Условия формирования белорусской экономической модели
Вопрос №2 Какую роль в формировании идеологии белорусского государства играет политическая система? Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции Республики Беларусь, явились фактическая завершенность государственного строительства, создание легитимных органов государственной власти, становление демократической политической системы. Политическая система — это совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь. В политическую систему включаются следующие под- I. Институциональная подсистема, состоящая из различных общественно-политических институтов и организаций, играющих ведущую роль в формировании идеологии государства. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни общества играют политические партии. Немаловажное влияние на политическую жизнь оказывают также общественные организации и движения. 2Нормативная (регулятивная) подсистема . эта подсистема выступает в виде политико правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы 3 политико-идеологическая система включает в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов ,на основании которых формируются и функционируют различные общественно-политические системы как элементы политической системы общества 4 функциональная подсистема. Этот комплекс характеризует основные формы и направления деятельности политической систем , способы и средства воздействия на общественную жизнь. конкретное выражение функциональная подсистема находит в политических отношения и политическом режиме
Вопрос №3 Белорусская экономическая модель как элемент идеологии белорусского государства. Белорусскими учёными предложена модель социально-экономического развития, которая похожа на Шведскую, Германскую, Бельгийскую. О ней говорилось в Докладе Президента РБ на совещании руководящих работников (2003г.). Эта модель определена как: “Социально ориентированная многоукладная экономика с равноправным функционированием государственной и частной собственности и обязательным наличием и превалированием идеи конкуренции”. При этом, ей должен быть “характерен высокий уровень социальной защищённости..., характерно гуманное отношение к человеку как главной ценности в нашей стране”. В Европе эта модель действует благодаря тому, что 1) социал-демократические идеи там имеют долгую историю (эволюционным путём сложились 200-300 лет ); 2) социальноориентированная экономика может быть только при высоком уровне развития экономики с высокой степенью производительности труда, при высокой эффективности экономики; 3) там делается ставка на богатый средний класс (70% населения вкладывает инвестиции в производство), а у нас в ХХ в. – на бедных, а они проедают, а не вкладывают в производство. Есть некоторые положительные предпосылки в РБ для реализации такой же модели на практике. В РБ высокие экономические показатели, кроме уровня инфляции, и самый высокий уровень социальной защищённости на постсоветском пространстве. Но многоукладная экономика может быть только при многоукладной политической системе, где нужны методы регулирования социального рыночного хозяйства, которые должны быть экономическими, а не административными. Для устойчивого экономического роста необходимо 25% инвестирования, которые невозможно достичь за счёт внутренних ресурсов (даже США) , необходимо привлекать извне, иностранный капитал. Чтобы иметь эффективные и перспективные технологии необходимо входить в корпорации по производству технологий (иначе приобрести можно будет только через 10 лет, уже устаревшие). С нарастанием глобализации будет расти открытость экономики, будет расти и конкуренция между государствами, т.к. открытая экономика предполагает равные условия хозяйствования для национальных капиталистов и иностранных (например:для РБ будет нарастать конкурентность со стороны России и др., т.к. РБ стремится в ВТО). Во Всемирную Торговую Организацию уже вступили Грузия, Молдова, Киргизстан и в результате импорт заполонил их рынки. Поэтому нужны высокие технологии и инновационность. Вопрос тоже упирается в собственность, т.к. не отрегулирована правовая защищённость в т.ч. интеллектуальной собственности (В России 20% государственной собственности, а в Беларуси – 80%). Необходимо, чтобы государство использовало экономический интерес собственника (т.е., максимизация прибыли и дохода) в целях всего общества – тогда это будет социальное рыночное хозяйство. Задачи: 1) Необходимо обеспечить высокий уровень социального равенства и справедливости, а это значит: -равные доходы на равный капитал; -защита и поддержка нетрудоспособных слоёв населения в сферах, где действуют хозяйственные механизмы; -социальное партнёрство между различными социальными группами; -достойное качество жизни. Поэтому необходимо: 2) Государственное регулирование, которое включает следующие меры: -антимонопольная политика; -недопущение концентрации доходов у незначительного числа субъектов экономических отношений; -обеспечение соответствия доходов степени эффективности; -поощрение доходов, которые не противодействуют развитию рынка и препятствие получению спекулятивных доходов (т.