Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА




 

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только фи­зическое явление, но

также и результат определенной работы челове­ческого организма, а кроме того, и

объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами,

происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения

процессов, происхо­дящих в организме при произнесении этих звуков и при их

восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.

Биологический аспект подразделяется на произносительный и

пер­цептивный.

Подробнее остановимся на произносительном ас­пекте.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, не­обходимо

следующее: а) определенный импульс, посылаемый из голов­ного мозга, точнее, из

так называемого моторного центра речи — из зоны Брока, находящейся в 3-й лобной

извилине левого полушария; б) передача этого импульса по нервам к органам,

непосредственно вы­полняющим данную «команду»; в) в громадном большинстве

случаев — сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а

также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой



дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех

органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле

слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и

определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора

полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений

произносительных органов, необходимая для произнесения соответ­ствующего звука,

называется артикуляцией этого звука.

Рассмотрим вкратце функции произносительных органов. Эти органы

делят на активные и пассивные: активные выполняют те или иные движения,

необходимые для произнесения звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для

активного органа. Важнейшими активными органами являются голосовые связки,

язык, губы и нёбная занавеска.

1.Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению мускулов и

хрящей гортани наподобие струн музыкального инстру­мента, приходят при

прохождении воздуха через голосовую щель в ко­лебательное движение, создающее

музыкальный тон. Этот тон и называется голосом. Голос используется, как

правило, при образовании гласных, сонантов ([I], [r], [m], [n] и др.) и звонких

шумных согласных ([g], Id], 1b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия

голоса, назы­ваются глухими (например, глухие согласные |k], [t], [s]). При

суже­нии голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разры­вом смычки

возникают шумы, составляющие в некоторых языках осо­бые гортанные согласные или

же используемые как дополнительный признак при образовании других звуков —

гласных и согласных. Примером гортанных согласных может служить так называемый

нем. «Knacklaut» («сильный приступ» гласного, находящегося в начале слова). При

особом способе открытия голосовой щели возникает шепот.

2. Надгортанные полости, т. е. полость глотки, по­лость рта и

полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора, создающего резонаторные

тоны. Кроме того, при образовании всех согласных (кроме гортанных) в разных

точках полости рта (или глотки) или на выходе из полости рта возникает то или

иное препятствие на пути воздушной струи. Это препятствие может носить

разный характер:

при плотном соприкосновении произносительных органов образуется смычка, а при

достаточном сближении их друг с другом — щель. Когда мы произносим такие

согласные, как [b] в баба или [t] в там, воздуш­ная струя с

коротким шумом выталкивается в момент взрыва смычки. При произнесении [v], [f],

[s] и т. д. воздух с шумом трения проходит через узкую щель. В некоторых

случаях возникающая преграда не преодолевается воздушной струёй, а обходится

«кружным путем» (например, при произнесении [m] — через нос).

3. Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков играет язык

— очень подвижный орган, способный принимать раз­личные положения. Он может

оттягиваться назад, сжимаясь в комок и освобождая большее резонаторное

пространство в передней части полости рта (при произнесении гласных заднего

ряда, например [о], [u]), или, напротив, подаваться всей массой вперед,

расширяя резо­наторное пространство позади (при образовании гласных переднего

ряда, например [е],[i]). При движении распластанного языка вверх произносятся

гласные смешанного ряда, например [ы]. Разной оказы­вается также степень

подъема языка. Наименьшая степень подъема и, следовательно, максимально широкий

проход для воздуха наблюда­ются при [а], наибольшая степень подъема и

соответственно наиболее узкий проход—при [u], [ы], [i].

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных вы­полняет движения,

меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких»

согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая

согласному специфическую «окраску на i». Эту особенность артикуляции называют

палата­лизацией (от лат. palatum 'твердое нёбо'), а соответствующие

со­гласные — палатализованными. При образовании русского твердого [1] имеет

место веляризация (от лат. velum 'мягкое нёбо') — подъем задней

части языка в направлении к мягкому нёбу.

4. Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа.

Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной

полости, меняют ее форму. Это создает особую окраску так называемых сгубленных

(лабиализованных) звуков, например гласных [о], [u], [у] (в нем. тйае

'усталый', фр. rue 'улица') и некоторых других. При произне­сении губных

согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются,

во-первых, губно-губные (билабиальные) со­гласные — смычные, например [р], [Ь],

и щелевые, в частности [w], например в англ. wall 'стена';

во-вторых — губно-зубные (лабиоден-тальные), в частности щелевые [v], [f] (щель

между нижней губой и пассивным органом — нижним краем верхних зубов).

5. Нёбная занавеска может принимать поднятое поло­жение, закрывая

проход в полость носа (так обстоит дело при артику­ляции всех неносовых звуков,

приводившихся в качестве примеров в пп. 3 и 4), либо, напротив, опускаться,

открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор.

В этом по­следнем случае образуются носовые согласные, например [m] (как бы [b]

+ носовой резонанс), [n] (как бы [d] + носовой резонанс) и др..

6. Активными органами в полости рта являются при произнесении некоторых звуков

также язычок, например при произнесении язычкового (увулярного),

или «картавого», дрожащего согласного (в транскрипции [R]), а в некоторых

языках задняя стенка глотки—при произнесении глоточных

(фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ. house

'дом' или нем. Haus 'дом' и звонкого щелевого в укр. гора,

'гора'.

Учитывая работу произносительных органов, необходимую Для образования каждого

звука, мы получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную)

классификацию звуков.

1. Первое и главное членение в этой классификации — членение на гласные

и согласные. Гласные могут быть охарактери­зованы как звуки —

«ртораскрыватели», звуки, при артикуляции которых речевой канал в надгортанных

полостях свободен, открыт и ток воздуха не встречает препятствий. У гласных нет

определенного «фокуса»—места образования; для них типична общая, «разлитая»

напряженность мускулов всего произносительного аппарата и отно­сительно слабая

воздушная струя. Согласные, напротив, могут быть названы «ртосмыкателями», при

их произнесении обязательно возни­кает та или иная преграда на пути воздушной

струи (обычно в надгор­танных полостях, а в случае гортанных согласных — в

гортани). Соответственно у них есть определенный «фокус» — место образования.

Для согласных типично сосредоточенное мускульное напряжение в месте образования

преграды и более сильная воздушная струя. Гласные нормально образуются с

голосом, но встречаются и глухие гласные (так может произноситься второй

гласный в русск. топот)', вместе с тем, как сказано выше, голос

участвует и в образовании мно­гих согласных.

2. Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается

ряд (передние, задние и смешанные, а также и более дробные подразделения —

«передние отодвинутые назад», «задние продвинутые вперед» и т. д.) и степень

подъема языка (открытые, или «широкие», и закрытые, или «узкие», гласные).

Вторым существенным моментом является работа губ: различают сгубленные и

неогубленные гласные (в некоторых случаях и разные степени огубленности). В

ряде языков гласные приходится классифицировать также по работе нёб­ной

занавески (неносовые и носовые), по долготе (долгие и краткие) и т. д.

3. Классификация согласных сложнее. Прежде всего по типичному соотношению шума и

голоса в образовании согласного нужно учиты­вать деление на сонанты

(голос преобладает над шумом) и шумные и, далее, деление шумных на

звонкие (произносимые с участием голоса), например русские или французские [b],

[d], [g], [z], и глухие (произносимые вовсе без голоса), например [р], [t],

[k], [s].

Группа сонантов может рассматриваться как в некотором роде промежуточная

между гласными и шумными согласными. При произ­несении сонантов преграда

имеет место, но либо она является более слабой, чем у шумных согласных, либо

воздушная струя не преодоле­вает, а обходит эту преграду.

4. Второе деление согласных, перекрещивающееся с первым,— это деление по способу

образования шума, т.е. по характеру преграды, на уже встречавшиеся нам

выше группы смычных, ще­левых и дрожащих. Среди смычных, в свою очередь,

выделяются взрыв­ные, у которых смычка заканчивается взрывом (например, [р],

[t], [k], [b], [d], [g] в положении перед гласным), и аффрикаты , у

которых смычка без взрыва переходит в щель. Примеры аффрикат: [с] в царь,

[с] в чай (глухие переднеязычные аффрикаты), [рф] в нем.

Apfel 'ябло­ко' (глухая губная аффриката). Особый случай представляют так

на­зываемые имплозивные, т. е. такие смычные, при произнесении ко­торых нет ни

взрыва, ни перехода в щель и которые, таким образом, заканчиваются смычкой.

Смычные согласные [m], [n], [р], [t] и др. в положении перед другими смычными

(а нередко и на конце слова перед паузой) обычно реализуются как имплозивные.

