Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Составляющие государственной идеологии



2015-11-10 1036 Обсуждений (0)
Составляющие государственной идеологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос №1

1. Идеология как социальный феномен, её сущность.

Человечество исторически вырабатывало и использует сегодня следующие системы представлений о мире, его восприятия и объяснения: миф, религия и идеология. Именно от сложившегося у человека мировоззрения будет зависеть то, как он будет познавать, осмысливать мир, регулировать своё поведение, что будет принимать во внимание, из чего будет исходить, как будет обосновывать свои намерения, мотивы и т.д. Первой собственно человеческой формой ориентации человека среди себе подобных была мифология. С ней мир воспринимался как «сон наяву» (Р.Белла), где элементы будничной реальности сочетаются со сверхъестественным (герои, духи). Рационально-интеллектуальные усилия у человека с мифологическим восприятием и объяснением мира минимизированы, он способен установить причинно-следственные связи явлений в природе и обществе лишь фрагментарно (по аналогии с обыденной жизнью). При этом поведение человека шаблонно, в форме уподобления (как кто-то в действительной жизни), мало осознанно, более эмоционально.

Примерно с YII по II в. до н.э. произошло формирование религиозной системы представлений о мире. Религия, по выражению М. Вебера, – это этап на пути человека от «сна наяву» к его «расколдовыванию», к рационализации представлений о мире. Религия ещё сохраняет элементы сверхъестественного (потустороннего), но уже наделяет жизнь человека ценностями как устойчивыми критериями (этическое совершенство, благополучие) и человек сам принимает решение, осмысливает его, сопоставляет со всеобщими принципами о должном, о благе (совесть, долг, честь, ответственность), т.е. рационально выбирает, решает выполнять ли заповеди, «что я могу и что не могу изменить» Т.о. произошла рационализация мотивации человеческого поведения.

Следующей социально-исторической системой представлений о мире стала идеология как система рационально- логического обоснования поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений, целей и т.д.

Идеология как явление во многом сходна с религией и с наукой. От науки она восприняла доказательность и логичность своих постулатов, но, в отличие от науки, идеология призвана давать оценку явлениям действительности (что хорошо, что плохо), и не только их познавать и объяснять, чтобы нацелить человека на изменение мира, социального порядка. По словам К. Манхейма, это политическое начало духовной жизни. От религии идеология переняла оценочное отношение к миру, но она обосновывает свои ценности и нормы рационально-светски через критерии целесообразности, эффективности и т.д. Идеология является синтезом интуитивизма и стремления к крайней рационализации.

В современном обществе идеология как форма рассудочного обоснования поведения людей играет решающую роль. Она оказывает влияние на традиционно малоосмысленные формы поведения: создаются ритуалы, праздники, эмоциональные символы, поддерживающие определённые идеологические установки (например: 7 ноября в США).

В идеологии идеи, ценности, нормы описываются, интерпретируются, аргументируются в виде строгих, логически обоснованных доктрин, учений, манифестов, программ, деклараций. Она разрабатывается идеологами, общественно-политическими деятелями, духовными лидерами, распространяется с помощью СМИ, устной и печатной пропаганды, что позволяет объединить в одном порыве массы никогда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории и во времени. В этом состоит её феноменальность.

Идеология в широком смысле слова – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами. В узком смысле слова Идеология – это идеология социальной группы, класса, слоя, сословия, партии (т.е. политическая идеология), которая интерпретирует, регламентирует поведение личности в группе. В современном обществе идеология – сложное многоярусное явление. Например: может быть идеология всего человечества, идеология конкретного общества, идеология класса, сословия и т.д., идеология народа (т.н. национальная идея).

Идеологиялюбого субъекта политических отношений имеет как бы несколько «ярусов»:

1)базисный, общечеловеческий, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности, нормы, правила, получившие своё оформление. Например: во Всеобщей декларации прав человека и т.д., соблюдение которых контролируется членами мирового сообщества;

2)«ярус» представлен ценностями общественными (общенародными, общенациональными), которые наиболее последовательно фиксируются в конституции конкретного государства и разделяемы всем обществом независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т.д. Например: в США – в Декларации независимости, преамбуле к Конституции и Билле о правах (по Паронсу);

3)«ярус» выражает специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данной группы формы социального устройства общества.

Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности и трактовки фактов, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества.