е., конкуренция + политика доходов) 3) Генерация и усваивание нового знания, высокий уровень интеллекта граждан – основа постиндустриальной экономики. Например: США в 2 раза больше вкладывает в НИОКР, чем 6 остальных стран большой семёрки, поэтому быстро монополизирует перспективные отрасли мировой экономики (телекоммуникаций, связи, финансовую). К 2015 г. в первой пятёрке будут Китай и Индия (Россия пытается занять место СССР в мире, а реализовал Китай – 3-я космическая держава). В январе 2003 г. в РБ запущена программа «Электронная Беларусь». В Концепции устойчивого развития РБ до 2020 г. оговаривается механизм функционирования экономической модели: на микроуровне – бизнес-план (т.е. планирование экономики), а на макроуровне – рыночные механизмы регулирования и постепенные, плавные реформы В Концепции развития народного хозяйства РБ на 2001 – 2015 гг. выделены следующие этапы и задачи: 1)На первом этапе в 2001 – 2005 гг. задача – достижение развития экономики по основным параметрам уровня 1990 г. 2)На втором этапе в 2006 – 2010 гг. – завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реструктуризация экономики и повышение уровня жизни; 3)На третьем этапе в 2011 – 2015 гг. – задача заложить основы нового постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
Вопрос №4 Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств и международными организациями. В основе внешней политики лежат отношения между государствами. Выработка внешнеполитического курса представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит взаимодействие целого ряда факторов. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Взаимодействуя между собой, они оказывают непосредственное влияние на формирование внешней политики страны. Среди внешних факторов следует назвать военно-политическую и экономическую обстановку, складывающуюся на международной арене в целом и, в первую очередь, в тех регионах, где есть стратегические интересы конкретного государства. Свою внешнюю политику государство строит исходя из внешнеполитического курса других стран (прежде всего, сопредельных), соотношения сил основных субъектов мировой политики, механизмов и принципов деятельности системы международных отношений. Внутренние факторы, представляющие собой процесс взаимодействия различных институтов государственной власти, общественных структур и социальных групп, в ходе которого определяются национальные внешнеполитические приоритеты, по степени влияния не уступают внешним факторам. Средством осуществления внешней политики является дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами целей и задач -внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Часто дипломатию определяют как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств, совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами. Внешняя политика реализуется путем установления дипломатических отношений между странами, осуществления членства государств в международных организациях, проведения визитов, переговоров и контактов на разных уровнях, высшими из которых являются встречи глав государств и правительств. Важная роль в практическом осуществлении внешней политики принадлежит внешнеполитическим ведомствам и зарубежным дипломатическим представительствам. Вопрос №5 Консерватизм Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и цен нос гей. Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм .Традиционные начала это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества: 1. Сохранение и защита традиционных, исторически сложившихся норм и форм жизни общества, ценностей, выдержавших испытание временем; 2. Исходные и неизменные ценности – нравственные, порядок в обществе, стабильность государства; 3. власть в обществе должна принадлежать элите (профессионалам в политике), но интересоваться политикой должен каждый гражданин; 4. свода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней; 5. частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала; частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка; 6. закономерно неравенство людей в отношении физического, нравственного и умственного развития и вытекающее из труда социальное неравенство положения людей (и эксплуатация человека человеком) 7. государство – “не дойная корова”, социальное попечительство государства порождает иждивенчество, которое становится источником растущих притязаний, поэтому социальная помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить. После Второй Мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либерализации → в 1970 -1980 гг. сложился неоконсерватизм. Политические идеи неоконсерватизма: 1. усиление государственного регулирования в экономической и социальной сферах; 2. индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества (т.к. это может угрожать стабильности и преемственности в развитии общества) 3. укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии; 4. развитие институтов гражданского общества; 5. стабильность общества, опирающаяся на уважение гражданина к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь. Носители: консервативные партии Великобритании, Австралии, Новой Зеландии; Христианско-демократические партии Европы.Либерализм и консерватизм ─ реформистские идеологии.