5. Третье деление согласных, также перекрещивающееся с первы­ми двумя,— это

деление по активному артикулирую­щему органу. Здесь выделяются, как мы

видели, губные, пе­реднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные,

фарингаль-ные и гортанные. Более дробное подразделение, в частности, в группе

губных учитывает активность обеих губ или только нижней, а в группе

переднеязычных — активность и способ работы отдельных участков передней части

языка. Кроме того, при дальнейшем подразделении принимается во внимание также

пассивный орган, что отражается в та­ких терминах, как «губно-зубные».

6. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие призна­ки согласных:

их палатализация (например, в русском языке), веля­ризация, лабиализация и т.

д.

Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию соглас­ного же или

артикуляция гласного — на артикуляцию гласного, при­чем влияние это направлено

в сторону сближения артикуляций, го­ворят об ассимиляции, или

уподоблении . Ассимиляция тоже может быть либо предвосхищающей, либо

инерционной.

Классическими примерами предвосхищающей ассимиляции соглас­ных может служить в

русском языке замена звонких согласных глу­хими в положении перед глухими и,

напротив, глухих согласных звон­кими в положении перед звонкими. Ср.

лодочка — но лодка, где про­износится глухое [t] перед [k], или

к реке—но /с домам, где имеем звонкое [g] перед [d]. В примере к

домам происходит предвосхищение вибрации голосовых связок; в примере

лодка — предвосхищение их разомкнутого состояния. В некоторых русских

говорах наблюдается инерционная ассимиляция согласных по мягкости — инерция

подня­того положения средней части спинки языка в момент произнесения

последующего согласного, например Ванькя с мягким [k'l. В англий­ском

языке в окончании множественного числа имен существительных звучит [z], в

частности после гласного, например в shoes [su:z] 'туфли', и после

сонанта, например balls [ba:lz] 'мячи', но только [s] непосред­ственно

после глухого согласного, например в cats [Pacts] 'кошки'. В этом

последнем случае наблюдаем инерционную ассимиляцию по глухости — инерцию

неучастия голосовых связок. Ассимиляцию глас­ных можно отметить в

севернорусских диалектных формах вроде бываат вместо бывает

предварительной утратой звука [j] между гласными).

Редукция – ослабление гласных в безудар­ных слогах и оглушение

согласных на конце слова перед паузой.

Яркие примеры редукции гласных дает русский язык. Гласный, обозначаемый на

письме буквой а, звучит далеко не одинаково в мал, малыш и

малыши. В истории немецкого языка редукция проявилась в том, что

существо­вавшие в основном до XI в. качественно разные гласные безударных

слогов совпали затем (в окончаниях) в одном нейтральном [э] (в не­мецком письме

е), так что, например, формы четырех падежей множе­ственного числа от слова

berg 'гора', звучавшие как berga, bergo, bergum, berga, теперь

звучат как Berge (им., род., вин.) и Bergen (дат.).

Полная степень редукции — это полное исчезновение гласного в безударном слоге и

даже всего слога, в частности: а) апокопа — отпадение конечного

гласного или конечной части слова, например Петь вместо Петя, чтоб

вместо чтобы, и б) синкопа — выпа­дение гласного или нескольких

звуков не на конце слова, например Иваныч вместо Иванович, нем.

диал. gmojn вместо gut'en Morgen 'доброе утро', шведск. far

'отец' рядом с fader. Апокопа безударных окончаний играла большую роль в

истории английского языка. В результате апо­копы таким древнеанглийским формам,

как bindan 'связывать' (ин­финитив), biпdе (1-е л. ед. ч. наст.

вр.), bindaд (мн. ч. наст. вр.), соот­ветствуют в современном языке

формы без окончания (с нулевыми окон­чаниями) bind [baind] — to

bind, I bind, we (you, they) bind.

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во

многих языках. Ср. в русск. дуга — дуг td°uk], труба — труб

(t°r°up] и т, д. Физиологическая основа этого явления — преждевременное, еще до

конца произнесения слова, воз­вращение голосовых связок в состояние покоя. В

некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным — оглушается

только конец согласного. Иногда оглушение на конце проявляется и в отно­шении

сонантов, например в русском языке — в позиции после глу­хого согласного (в

словах типа вопль).

Подразделением биологического аспекта является, как ска­зано выше,

перцептивный аспект. Он охватывает изучение тех процессов, которые

происходят в организме человека при восприя­тии звуков речи механизмами слуха и

при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи

(речеслуховой ана­лизатор) — так называемую зону Вёрнике (около первой височной

извилины левого полушария). Но эти процессы изучены пока меньше, чем процессы

артикуляции.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7