Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мышление и интеллект: сущность и развитие




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность понятия «мышление» и «интеллект». Проблема мышления в работах отечественных ученых А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова. Разновидности интеллекта. Особенности изучения мышления и интеллекта. Творческое мышление и интеллект. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. Практическое, критическое мышление и креатив.
Теоретические подходы к исследованию мышления и интеллекта. Показатель интеллекта IQ. Интеллект и развитие личности. Изучение интеллекта в различных теоретических построениях психологии. Вербальный и невербальный интеллект.
Диагностика интеллекта. Исследования А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорд—Бине. Методика Векслера и матрицы Равена. Критериально-ориентировочные тесты.
Развитие мышления. Основные этапы развития мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Развитие умственных действий П. Я. Гальперина. Исследования проблемы формирования понятий, проведенные Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса

13.Сознание и самосознание как предмет исследования психологии



Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения. Саморегуляция. Активность и интенциональность сознания. Ценностные ориентации и мотивация. «Яконцепния». Концепция
А. Н. Леонтьева.
Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях. Интериоризация.
Самосознание: сущность и становление. Самосознание и саморегуляция. Самосознание и самооценка. Саморефлексия. Уровень притязаний личности

14.Концепции развития личности: сущность и специфика

Классификация концепций развития личности. Теории личности в различных направлениях психологического знания. Особенности концепции развития личности Э. Эриксона. Социализация. Саморазвитие и самореализация личности. Личностные свойства и их специфика. Дефекты развития личности.
История становления представлений о личности в России. Особенности изучения личности в советский период. Современное состояние проблемы. Роль и место деятельности в становлении личности. Изменение личностных свойств в условиях рынка. Менталитет.
Способы сбора научной информации о личности. Факторный подход к оценке личности. Типологический подход. Использование методов математического анализа в исследовании личности

15.Направленность личности: потребности, мотивы и цели

Направленность личности и мотивация деятельности. Формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Сущность понятий «мотив» и «потребность». Цель и целеобразование. Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность. Ценностные ориентации и направленность личности Дефекты и отклонения мотивации поведения.
Психологические теории мотивации. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей. Поведенческая теория мотивации. Классификация потребностей по А. Маслоу. Теория мотивации А. Н. Леонтьева. Этапы формирования. Мотивцель. Личностный смысл. Мотивыстимулы. Смещение мотива на цель.
Закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов. Мотивация достижения успеха и избегания неудачи. Уровень притязаний и мотивация. Мотив аффилиации и власти. Развитие просоциалной мотивации в условиях рынка. Диагностика мотивации. Методика Рокича

16.Специфика проявления характера и темперамента

Сущность понятия «характер». Характер и процесс его развития. Закономерности становления характера. Классификация черт характера. Характер и деятельность. Отношение к другим людям. Отношение к себе и мирозданию. Альтруизм и эгоизм.
Подходы к исследованию характера. Типология характера. Основания для типологии. Положительные и негативные стороны типологии. Характерология. Акцентуация характера по К. Леонгарду. ОЧХ – опросник черт характера. Концепция В.М. Русалова. Классификация типов характера по
Э. Фромму. Архетипы К. Юнга и соционика. Взаимосвязь характера и темперамента.
Формирование характера. Сензитивный период для развития характера. Самоуправление и саморегулирование. Роль труда в процессе развития характера.
Понятие о темпераменте. Исторические аспекты исследования характера. Ошибка Галена. «Гипократовы» типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Темперамент и свойства нервной системы. Основные концепции темперамента: анатомическая, конституциональная, вегетативная, психологическая и др. Свойства темперамента в концепции Б. М. Теплова и В.Д. Небылицина. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу и Айзенку. Темперамент и особенности деятельности личности. Методы изучения темперамента

17. Психические образования и их роль в развитии личности

Сущность словосочетания «психические образования». Состав психических образований: знания, умения, навыки, способности, мастерство и др. Сущность понятия «знания». Отличие умений от навыков. Роль психических образований в жизни человека. Диалектика знаний и умений. Научное и обыденное знание.
Этапы становления и развития мастерства. Основы самостоятельного получения знаний и профессионализации. Одаренность и успешность деятельности. Склонности и способности. Талантливость и уровень развития способностей. Талант и гениальность. Гениальность и патология. Концепция В. Эфроимсона.
Дистанционные технологии получения знаний. Информационный процесс современности и самосовершенствование личности. Умения и навыки в социальной адаптации. Возрастные ограничения и профессиональное совершенствование. Сензетивные периоды в творчекой деятельности. Креативность и знания.
Общая характеристика развития способностей. Приемы развития навыков и умений. Тренинг. Программы психологического обеспечения творческого процесса и самосовершенствования профессионализма. Тесты достижений. Диагностика креативности Торренса

18. Психологическая характеристика способностей и задатков человека

Характеристика способностей. Сущность понятия «способности». Теории способностей. Западная традиция изучения способностей. . Френология. Концепции способностей Ф. Гальтона и В. Вундта. Способности как врожденное. Способности как приобретенное. Б. М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности.
Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности. Показатели и критерии развития способностей. Индивидуальные различия по способностям.
Способности и задатки. Задатки и генотип. Соотношение общих и специальных способностей. Компенсаторные отношения и способности. Соотношение задатков и способностей. Экстрасенсорные способности.
Развитие способностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формировании способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия среды и развитие способностей. Проблема профориентации. Диагностика способностей. Тесты достижений и способности

