личности зависит от требований социального окружения;

— социальная — личность ведет себя так, как этого ожидает общество.

 

Социальные отношения— многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Виды социальных отношений:

— материальные отношения — возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и действительности (производственные, экологические отношения):

— духовные отношения — формируются, предварительно проходя через сознание людей, определяются их духовными ценностями (моральные, политические, правовые, философские, религиозные отношения).

 

Социализация— осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (например, детский сад, школа).

Агенты социализации конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей и обучение культурным нормам (родители, преподаватели, друзья).

Социальная мобильность — переход людей из одних социальных групп в другие.

Типы социальной мобильности:

— горизонтальная — смена позиции па одном социально- экономическом уровне (переход ученика в другую школу, развод и создание новой семьи) или географическое перемещение между районами, городами и т. д.

— вертикальная — движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице. Каналы восходящей мобильности («социальные лифты»): школа, вуз, церковь, армия.

 

Семья— основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Функции семьи:

— репродуктивная — воспроизводство новых членов общества:

— социализации — формирование индивида как личности:

— экономическая — общее хозяйство, помощь, поддержка;

— защитная — физическая, психологическая зашита;

— статусная — принадлежность к определенному социальному слою.

 

Виды семьи:

— по числу детей (бездетные, малодстные. многодетные);

— по характеру распределения домашних обязанностей (традиционные, коллективистские);

 

 

— по родственной структуре (нуклеарные, расширенные, полигамные);

— по гипу воспитания (авторитарные, либеральные, демократические).

 

Национальные отношения— один из видов социальных отношений, складывающихся на основе национальной общности. Основные тенденции развития национальных отношений:

межнациональная дифференциация — процесс разъединения, противостояния различных этносов и народов в самых разных планах. Проявления: самоизоляция, протекционизм в экономике, религиозный фанатизм и экстремизм, национализм в политике и культуре:

межнациональная интеграция — процесс постепенного сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ, превращение человечества в единую политическую систему.

 

Проявления национальных отношении: экономические и политические союзы, транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение культур и религий.



2015-11-10 324 Обсуждений (0)
Потребитель (потребление) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребитель (потребление)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)