Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос, предложение и их взаимодействие



2015-11-10 2839 Обсуждений (0)
Спрос, предложение и их взаимодействие 4.75 из 5.00 4 оценки




Понятие спроса. Величина и уровень спроса. Закон спроса. Кривая спроса и ее свойства. Неценовые детерминанты спроса (изменение предпочтений потребителей, изменение денежного дохода, изменение цен субститутов и комплементов, ожидания потребителей изменений в будущем цен и доходов) и влияние их изменений на уровень спроса.

Понятие предложения. Величина и уровень предложения. Закон предложения. Кривая предложения и ее свойства. Значение построения кривых предложении. Неценовые факторы предложения (изменение цен производственных ресурсов, изменение цен других товаров, изменение производительности ресурсов, ожидания производителей изменений в будущем).

Равновесие на однотоварных рынках. Цена спроса и цена предложения. Параметры рыночного равновесия (равновесная цена и равновесный объем купли-продажи). Механизм установления равновесия на рынке по Вальрасу и по Маршаллу.

 

Спрос - это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Еслииндивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общийрыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Конкретным показателем спроса служит величина, или объем, или количество спроса.

Величина спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называетсяценой спроса (Рd).

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса.

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает)

Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между ценой и величиной спроса носят универсальный характер и отражают действие одного из основополагающих экономических законов- закона спроса.

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

 

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми считаются:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

2. Доходы потребителей.

3. Число потребителей.

4. Цены на другие товары (субституты или комплементы).

5. Экономические ожидания потребителей.

 

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке, и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Величина предложения (Qs), или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющими место на рынке.

При анализе рыночной конъюнктуры различаютрыночное и индивидуальное предложение.

Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения величины предложения и изменения предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторах рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения

Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар, и изображается путем смещения всей кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении)

К наиболее значимымнеценовым детерминантам предложения относятся:

1. Издержки производства, в свою очередь, определяемые

· ценой на ресурсы (чем выше цена на ресурсы, тем выше издержки, и тем меньше предложение данного товара),

· величиной налогов (чем выше уровень налогообложения производителей, тем выше их издержки, и тем меньше предложение) и т.д.;

· технологией производства (любое технологическое усовершенствование ведет в конечном счете к сокращению издержек производства и к росту предложения);

2. Экономические ожидания производителей (как правило, благоприятные экономические ожидания могут стимулировать инвестиции в производство и, как следствие, привести к росту предложения. Вместе с тем, ожидания роста цен (так наз. инфляционные ожидания) неоднозначно воздействуют на предложение).

3. Количество производителей.

4. Цены на сопряженных рынках:

• цены на товары-конкуренты в производстве;

• цены на товары, производимые "совместно" с рассматриваемым товаром.

 

Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка рыночного равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рис. Рыночное равновесие

Этой точке соответствуетравновесная цена (Ре=Рd=Рs) иравновесный объем (Qe=Qd=Qs). Наличие как прямой, так и обратной функций спроса (предложения) предполагает возможность различных подходов к анализу рыночного равновесия.

1. Равновесие по Вальрасу. При данном подходе рассматриваютсяпрямые функции спроса (предложения):

Qd=Qd (Р),

Qs=Qs (Р).

Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

2. Равновесие по Маршаллу. При данном подходе рассматриваютсяобратные функции спроса (предложения):

Рd=Рd(Q),

Рs=Рs(Q),

т.е. упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.

 

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, т.е. прямыми функциями, а их графики изображаются по Маршаллу

 



2015-11-10 2839 Обсуждений (0)
Спрос, предложение и их взаимодействие 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Спрос, предложение и их взаимодействие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)