В современном обществе постоянно происходит взаимодействие различных «ярусов» идеологии. Это обеспечивает стабильность, целостность общества и позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

Именно идеология, а не общественные науки, по мнению известных представителей интеллигенции и политиков различных стран в XXI веке призвана дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеях и целях.

 

Вопрос 2 Социокультурные идеалы и ценности мировосприятия восточных славян.

славян­ские традиции духовной культуры, сформированные в глубине веков богатой и, порою, трагической истории? Будут ли они востребованы ми­ровой цивилизацией в условиях ее глобализации?

Духовные традиции любого народа имеют чрезвычайно важное зна­чение, обнажая истоки, корни соответствующей цивилизации, ее насле­дие.В иерархии духовных традиций и ценностей славянства можно выделить: общеславянские ценности; ценности восточного славян­ства (наряду с другими типами регионального славянства - западного и южного); духовные ценности национального славянства (русские, белорусы, украинцы и т.д.).

Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в кон­тексте восточно-славянского менталитета, традиционно испытывая труд­ности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. .Белоруская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и стро­гую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Мно­гие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не ха­рактерно чувство национального превосходства над другими националь­ностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собствен­ной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих иде­алов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.

 

Вопрос 3 Традиционные идеалы и ценности как духовно-культурная основа бытия белорусского народа.

Концепция белорусской государственности базируется на системе

традиционных ценностей народа, проживающего в пределах белорусских

земель на протяжении многих веков. Идеология государственности – это

систематизированная совокупность идей и представлений данного

народа относительно предпосылок становления белорусской

этносоциальной общности, особенностей его государственного

устройства, перспектив дальнейшего развития.

В истории этнического развития и становления белорусов как социальной

общности выделяются следующие этапы: 1) период Киевской Руси (XI–

XII вв.) характеризуется образованием межплеменных общностей (кривичей,

дреговичей и радимичей), на основе которых складывается белорусская

народность, а также общая идея для всех восточнославянских племен

культуры; 2) в период Великого княжества Литовского (XIII–XVI вв.) на

основе славяно-православной культуры формируется белорусская нация и ее

самосознание; 3) период Речи Посполитой (XVII–XVIII вв.) – осознание

белорусами своей славяно-православной цивилизованной идентичности,

своего национального и культурно-исторического родства с великороссами

(русскими) и малороссами (украинцами); 4) период Российской империи

(XIX–начало XX вв.) – формирование белорусской национальной идеи,

проработка концепции национального самоопределения белорусов;

 

Вопрос 4Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии. Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народа, фундаментальным ценностям его бытия и его ментальным свойствам.Цивилизационное многообразие современного мира. Принадлежность белорусов к славяно-русской, или православной, цивилизационной общности. Зарождение духовных оснований славяно-русской общности в период Киевской Руси. Становление социокультурной самобытности белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия и общественной деятельности Евфросинии Полоцкой (ок. 1120–1173), Кирилла Туровского (1130–1182) и Климента Смолятича (? – после 1164) в формировании мировосприятия белорусов. Уникальность места белорусов среди славянских и европейских народов. Восточное и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV–XX вв. (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Полоцкий, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие и патриотизм, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа.Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Толерантность и доброжелательность (добразычлівасць) – доминирующие социальные качества белорусов. Труд (працавітасць) как сущностная черта образа жизни белорусов. Соборность, или индивидуалистическо-коллективистская этическая установка белорусов.Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества. Значение Союзного государства Беларуси и России для сохранения социокультурной самобытности белорусского народа в глобализирующемся мире.

Вопрос 5 Понятие национальной идеи, её связь с идеей государственности.

Понятие национальной идеологии включает систему взглядов, основанную на принципах об нации и приоритета ее интересов в различных жобщественной жизни. Оценивая это понятие, необходимо "погружать" его в конкретно-исторический контекст При определенных условиях, международных и внутрених оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост националы! самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языки традиций, символики. Основной функцией идеологии" понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого обще должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения корен! интересов граждан. Поскольку же идеология белорусе! государства может быть понята как выражение систем ценностей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использовать термины "идеология русской государственности". Идеология государственности таким образом, достаточно стабильное образование, целенное на долговременную перспективу, учитывая национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором достижения социального прогресса, miряду с гражданским обществом, является государство. Поэтому для трансформирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изуче­ние и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через систему социологических исследова­ний личностного восприятия респондентами мод государственного устройства, функционирующей в Республики, определение контуров оптимальной ее Республики.системы экономических и политических ценней и приоритетов, которые бы могли стать фундамент фомировании белорусской государственности и национальной идеологии. В то же время следует иметь в виду, что в своих край них формах национальная идеология смыкается с на­ционализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых националисти­ческих элементов и групп к политическому лидерству и захвату государственной власти, приводит к пренебре­жительному отношению к интересам других наций и национальных групп, к высокомерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государ­ственные интересы локальным.