Вопрос №6 Условия формирования белорусской экономической модели. Развитие человека тесно связано с социально-экономическим развитием страны. Особенно с её экономической безопасностью. Поэтому теория модели социально-экономического развития является важнейшей частью идеологии белорусского государства. Беларусь вступила в ХХI век с экономикой, находящейся на стадии реформирования. Была реализована программа Основных направлений социально-экономического развития на 1996-2000 гг. В результате в 2000 г. были превышены показатели докризисного 1990 г. по: · объёму производства промышленности (100,7 %)4 · потребительских товаров (110, 1 %) · реальных денежных доходов населения (107 %) Хотя: ВВП составил лишь 89%, продукция сельского хозяйства = 71,4, инвестиций в основной капитал = 52 %, но, начиная с 1996 г., наблюдается рост ВВП на душу населения и уровня жизни населения. Однако рост ВВП сопровождается тревожными симптомами (внутренние экономические проблемы): 1) низкая конкурентноспособность продукции, так как высоки издержки производства, что увеличивает объёмы нереализованной продукции. Например: в 2002 г. на 1 января, запас готовой продукции = 63,8 % от произведённой, а в 2003 г. = 67 %; 2) рост кредиторской задолженности предприятий и недостаток инвестиций; 3) низкий уровень рентабельности, в результате чего не обеспечиваются условия для расширенного воспроизводства (расширения производственных мощностей); например: рентабельность в 2000 г. = 15,8 %, а в 2003 г. 10,5 % 4) рост числа убыточных предприятий; например: на 1 января 2003 г. – 32,9 % (от общего количества, в основном, это лёгкая, стройматериалов, пищевая отрасли промышленности); 5) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов на 2003 г., достигали 70-80 %; 6) политика сохранения занятости работающих на предприятиях и в организациях: с одной стороны (+) обеспечила низкий уровень безработицы и бедности во второй половине 90-х гг., с другой стороны (–) к 2004 г. стала системным препятствием на пути устойчивого роста экономики и благосостояния людей, т.к. привела к: -высокой скрытой безработице (через вынужденный отпуск, частичную занятость) -низкой конкурентоспособности, т.к. инвестиции в старую структуру производства, где сохранены рабочие места тратятся на выплату зарплаты и т.п., а не на обновление и расширение производственных фондов (проедаются на 90). Решение этих проблем предусматривается в следующих документах: 1) Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.; 2) Разрабатывающимися и утверждающимися президентом годовыми прогнозами социально-экономических параметров развития страны. Однако выполнение этих показателей становится всё более сложной задачей. например: в 2000 г. были выполнены все показатели годового прогноза, в 2001 – 12 из 16, в 2002 достигнуты 6 из 16, а в 2005 – 15 из 16. Наблюдается ухудшение финансового положения в бюджетной сфере. Для улучшения состояния и обеспечения устойчивого развития необходимо: 1)резкое снижение общих и материальных затрат на единицу продукции (сейчас в 1 рубле белорусском = 65 – 68 копеек – это затраты); 2)уменьшение энергоёмкости производства; 3)увеличение доли сертифицированной продукции; 4)рост удельного веса новых видов такой продукции. Особую роль в развитии человеческого потенциала играет агропромышленныйкомплекс, который обеспечивает продовольственную безопасность. Например:для обеспечения продовольственной безопасности в Европе дотируется 50% АПК. И хотя по производству молока, мяса, картофеля на душу населения РБ занимает 1 место среди всех стран СНГ, качество жизни в сельской местности намного хуже, чем в городе. В этой сфере наблюдаются следующие проблемы: 1) низкая заработная плата (например: на 2002 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 49,9 % среднереспубликанского уровня); 2) неблагоустроенноё жильё, а в итоге – миграция молодых людей в город; 3) нехватка трудовых ресурсов в АПК в будущем; 4) сельское хозяйство развивается неустойчиво, т.к. зависит и от погодных условий; 5) проблемы дефицита кормов и их качества; 6) проблемы сокращения поголовья скота (например:по сравнению с 1995 г. оно уменьшилось на 20,8% в 2003 г.) и сокращение реализации скота и птицы (по сравнению с 1995 – в 2002 г. на 20,6%, производство молока снизилось на 3,3 %, яиц – на 13%.); в структуре сельского хозяйства с 1994 г. стало преобладать растениеводство; 7) сложное финансовое положение предприятий АПК; 8) продолжающийся износ их основных фондов; 9) нехватка инвестиций; 10) нерешённость проблемы собственности на землю, что отпугивает инвесторов, т.к. нет гарантий, что не отберут (нет хозяина – нет заботы); 11) необходимость долгосрочного реформирования АПК, в т.ч. необходимость совершенствовать социальную инфраструктуру села: благоустройство жилья на селе, повышение зарплаты, экономически обоснованная занятость населения, реформирование структуры собственности и внедрение новых механизмов мотивации к труду (например:участие работников в прибылях предприятия, начисление дивидендов на долевую собственность и т.п.) Наряду с тем, что растёт уровень сбережений граждан (например: сбережения в 2001 г. = 19,6%, то в 2002 г. = 22%), сохраняется дефицит бюджета страны (например:1995 = «– 2,7 %», 2001 г. = «– 1,6%», 2002 = «– 0,4%»). В том числе товарооборот с Россией имеет отрицательное сальдо (к нам больше товаров, чем от нас к ним) и, в результате, 1 млрд. 789 млн. $ (они на нас зарабатывают), что в 1,3 раза больше, чем в 2001г. (см. «Национальную экономическую газету.– 6 января.– 2003г.) По этим причинам идёт постоянное экономическое моделирование (например:2004 г. (23-24 мая) в Ялте переговоры: Россия+Украина+Казахстан+Беларусь, и в сентябре создаётся Единое Экономическое Пространство (ЕЭП).
