Параметры общей лингвистической характеристики текста
Текст – коммуникативная единица. Текстом пользуются чаще, чем отдельным высказыванием. Отличие от высказывания : -текст сложно пересказать, передать идею 1 предложением. Только письменные, или же еще устные высказывания считать текстом. Точного определения текста нет. Вот 1 из определений- текст- это последовательность высказываний, ССЦ,разделов, объединенная смысловой и грамматической связью. Текст должен обладать: -выраженностью.-этот признак отличает текст от замысла. -отграниченностью- паузами… -структурностью (текст должен иметь определенную структуру). -информативностью: 3 вида: - содержательно –фактуальная информация – сообщения о фактах, событиях, либо имевших место, либо воображаемых. -содержательно-концептуальная инфо- это индивидуально авторское понимание отношений между описываемыми явлениями. -содержательно- подтекстовая информация - это скрытая информация, извлекаемая из концептуальной информации. Воспроизводимость - способность пересказать текст.
основные текстовые категории : образ автора, время, пространство и др. способы изложения в тексте. 1) информативность – текст может нести 3 разновидности информаций : - содержательно –фактуальная информация – сообщения о фактах, событиях, либо имевших место, либо воображаемых. -содержательно-концептуальная инфо- это индивидуально авторское понимание отношений между описываемыми явлениями. -содержательно- подтекстовая информация - это скрытая информация, извлекаемая из концептуальной информации. 2)целостность – наличие у речевой единицы единой темы. Сколько бы отсутплений не было, автор придерживается стержня. Целостность закрепляется заглавием. 3)завершенность – текст завершен, если замысел автора полностью выполнен. 4) связность : -связность межфразовая. ( порядок слов, замена имен на местоимения, союзы – собака залилась лаем. Но вот вошел хозяин). -текстовая – эти связи обеспечивают целостное восприятие текста. -временная связь( сначала, потом) Пространственная связь( здесь, там). Также передается через монтажные приемы- позволяют передать точку зрения героя в движении – показать ситуацию сначала в одном месте, затем в другом). Пространство так же, как и время, по воле автора может смещаться. Художественное пространство создается благодаря применению ракурса изображения . Лукин называет межфразовую связь локальной, а текстовую- глобальной. 5)интеграция- способность читателя удерживать в голове разноплановые части как единое целое. 6)членимость- любой текст может быть разделен ( на абзацы, главы). 7) автосемантия отрезков текста- в тексте содержатся куски, кот могут быть самостоятельными( напр лирическое отступление). 8) структурность –наличие в тексте композиции. 9) континуальность – помогает создать целостность. Мысль скользит по очерченному в тексте пространственному и временному промежутку. 10) модальность-объективная и субъективная. 11)ретроспекция и проспекция – ретроспекция- напоминание того, что было сказано( как мы уже говорили…) встречается в речи чаще. Проспекция- забегание вперед( как будет сказано выше).
Образ автора – одна из самых неуловимых категорий. Автор- это актерский лик, который проявляется в выборе слов и стилистических приемов. Образ автора- это та система, которая создана автором.
Функционально-смысловые типы речи – это способы оформления мысли, схемы построения текста, кот используются в зависимости от назначения речи и ее смысла. Типичные языковые средства оформления : - описание -повествование -рассуждение -определение. Описание. –это констатирующая речь, дающая статическую картину, представление о характере, составе , качествах объекта путем перечисления существенных и несущественных признаков, актуальных для говорящего в данный момент. Бывает объектированным( содержит только факты) и субъектированным( содержит отношение автора). Композиция следующая: представление о предмете вначале, затем от большего к меньшему детали. Субъективированные описания передают впечатления непосредственные, обусловлены авторским замыслом. Творческое описание включает яркие сравнения, метафоры. Описание бывает статическим (предмет, автор и признаки статичны) и динамическим( либо говорящий, либо предмет, либо признаки динамичны). Повествование - эпическое ( когда рассказывают о событиях) -сценическое ( передают события через состояние персонажа). Рассуждение - доказательство – тезис, док-во, вывод. Рассуждение- цель умозаключений, находящихся в причинно-следственных отношениях. Композиция текста : стандартная ( зачин, основная часть, заключение) -кольцевая – зачин = концовке. Параллельная композиция – употребление вперемешку нескольких тем. Каждый жанр имеет свою композицию. Газетно-публиц стиль – статья – трехчастная структура – эмоциональный зачин, далее основная часть = тезис + 3-5 аргументов. Располагаться аргументы должны так: сначала средний, далее слабый и потом сильный. Тезис может располагаться и в конце. Тезис вначале - индукция, тезис после аргументов – дедукция. После- эмоциональные примеры. Заключение должно быть эмоциональным. Научный стиль - ( на примере диссертации) введение с изложением цели, задач исследования, актуальность, научная новизна, методы, с помощью которых решались научные задачи . 3 главы( в каждой главе выводы), заключение. В введении указывают кто и что писал га эту тему и дается критика этих работ. Оф-деловой стиль. ( деловое письмо) – роль зачина играет обращение, в основной части суть письма, концовка содержит этикетные формулы. Нестандартные композиции. в худ и газ-публ текстах могут использоваться кольцевая композиция. В худ текстах авторы изобретают что-то новое в кольцевой композиции. ( легкое дыхание). Билет 8 Орфоэпия как часть культуры речи. Современная произносительная норма и её варианты. Произносительные стили. Орфоэпия- раздел языкознания, изучающий функционирование норм литературного произношения и вырабатывающий орфоэпические правила(произносительные рекомендации). Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль - это обычная речь, господствующая в бытовом общении, стилистически слабо окрашенная, нейтральная. Отсутствие в этом стиле установки на безупречное произношение ведет к появлению произносительных вариантов. Книжный стиль находит выражение в разных формах публичной речи: в радиовещании и звуковом кино, в докладах и лекциях и т.д. В этом стиле требуется безукоризненное языковое оформление, строгое сохранение исторически сформировавшихся норм, устранение произносительных вариантов. Парафонетические явления в устной речи: 1) парентезы— синтаксические вставки, к которым относятся вставные[эл-ты комментирования или замечания И вдруг он (только представьте себе!)…] и вводные элементы{выражает различную степень уверенности «вероятно…» адресуют высказывание собеседнику, побуждают его к активному восприятию сказанного «представьте…» и т.д.} ,2)эканье-меканье — знак хезитации[(hesitation колебание — речевое колебание, связанное со спонтанностью речи: импровизиров. текст рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц (слов и грамматических структур) и планирования предложения в целом. Х. могут выражать в речи: 1) паузы, 2) нелексические вставные звуки, 3) "слова-паразиты", 4) коррекция предложения, 5) замена слов, 6) повтор, 7) заикание, 8) незавершенное предложение.)] при определенном эмоциональном состоянии. Орфоэпия (греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение, или раздел языкознания, занимающийся изцчением нормативноголитературного произношения Орфоэпические нормы охватывают • фонетическую систему языка, т.е. фонемы русского литературного языка, их качество и изменения в определенных фонетических позициях:правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных • произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но). В обычном разговорном произношении наблюдается ряд отступлений от орфоэпических норм. Источниками таких отступлений нередко являются родной говор (произношение в том или ином диалекте говорящего) и письмо (неправильное, буквенное произношение, соответствующее правописанию). Задача орфоэпии заключается в том, чтобы устранить отступления от литературного произношения. Важнейшие черты литературного произношения сложились в 18 в. на основе разговорного языка Москвы. Хотя полной унификации литературного произношения нет, в целом современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную, совершенствующуюся систему. В формировании литературного произношения огромную роль играют СМИ, которые служат мощным средством распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
Стили произношения. В зависимости от темпа речи: полный и неполный стили Полный стиль: • медленный темп речи • отчётливое произношение • тщательность артикуляции Неполный стиль: • быстрый темп речи • менее отчётливое произношение звуков • сильное редуцирование В зависимости от наличия или отсутствия экспрессивно окрашенной лексики ( связь со стилистической дифференциацией языка в целом): нейтральный стиль (стилистически не окрашен), высокий стиль (книжный, aкадемический, стилистически окрашен), разговорный стиль (стилистически окрашен). Различие между этими стилями проявляется в: • соотносительность их норм с соответствующими лекс. пластами: слова нейтрального стиля в звучании оформляются по нормам нетрального стиля произношения, слова высокого стиля- по нормам высокого стиля произношения итд ПРИМЕР: дерзание(выс.лексика)- в первом предударном слоге-звук «э» • некоторые формы нейтрального стиля имеют свои соответствия ввысоком, или в разговорном стиле. ПРИМЕР: фОнетика( выс.стиль) , фАнетика (нейтр.стиль) Речь - центральный элемент личного имиджа , поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться, а в телефонном разговоре является единственным каналом , через который можно внушить нужное представление о себе. Правильное владение голосом, речью играет важную роль в достижении финансового и делового успеха, равно как и в поддержании человеку необходимого имиджа. 1. Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике. 1. Эканье — вставка паразитических звуков типа [э], [м] и т.п. В паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания. Иногда эт извуки незаметны, а иногда очень заметны и вызывают раздражение у слушающих. Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делового общения, поскольку наблюдаются социальные проявления нарочитого эканья по отношению к «низшим» социальным слоям. 2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это, иногда в личных местоимениях. 3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц. 4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке. 5. Чмоканье — шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Слабое чмоканье — смачивание полости рта, сглатывание — физиологически свойственно всем и производится машинально. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс. 6. Назализация — произнесение в нос конечных гласных в словах. Назализация оценивается как вульгарная черта в речи. 7. Эмканье — смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т.п.). Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать. Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей.
Билет 9
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |