Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 13 Функциональный аспект в изучении звуков. Понятие фонемы




Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику ифонологию.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматическогозначения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);

при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ(после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.



Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принциповорфографии и т. п.

Билет 15 Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты в изучении звуков.

Три аспекта фонетических исследований

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Активны или пассивны голосовые связки

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)- Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)- Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Билет 18 Слог: теории слога и типы слогов

Типы слогов

Русс: В зависимости от качества звуков, входящих в слог, и их последовательности выделяют следующие типы слогов:

Прикрытые – слоги, начинающиеся с согласного звука;

Неприкрытые – слоги, начинающиеся с гласного звука;

Закрытые – слоги, заканчивающиеся согласным звуком;

Открытые – слоги, заканчивающиеся гласным звуком.

Англ: Чтение гласной буквы в ударном слоге зависит от типа слога. Тип слога определяется тем, какие буквы следуют за ударной гласной. Существуют четыре типа ударного слога.

I тип слога – открытый слог, т. е. слог, оканчивающийся на гласную букву. Например:

- в конце односложных слов: go [gou] идти;

- в положении гласная + согласная + гласная: time [taIm] время, lotus ['loutqs] лотос;

- в положении гласная + гласная (см. гласные диграфы): deal [dJl] количество, suit [sjHt] костюм.

II тип слога – закрытый слог, т.е. слог, оканчивающийся на согласную букву (кроме одиночной r). Это означает, что за ударной гласной следуют:

- одна или несколько согласных в конце слова: man [mxn] человек, мужчина, test [test] испытание;

- или две и более согласных в середине слова ( буква x передает два звука и приравнивается к двум согласным: boxer ['bOksq] боксер): silver ['sIlvq] серебро, public['pAblIk] народ.

III тип слога – графически имеет вид закрытого слога. От слога II типа его отличает то, что за ударной гласной следует буква r, которая сама не читается, но влияет на чтение предшествующей ударной гласной буквы. Например: start [stRt] старт, начало, forth [fLT] дальше, впредь, purpose ['pWpqs] намерение, цель.

IV тип слога – графически имеет вид открытого слога. От слога I типа его отличает то, что за ударной гласной следует буква r (читаемая или не читаемая). Ее присутствие влияет на чтение предшествующей ударной гласной. Например: care [kFq] забота, заботиться, parents ['pFqrqnts] родители, dear [dIq] милый, дорогой,series ['sIqrJz] серия, ряд.

Примечание: Двойная буква rr в корне слова не влияет на чтение предыдущей гласной, а лишь указывает на закрытый тип слога (гласная читается как краткий звук), например: currant ['kArqnt] смородина, terrible ['terIbl] ужасный

Буква r, стоящая перед гласной, не оказывает никакого влияния на чтение гласной.

 

Слог — важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.

Слог — основная единица в стихосложении.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1942)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)