Вопрос №7 В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи. В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям. В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе в соответствии с логикой развития белорусского общества. В задачи молодежной политики входят: • выявление потребностей и интересов молодежи; • создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов; • регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества; • регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества; • создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров; • содействие молодежной занятости; • поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей; • формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма; • формирование новой концепции воспитания молодежи. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда главным организационным институтом и инструментом реализации молодежной политики был комсомол. ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - и его республиканское отделение ЛКСМБ - Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Белоруссии - был очень влиятельным и сильным общественным объединением, которое в условиях политической системы советского общества было интегрировано во все сферы управления и оказывало огромное влияние на все стороны жизни молодого поколения. Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической партией, органами государственного управления, с профсоюзами. В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициатива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью общественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи. Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики, состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы. Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси. Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разрешению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, новой модели развития белорусского общества.
Вопрос №8 Понятие национальной идеологии включает систему взглядов, основанную на принципах об нации и приоритета ее интересов в различных жобщественной жизни. Оценивая это понятие, необходимо "погружать" его в конкретно-исторический контекст При определенных условиях, международных и внутрених оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост националы! самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языки традиций, символики. Основной функцией идеологии" понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого обще должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения корен! интересов граждан. Поскольку же идеология белорусе! государства может быть понята как выражение систем ценностей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использовать термины "идеология русской государственности". Идеология государственности таким образом, достаточно стабильное образование, целенное на долговременную перспективу, учитывая национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором достижения социального прогресса, mi ряду с гражданским обществом, является государство. Поэтому для трансформирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через систему социологических исследований личностного восприятия респондентами мод государственного устройства, функционирующей в Республики, определение контуров оптимальной ее Республики. системы экономических и политических ценней и приоритетов, которые бы могли стать фундамент фомировании белорусской государственности и национальной идеологии. В то же время следует иметь в виду, что в своих край них формах национальная идеология смыкается с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых националистических элементов и групп к политическому лидерству и захвату государственной власти, приводит к пренебрежительному отношению к интересам других наций и национальных групп, к высокомерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государственные интересы локальным. Несмотря на то, что в нашем трансформирующемся обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют предполагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии. Так, гуманитарная элита республики, выступившая в качестве эксперта в социологическом исследовании, проведенном в 1988 г. по анкете "Государственное устройство и политические ценности" (66,4% — кандидаты и 7,5% — доктора наук, среди которых преподаватели, старшие преподаватели, доценты, заведующие кафедрами составляют 67,1%; 4,1% — директора институтов, ректоры высших учебных заведений, деканы; 13% — старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами; 6,2% — аспиранты), считает наиболее значимыми событиями для будущего республики (и фундаментальными ценностями, которые имеют стратегическое значение в формировании белорусской государственности), провозглашение независимости Беларуси, введение института Президента, создание Союза Беларуси и России, равный статус белорусского и русского языков.
Вопрос №9
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |