Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Особенности правового режима радиационно опасных земель




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принадлежащие предприятиям (объединениям), независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, в том числе те, за которые выплачена компенсация, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.

На собственников земельных участков, иных землепользователей, имеющих земельные участки на территориях радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные Кодексом о земле, с ограничениями, предусматриваемыми Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они обязаны проводить в соответствии с рекомендациями комплекс специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, позволяющих снизить поступление радионуклидов в производимую продукцию. Все затраты на проведение указанных мероприятий возмещаются в полном объёме за счёт средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.



В зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, обеспечиваются строгий природоохранный режим, охрана территорий, памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством. Охрана общественного порядка, государственной собственности, тушение пожаров и пожарно-профилактический надзор в зонах первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются уполномоченными на то органами. Контроль за выполнением этих мер осуществляется в названных зонах соответствующими областными исполнительными и распорядительными органами, а в зоне эвакуации (отчуждения) – Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Затраты на выполнение этих мероприятий финансируются за счёт средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС.

На территориях радиоактивного загрязнения могут создаваться свободные экономические зоны. Порядок их создания и срок действия устанавливаются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» (с измен. и дополн.) [Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1999. – № 25. – Ст. 428; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 161. – 2/1583]. Положение и правовой режим свободной экономической зоны, определяющие порядок и условия передачи объектов коммунальной собственности юридическим и физическим лицам (в том числе и иностранным) в собственность или аренду, порядок регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, порядок въезда, выезда и проживания граждан на данной территории, регулирование всех видов внешнеэкономической деятельности, решение вопросов налогообложения, кредитования, регулирования финансово-бюджетной и другой деятельности, разрабатываются на основании действующего законодательства Республики Беларусь областными исполнительными и распорядительными органами совместно с МЧС и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Государственный контроль за соблюдением правового режима в зоне эвакуации (отчуждения) осуществляется Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а в остальных зонах – областными исполнительными и распорядительными органами, а также иными уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, которая обеспечивала бы радиационную безопасность, предотвращение переноса радиоактивных веществ, выполнение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в неё людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается:

• постоянное проживание населения, несанкционированное пребывание людей;

• несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса;

• привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия;

• вывоз без специального разрешения Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС или особо уполномоченных им органов строительных машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

Кроме того, в данной зоне не допускается любая иная деятельность, не санкционированная уполномоченным на то органом. Пребывание в зоне эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц в указанную зону установлены Положением, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 299 «Об утверждении Положения об обеспечении контрольно-пропускного режима на территории зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население, и порядке допуска лиц на указанные территории» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 38. – 5/21003; 2009. – № 119. – 5/29736].

Для снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, помещений, медико-биологический и радиоэкологический мониторинг, а также дезактивация территории специализированными подразделениями (в случае необходимости).

Действующее законодательство запрещает строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение работающих предприятий независимо от ведомственной подчинённости в зонах эвакуации (отчуждения), зонах первоочередного и последующего отселения и зонах с правом на отселение без комплексной оценки состояния окружающей среды в данном регионе. Эти виды деятельности осуществляются только по решению Совета Министров Республики Беларусь или в порядке, им устанавливаемом [См., например: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 1992 г. № 571 «Об утверждении Порядка строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий в зонах радиоактивного загрязнения» (с измен. и дополн.) // Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1992. – № 27. – Ст. 494; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 19. – 5/31087].

Режим работы предприятий, учреждений и организаций, которые расположены на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и на которые распространяется действие Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяется Советом Министров Республики Беларусь. В частности, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 1992 г. № 640 [Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1992. – № 30. – Ст. 543], в зоне эвакуации (отчуждения) работы проводятся в соответствии с действующими Нормами радиационной безопасности и Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений. В данной зоне установлен шестичасовой рабочий день (при 36-часовой неделе), производится фиксированная доплата работающим, а в рабочие дни выдаётся трёхразовое питание.

Содержание территорий радиоактивного загрязнения (включая населённые пункты, транспортные магистрали, сети энергообеспечения, связи, водоохранные, мелиоративные системы и другие сооружения), ведение лесного хозяйства, научных исследований, радиационного контроля, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия и другие виды деятельности финансируются за счёт государственных средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других фондов.

Контроль за соблюдением норм и технологии захоронения радиоактивных отходов на территориях радиоактивного загрязнения, а также продуктов, материалов и других веществ, загрязнённых радионуклидами, осуществляется Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а надзор за соблюдением норм радиационной безопасности и правил по содержанию захоронений – Минздравом, а также указанным Департаментом в установленном порядке.