19. Психические состояния и адаптация: сущность и значение

Представление о функциональном состоянии. Психическое состояния и его содержание. Психическое состояние по Н. Д. Левитову. Классификации психических состояний. «Психофизиологическое состояние» по Е.П. Ильину. Критерии оценки функционального состояния. Факторы, обусловливающие функциональное состояние и состояние психики.
Типичные функциональные состояния. Состояние бодрствования и сон. Эйфория и истерия. Аффект. Депрессия. Пограничные состояния и адаптация. Кома и летаргический сон.
Стресс и его стадии. Понятие об эмоциональном стрессе. Основные стадии стресса но Г. Селье. Классификация психического стресса. Условия возникновения информационного стресса. Особенности проявления эмоционального стресса. Тревога и фрустрация. Сущность дисстресса. Особенности проявления стресса.
Регуляция состояний. Механизмы регуляции психических состояний. Аутотренинг. Функции и виды психологической защиты.
Понятие «адаптация». Понятие гомеостаза и адаптация. Работы К. Бернара и У. Кэннона. Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный. Адаптационный барьер

20.Общая характеристика эмоций и чувств

Общая характеристика эмоций. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Классификация и виды эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Характеристики настроения.
Основные концепции эмоций. Концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта. Концепция эмоций Ч. Дарвина. Особенности понимания в теории Джеймса—Ланге. Теория эмоций Кэннона — Барда. Активационная теория Линдслея— Хебба. Специфика концепции Шехтера.
Информационно-потребностная концепция эмоций П. В. Симонова. Функции потребности и эмоции. Ситуация и эмоции. Эмоции и мышление. Роль эмоций в процессе познания. А.Н. Леонтьев об эмоциональных метках. Дефекты эмоциональных переживаний.
Развитие эмоций. Роль эмоций в жизни человека. Побудители эмоциональных проявлений. Факторы положительных и отрицательных эмоций. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях

21.Воля: сущность и особенности проявления

Характеристика волевых действий. Воля как сознательное действие. Произвольное и непроизвольное движение. Воля, мышление и чувства.
Теории воли. Изучение воли в философии античности, во времена средневековья и в эпоху Возрождения. Рефлекторная концепция воли. Понимание «воли» в бихевиоризме. Психоаналитические концепции воли.
Физиологические основы воли. Структура волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия Мотивы волевых действий. Роль влечений и желаний. Потребности, эмоции, интересы и мировоззрение в проявлении волевых действий.
Свойства нервной системы и воля. Смелость и решительность. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.
Волевые качества человека. Самоконтроль и самооценка как способы развития волевых качеств. Основные этапы и закономерности развития волевых действий в онтогенезе. Роль дисциплины в развитии воли. Воля и наркомания. Воля и алкоголизм

22.Деятельность человека: структура и виды

Общая психологическая характеристика деятельности. Исторические аспекты становления представлений о деятельности в психологии. Структура деятельности. Деятельность и сознание. Деятельность и развитие личности. Деятельность и групповые процессы. А.Н. Леонтьев о теории деятельности. А.В. Петровский о деятельностном опосредовнии.
Основные понятия. Операционно-технические аспекты. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия. Основные принципы психологической теории деятельности. Условия деятельности. Понятие об операциях. Побудительные причины деятельности. Цельмотив и мотивцель в деятельности. Условия и способы деятельности.
Виды человеческой деятельности. Краткая характеристика игры, учения, труда. Особенности современных игр и их роль в процессе развития. Дефекты развития и деятельность.
Использование деятельностной концепции в обучении и профессионализации. Концепция П.Я.Гальперина и деятельность. Методика поэтапного формирования умственных действий. Ориентировочная основа деятельности. Практика использования ориентировочной основы деятельности в процессе профессионализации. Психологическая помощь и деятельность

23.Неосознаваемое, надсознательное и установка личности: сущность и особенности проявления

Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Исследования неосознаваемых процессов
3. Фрейдом. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Значение теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
Надсознательные процессы. Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.
Понятие "установка". Грузинская школа установки. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе. Функция установки, ее эффекты и содержание. Функция приспособления. Энергозащитная и ценностно-выразительная функция. Компоненты установки. Центральная установка. Установка в рекламе. Динамика установки.
Установка и групповая норма. Фиксированная и диффузная установка. Аттитюд. Эффект Лапьера. Диспозиционная структура установки В.А. Ядова

24.Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности»: сущность и отличие

Понятия «индивид» и «организм». Организменные и индивидные свойства. Уровни иерархии человеческой организации. Значение индивидных свойств в практике психолога.
Трактовка понятия «личность» в различных областях знания. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Личность в социальной психологии. Комплексный подход Б. Ф. Ломова к исследованию личности. Уровни исследования. Микро и макроуровень.
Содержание понятия «индивидуальность». Дифференциальная психология о личности и индивидуальности. Исследование индивидуальности в школе В.С. Мерлина. Современное состояние проблемы. Методы исследования




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (952)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7