Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНИК

2-е издание

Под редакцией

доктора юридических наук, профессора,

заслуженного деятеля науки Российской Федерации

С.А. Боголюбова

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Юриспруденция»

 


УДК 349.41(075.8) ББК 67.407я73

3-51

Авторы:

Боголюбов С.А.,д-р юрид. наук, проф., засл. деятель науки РФ — преди­словие, гл. 2, 14—18;

ГалиновскаяЕ.А., канд. юрид. наук —§5 гл. 1, гл. 5, 6, 7, 13;

Жариков Ю.Г.,д-р юрид. наук, проф., засл. юрист РФ— § 1—4 гл. 1,

гл. 3, 8, 9, 12;

МининаЕ.Л., канд. юрид. наук—гл. 4, 11;

Шуплецова Ю.И.,канд. юрид. наук — гл. 10.

Земельное право: учеб. / под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. • М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 400 с. I8ВN 978-5-482-01971-9

Настоящий учебник является вторым, переработанным и дополнен­ным изданием и написан на основе материалов авторских лекционных курсов с учетом новейшего земельного законодательства, прежде всего нового Земельного кодекса РФ, а также новых редакций Водного и Лес­ного кодексов РФ. В нем рассмотрены традиционные вопросы теории земельного права и практики его применения. Кроме того, разъясняют­ся наиболее актуальные для современного периода механизмы регулиро­вания земельных отношений с учетом представления о земле как о важ­нейшем природном ресурсе, основе жизнедеятельности народов Россий­ской Федерации и имуществе особого рода. Большое внимание уделено вопросам соотношения полномочий государства по регулированию зе­мельных отношений и прав землевладельцев.



Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и сель­скохозяйственных вузов и факультетов, а также широкого крута читате­лей, интересующихся проблемами осуществления прав на землю.

УДК 349.41(075.8) ББК 67.407я73 Учебное издание

Боголюбов Сергей Александрович,

Галиновская Елена Анатольевна,

Жариков Юрий Георгиевич

и др. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Учебник

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.009109.10.06 от 05.10.2006 г.

Подписано в гТечать 15.11.07. Формат 60 х 90'/,6-Печать офсетная. Печ. л. 25,0. Тираж 5000 экз. Заказ№ 8040

ООО «ТК Велби» 107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980. г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Коллектив авторов, 2008

ООО «Издательство Проспект», 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый учебник «Земельное право» написан на основе Зе­мельного кодекса Российской Федерации, призванного быть главным регулятором земельных отношений. Поэтому при изучении земельно­го права — как учебной дисциплины, как науки, как отрасли пра­ва — важно уяснить предысторию Кодекса, его ведущее место в регу­лировании земельных отношений, способы преодоления возникающих проблем.

Разработка и обсуждение проекта нового Земельного кодекса Рос­сийской Федерации начались в 1992 г. и продолжались в 1993 и в по­следующие годы; в 1997—1998 гг. состоялись «круглые столы» при Президенте РФ с участием Правительства РФ и палат Федерального Собрания РФ, специалистов земельного права. Обсуждение проектов и точек зрения не давало положительных результатов в конце 90-х годов из-за разных позиций законодательных и исполнительных орга­нов, центра и регионов, левых и правых.

Положительное значение имеет ряд положений ЗК РФ 2001 г., от­ражающихся на всем земельном праве. Это:

стабилизация состава земель, отнесение их к одной из семи ос­новных и оправдавших себя категорий по целевому назначению;

закрепление основ государственного управления земельными ре­сурсами (мониторинга, землеустройства, государственного земельного кадастра, государственного, муниципального, производственного кон­троля, судебного рассмотрения споров);

закрепление и защита прав граждан (в том числе прав постоянно­го бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения);

разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией РФ, согласно ст. 36 которой условия и порядок пользования землей опре­деляются на основе федерального закона.

Осуществляется в современном российском земельном праве ре­шение главного вопроса — о соотношении частноправовых и публич­ных начал путем установления приоритета охраны земли как важней­шего компонента окружающей среды и средства производства в сель­ском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; собственники распоряжаются землей сво­бодно, если это не наносит ущерба окружающей среде; обеспечивает­ся сочетание интересов общества с гарантиями каждого гражданина; немаловажное значение имеют 11 основных принципов земельного законодательства в ст. 1 ЗК РФ.