Государственный контроль за соблюдением природоохранного (специального правового) режима, природопользования на территориях радиоактивного загрязнения призван обеспечить соблюдение всеми предприятиями (объединениями), независимо от форм собственности, учреждениями и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в целях снижения радиационного воздействия на население и экологические системы, проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, рациональное использование хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Этот контроль (надзор) осуществляется областными исполнительными и распорядительными органами, Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другими специально уполномоченными на то органами.

Государственный надзор за измерениями радиоактивного загрязнения природной среды и всех видов сырья и продукции осуществляет Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь (Госстандарт) и его территориальные органы. Для определения содержания радиоактивных веществ допускается применять только средства измерений, прошедшие поверку или метрологическую аттестацию в установленном порядке.

Экологические требования по использованию и охране земель. Правовая охрана окружающей среды и компонентов природной среды в процессе землепользования. Нормирование вредных воздействий на почву

Правоустанавливающие нормы экологического права, определяющие обязательные для исполнения всеми субъектами экологических отношений правила использования и охраны объектов окружающей среды, в первоочередном порядке относятся и к земле как главному и неотъемлемому её компоненту.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», экологические требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также нормативами в области охраны окружающей среды.

Экологические требования по использованию и охране земель содержатся в Кодексе о земле, законах «Об охране окружающей среды», «О мелиорации земель», Государственной программе сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 гг., декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях правительства и иных актах законодательства. Так, в соответствии со статьёй 89 Кодекса о земле юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утверждёнными ими планами, согласованными с территориальными органами Минприроды. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объёмах и источниках финансирования этих мероприятий.

В соответствии с земельным и природоохранным законодательством юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, а также обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, хранение горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других препаратов, должны обеспечивать выполнение требований в области охраны окружающей среды, в том числе земель.

В этих целях землепользователи должны осуществлять мероприятия по бережному отношению к земле, не допускать накопление в почве избыточного количества токсичных веществ, различных вредных химических соединений, радиоактивных веществ, способных оказывать пагубное воздействие на окружающую среду и человека.

На обеспечение создания и поддержания оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв для объектов растительного мира направлена мелиорация земель, порядок проведения которой устанавливается прежде всего Законом Республики Беларусь «О мелиорации земель».

На восстановление продуктивности, гидрологического режима и хозяйственной ценности нарушенных земель, их почвенного слоя и природного ландшафта направлен комплекс мероприятий, связанный с восстановлением (рекультивацией) земель, порядок проведения которой регулируется Положением, утверждённым приказом Госкомзема от 25 апреля 1997 г. № 22, и является обязательным для всех землепользователей, а также иных субъектов хозяйствования

На предотвращение развития и устранения деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязнённых территорий направлена консервация земель. Порядок использования радиоактивно загрязнённых территорий, выведенных из оборота на длительный период в результате аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» установлены требования в области использования и охраны не только земель сельскохозяйственного назначения, но и других категорий земель. Так, при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции населённых пунктов должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, в том числе земель, обеспечивающие благоприятную для жизни и здоровья граждан окружающую среду. Объекты хозяйственной и иной деятельности должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных и иных требований законодательства. При планировании и застройке населённых пунктов должны предусматриваться мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды, соблюдаться требования в области охраны земель, приниматься меры по очистке сточных вод, санитарной очистке, сбору, перевозке, использованию и обезвреживанию отходов, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ, а также по рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению экологической безопасности. Вокруг населённых пунктов должны создаваться зелёные зоны, размеры которых определяются при разработке схем и проектов районной планировки административно-территориальных единиц, генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки, проектов благоустройства населённых пунктов и иных проектов с учётом численности граждан и природно-климатических условий.

Отношения, связанные с охраной и использованием земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и растительного мира, возникающие при обращении с отходами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, о недрах, об охране и использовании вод, об охране атмосферного воздуха, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, если эти отношения не урегулированы Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368; 2010. – № 6. – 2/1645].

Юридические лица и граждане, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, в том числе земель, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством .

Важнейшими принципами в области обращения с отходами, установленными указанным Законом, являются приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учётом экономической эффективности, а также ответственность за нарушение природоохранных требований при обращении с отходами и возмещение вреда, причинённого при обращении с отходами окружающей среде, здоровью граждан и имуществу.

Обращение с отходами должно осуществляться с соблюдением таких требований, как лицензирование деятельности по обращению с отходами, обладающими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащими возбудителей инфекционных болезней либо представляющими непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды, в том числе земель, и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Как установлено статьёй 17 Закона «Об обращении с отходами», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды, в том числе земель, и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия.

Отходы, образующиеся на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учётом требований Закона «Об обращении с отходами» и иных актов законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.

Размещение, проектирование и строительство объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов производятся в соответствии с требованиями законодательства об охране и использовании земель, о недрах, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемическом благополучии населения и осуществляются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке территориальными программами в области обращения с отходами.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (947)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7