Несмотря на то, что в нашем трансформирующемся обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различ­ных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют пред­полагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии. Так, гуманитарная элита республики, высту­пившая в качестве эксперта в социологическом иссле­довании, проведенном в 1988 г. по анкете "Государст­венное устройство и политические ценности" (66,4% — кандидаты и 7,5% — доктора наук, среди которых пре­подаватели, старшие преподаватели, доценты, заведую­щие кафедрами составляют 67,1%; 4,1% — директора институтов, ректоры высших учебных заведений, дека­ны; 13% — старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами;6,2% — аспиранты), считает наиболее значи­мыми событиями для будущего республики (и фунда­ментальными ценностями, которые имеют стратегиче­ское значение в формировании белорусской государст­венности), провозглашение независимости Беларуси, введение института Президента, создание Союза Бела­руси и России, равный статус белорусского и русского языков.

 

 

Вопрос 6 Формирование белорусов, как самобытной этнической общностиЭтническая общность,этнос исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация – на определённой территории и характеризующаяся оющностью языка, быта, культуры, черт психики и сознания, отражающаяся в едином названии и представлении об общности происхождения. Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности.Необходимость совместного противостояния агрессии крестоносцев и монголо -татар и вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, способствовало преодолению феодальной раздробленности, ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий, укреплению связей между отдельными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами. Экономической основой образования белоруской народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни, языка, культуры и других признаков, которые характеризуют народность. Положительное влияние на формирование белоруской народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV - XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности. Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство белорусского народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых,культурныхтрадиций,формировало чувство национального самосознания. В процессе формирования белорусской народности определились основные особенности ее хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры. Это проявилось в типах жилья, его внутреннем убранстве, в одежде, пище, обрядах и обычаях, в профессиональном художественном творчестве и фольклоре. Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие. С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты белорусского языка появились в памятниках литературы и государственных актах. В XVI в. он становится государственным. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы.

Вопрос 7 Исторические формы государственности на белорусских землях.Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Заселение территории Беларуси славянами и этногенетические процессы, происходившие здесь в VI–IX вв. Формирование древнерусской народности в Х–ХIII вв. Формирование белорусской, малорусской (украинской) и великорусской (русской) общностей в XIII–XVI вв. Происхождение самоназвания белорусов и названия территории их расселения («Беларусь»). Формирование белорусского национального самосознания в XVII–XIX вв. Обоснование белорусскими мыслителями в конце XIX – начале XX в. существования белорусской нации, ее равенства с другими народами и права конституироваться (самоопределиться) в качестве нации-государства.Государственность на белорусских землях. Княжения как протогосударственные образования. Восточнославянские княжества как составные части Древнерусского государства (Киевской Руси). Значение Древнерусского государства для возникновения предпосылок формирования белорусской общности и ее государственности. Значение вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи в формировании и развитии белорусского народа и зарождении идеи создания его собственной государственности.Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Белорусской Народной Республики – попытка создания собственно белорусской государственности. Белорусская Советская Социалистическая Республика (ССРБ, БССР) – исторически первое реальное белорусское национальное государство. Значение вхождения БССР в состав СССР для развития институтов белорусской государственности. Формирование территории белорусского национального государства. Международно-правовое признание БССР.Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Альтернативы развития белорусской государственности после распада СССР и провозглашения государственного суверенитета Беларуси. Становление институтов белорусской государственности в постсоветский период. Утверждение Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта международных отношений. Самоутверждение и развитие в качестве нации-государства в союзе с евразийскими народами – доминирующий компонент современного самосознания белорусской общности. Союзное государство Беларуси и России – форма практической реализации белорусской национальной идеи в условиях глобализирующегосямира.Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа.

Вопрос 8 Становление и развитие белорусской государственности.

Началом становления государственности любого народа, служит осознание им себя как национальной общности и начало его самоорганизации в политическое сообщество. Логическим завершением этого процесса является обретение общностью собственной государственности, её превращение в государство ─ нацию, а это уже субъект социально-политических отношений.

Белорусы продвигались в направлении становления своей государственности чрезвычайно сложными путями. Этот процесс проходил по следующим этапам:

Первый этап. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX ─ XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. В летописях упоминаются более 20-и таких княжеств (Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Оршанское, Друцкое, Лукомльское, Мстиславское, Изяславское, Логойское, Слуцкое, Новогрудское, Несвижское, Пинское, Соломерецкое, Мозырское, Клецкое, Пересопецкое, Свислочское). Среди них своим значением выделялись Полоцкое и Туровское. Они имели все основные признаки государства: верховную власть в лице князя, войско, административно-территориальную структуру.

Второй этап. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение земель-княжеств после распада Древне Русского государства в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского и др. земель (ВКЛ). Это XIII-XVI вв. ─ период формирования белорусской этнической общности, т.е., образования белорусской народности и формирования её самосознания. Этот процесс проявился в развитии родного языка, устного народного творчества, письменности, различных жанров светской литературы, правотворчества (Статуты 1529,1566,1588), философской, политико-социальной, правовой мысли, книгопечатания, этнических обычаев и традиций, приверженности населения православному вероисповедованию и в самоназвании ВКЛ.

Третий этап. Далее с 1569 (Люблинская уния) по 1795 гг. белорусские земли входят в состав федеративного государства Речи Посполитой. В это время происходит самоидентификация белорусов как славяно-русского этноса.

Четвёртый этап. С конца XVIII в. земли Белой Руси входят в состав Российской империи. В этот период были подготовлены этнические, социальные, экономические, политические и духовные предпосылки для реального процесса становления белорусской национальной государственности, сложилось самосознание белорусов как самобытного народа (например:Я.Купала “Мы ─ беларусы”, “А хто там iдзе”, “каблюдзьмiзвацца”, “кабзаняць свой пачэсныпасад мiж народамi”).

Вопрос о практическом создании белорусской национальной государственности стал на повестке дня общественно-политической жизни Беларуси одновременно с падением самодержавия и распадом Российской империи. Вопрос рассматривался буквально так: либо пойти по пути становления суверенной, независимой от других, белорусской государственности, либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик.

Пятый этап: советской государственности. XX век: попытки реализовать оба подхода:

· Через провозглашение 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики (БНР);

· Создание 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ); в феврале 1919 г. ─ Советской Социалистической Республики Литвы и Белоруссии (ЛитБел); 31 июля 1920 г. вторичное образование ССРБ; с 1922 г. ─ БССР в составе СССР.

Шестой этап: постсоветский. Принятие Декларации о государственном суверенитете БССР ─ 27 июля 1990 г., объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР ─ 25 августа 1991 г. и 19 сентября 1991 г. принятие решения впредь именовать белорусское государство “Республика Беларусь”, а в сокращенном виде ─ “Беларусь”.

Таким образом, произошло обретение белорусами чётких, международно признанных границ и других атрибутов собственной государственности, т.е., состоялось становление как особого народа, как нации-государства.

Вопрос 9Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа вразвитии белорусского народа и его государственности.Альтернативыразвития белорусской государственности после распада СССР ипровозглашения государственного суверенитета Беларуси. Становление

Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в

развитии белорусского народа и его государственности. Альтернативы

развития белорусской государственности после распада СССР и

провозглашения государственного суверенитета Беларуси. Становление

институтов белорусской государственности в постсоветский период.

Утверждение Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта

международных отношений. Самоутверждение и развитие в качестве нации-

государства в союзе с евразийскими народами – доминирующий компонент

современного самосознания белорусской общности. Союзное государство

Беларуси и России – форма практической реализации белорусской

национальной идеи в условиях глобализирующегося мира.

Сильная и процветающая Беларусь –национально-государственный

идеал белорусского народа.белорусской государственности в постсоветский период.

Утверждение Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта

международных отношений. Самоутверждение и развитие в качестве нации-

государства в союзе с евразийскими народами – доминирующий компонент

современного самосознания белорусской общности. Союзное государство

Беларуси и России – форма практической реализации белорусской

национальной идеи в условиях глобализирующегося мира.

Сильная и процветающая Беларусь –национально-государственный

идеал белорусского народа.

 

 

Вопрос 10

Либерализм.

Термин либерализм – (от латинскогоliberalis – свободный). Как буржуазная идеология сформировался в конце XVII – XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков, когда господствовал абсолютизм и личность была полностью подавлена и подчинена социальному порядку.

Основные идеи либерализма:

1. признание самоценности личности, уважение её естественных прав (на жизнь, свободу, собственность) и свобод, признание естественного неравенства людей;

2. гарантирование государством свобод личности, через “господство права” (“управление через законы, а не через людей”), преклонение перед правилами;

3. равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством;

4. вера в силу разума, способного регулировать весь уклад жизни → народовластие (демократия) и политический плюрализм (политическая конкуренция) → компромиссность, терпимость → парламентаризм.

5. конституционализм и разделение властей;

6. свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере;

7. ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.

Вопрос 11 Консерватизм

Консерватизм возник в конце XVIII века как реак­ция на французское Просвещение и Великую француз­скую революцию. Консервативная идеология была отве­том на вызов либерализма и радикализма.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание сущест­вования незыблемых нравственных идеалов и цен нос гей.

Другим важнейшим принципом консерватизма яв­ляется традиционализм .Традиционные начала это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества:

1. Сохранение и защита традиционных, исторически сложившихся норм и форм жизни общества, ценностей, выдержавших испытание временем;

2. Исходные и неизменные ценности – нравственные, порядок в обществе, стабильность государства;

3. власть в обществе должна принадлежать элите (профессионалам в политике), но интересоваться политикой должен каждый гражданин;

4. свода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

5. частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала; частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка;

6. закономерно неравенство людей в отношении физического, нравственного и умственного развития и вытекающее из труда социальное неравенство положения людей (и эксплуатация человека человеком)

7. государство – “не дойная корова”, социальное попечительство государства порождает иждивенчество, которое становится источником растущих притязаний, поэтому социальная помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить.

После Второй Мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либерализации → в 1970 -1980 гг. сложился неоконсерватизм.

Политические идеи неоконсерватизма:

1. усиление государственного регулирования в экономической и социальной сферах;

2. индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества (т.к. это может угрожать стабильности и преемственности в развитии общества)

3. укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии;

4. развитие институтов гражданского общества;

5. стабильность общества, опирающаяся на уважение гражданина к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.

Носители: консервативные партии Великобритании, Австралии, Новой Зеландии; Христианско-демократические партии Европы.Либерализм и консерватизм ─ реформистские идеологии.

 

Вопрос 12 Социалистическая идеология

Она делится на 2 течения:

А) В XIX как революционная доктрина “диктатуры пролетариата”.

Основные идеи марксистско-ленинистской идеологи:

1. капитализм создаёт предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму

2. построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии;

3. социализм = обобществление (общественная собственность) + плановая экономика.

4. всестороннее и гармоничное развитие личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком;

5. социализм – переходный этап к коммунизму – свободному и справедливому обществу.

Носители: коммунистические партии на постсоветском пространстве; компартии Италии, Франции, Испании, Португалии, Финляндии, Греции, Чили, Кипра и т.д.

Б) XX век – век социально-демократической идеологии.

Доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое, на основе демократизации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества, гражданского согласия. Политический идеал – “демократический социализм”.

Основные политические идеи социал-демократической идеологии:

1. Социализм – последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов “социального партнёрства” – свободы, справедливости, солидарности;

2. Социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;

3. государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой;

4. многообразие форм собственности на средства производства – гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;

5. движение к социализму –это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития;

6. движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи “государства всеобщего благоденствия”.

Носители: социал-демократические партии 50 стран (Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии и т.д.).

 

Вопрос 13 Генезис понятия «идеология». Эволюция его содержания.Характерной особенностью генезиса идеологии белорусской государ­ственности является то, что в своем историческом развитии она не при­обрела, по сути, религиозной формы проявления. Идеология белорусско­го государства подготавливается духовно-интеллектуальными поиска­ми отечественных ученых, общественных деятелей, программными раз­работками политических партий; принятием целого ряда официальных концепций и доктрин в отдельных сферах государственной деятельнос­ти: политикой Главы государства, сформулированной в посланиях Пре­зидента Республики Беларусь на общественных форумах уровня Всебелорусского народного собрания. Можно считать, что Республика Бела­русь находится накануне обретения общенациональной идеологии.

 

 

Вопрос 14 ЭЛЕМЕНТЫ и УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

 

Составляющие государственной идеологии

Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.

Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.

Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.

Уровни государственной идеологии.

Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографи



2015-11-10 1036 Обсуждений (0)
Составляющие государственной идеологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Составляющие государственной идеологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1036)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)