Важно сосредоточить внимание — и на это направлен учеб­ник — на последующей конкретной реализации предписаний в соот­ветствии с Гражданским и Земельным кодексами РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земли могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот до­пускается законом о земле.


Иные концептуальные положения также имеют большое значение. Это — обеспечение единства судьбы земельного участка и прочно свя­занного с ним объекта, который следует судьбе участка, и наоборот; недопущение необоснованного отказа в предоставлении участка в собственность для строительства; регламентация процедур предос­тавления и изъятия земельного участка; защита и гарантирование прав собственников на землю. Стимулируются третейские суды в об­ласти земельных отношений. Сохраняются традиции российских зе­мельных отношений и в то же время повышается современная роль

суда.

Обжалование в суд действий и решений, нарушающих земельные права и свободы граждан, например предусмотренное в ЗК РФ, не может исключать, по нашему мнению, возможности административ­ного порядка рассмотрения земельных споров, предусмотренного в Федеральном законе 1993 г., ином федеральном законодательстве; надо исходить из того, что не все граждане России освоили и любят судебные процедуры и зачастую предпочитают «мирное», администра­тивное рассмотрение земельных дел.

Точно так же дисциплинарная ответственность работников в случа­ях административной ответственности юридических лиц, где они рабо­тают, предусмотренная в ЗК РФ, не исключает возможности привлече­ния этих работников к дисциплинарной ответственности и при отсут­ствии административной ответственности организации; иначе в области земельных отношений работодатель может остаться без возможностей дисциплинарного воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, предусмотренного Трудовым кодексом РФ.

Разночтения земельного права с гражданским правом являются наиболее актуальными и важными. Право собственности на лес и древесно-кустарниковую растительность на земельном участке, «если иное не установлено законом», предусматривается в гл. 17 ГК РФ. Но именно иное и предусмотрено в ЗК РФ. Здесь возникает си­туация, когда общие законы, регулирующие имущественные отноше­ния, представлены ГК РФ; специальные законы представлены Зе­мельным, Лесным, Водным кодексами, иными природоресурсными законами, которые согласно ст. 129 ГК РФ могут ограничивать оборот природных ресурсов и являются, таким образом, приоритетными по отношению к специфическому имуществу — природным ресурсам.

Таким образом, в ГК РФ устанавливаются принципы гражданско­го имущественного оборота, а в природоресурсных законах — детали гражданского оборота природных ресурсов. В случаях разночтений между ними должен действовать специальный закон — таково обще­принятое правило права. Разумеется, надо учитывать уровень право­применителей, которые могут запутываться в этих доктринах, а то и использовать их по своему усмотрению в своих интересах, что крайне нежелательно, а в условиях современного состояния Россий­ской Федерации — и опасно. Там, где без этого не обойтись, следует приводить в соответствие друг с другом равноценные федеральные за­коны, например гл. 17 ГК РФ и ЗК РФ.

Все эти сложные вопросы земельного права не игнорируются в предлагаемом учебнике, но разъясняются, комментируются. Современный студент должен не только знать содержание и требования от­расли права, но и понимать возникающие в связи с ними трудности применения, знать способы их преодоления, учиться применению правовых норм в жизни после получения диплома о высшем образо­вании.

Учебник составлен на основании государственных стандартов Мин-обрнауки России коллективом профессиональных авторов, известных своими работами. Это — Комментарий к Земельному кодексу Россий­ской Федерации (М.: Проспект, 2001, 2002, 2005, 2006); Земля и право: пособие для российских землевладельцев (М.: Норма, 1997, 2001); Ком­ментарий к земельному законодательству Российской Федерации (М.: Юринформцентр, 1998, 2000); Земельное право: учебник для вузов (М.: Проспект, 2002, 2005); Земельное право: вопросы и ответы (М.: Про­спект, 2004).

Составители учебника являются не только научными работника­ми Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, активными участниками за­конопроектной работы, но и преподавателями Государственного уни­верситета землеустройства, Московской государственной сельскохо­зяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Международного уни­верситета, апробировавшими свои разработки в учебном процессе ведущих высших юридических учебных заведений страны.

Хочется надеяться, что концепция и замысел авторов, нацеленные на современное понимание российского законодательства, на надле­жащее правоприменение и практическое обеспечение земельного пра­вопорядка, будут доступны пониманию студентов, аспирантов и пре­подавателей земельного права.

Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор

С. А. Боголюбов

 


ется метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных участков, об особом режиме их использования и т. д.

Глава 1

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7