К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские и практические занятия являются одной из наиболее важных форм изучения курса криминалистики. Они являются завершающим этапом усвоения студентами теоретических знаний и средством их приложения к решению практических вопросов. Семинарские занятия проводятся по наиболее сложным вопросам отдельных тем криминалистики. Цели семинара: проверка, закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции и в процессе самостоятельной подготовки; развитие творческого мышления и оказание помощи в самостоятельном овладении материалом. При подготовке к практическим занятиям по каждой теме студент должен изучить нормативный материал, указанную в планах учебную и монографическую литературу, акты соответствующих судебных экспертиз, архивные уголовные дела, решить рекомендованные преподавателем упражнения и задачи. Самостоятельная подготовка к занятиям заключается также в просмотре и оживлении в памяти соответствующей части конспекта лекции, ознакомлении с имеющимися в кабинете криминалистики стендами, макетами, научно-техническими средствами. Практические занятия по криминалистической технике рекомендуется проводить так: 1) обсуждение основных вопросов изучаемой темы, разъяснение студентам дискуссионных и трудно усваиваемых вопросов, положений; 2) демонстрация преподавателями имеющихся в кабинете криминалистики соответствующих теме занятия учебных программ к ЭВМ, видеофильмов, макетов и других наглядных пособий; 3) разъяснение преподавателем назначения и устройства научно-технических средств, показ порядка и приемов работы со следами, документами, техническими средствами, материалами, а также про-цессуального оформления и упаковки изъятых вещественных источников доказательств; 4) под контролем преподавателя студентам предлагается осуществить работу со следами, документами, научно-техническими средствами; 5) разбор проделанной студентами работы со следами, документами, составленных фрагментов описаний в протоколе осмотра места происшествия следов рук, ног, транспортных средств, орудий взлома, проверка дактилоскопических формул, описаний примет внешности человека по методу словесного портрета и т.д.; 6) обсуждение с участием всей группы предложенных отдельными студентами решений заданий из учебных пособий по криминалистической технике с последующим анализом преподавателем результатов проведенных ими исследований, допущенных при этом ошибок и упущений; 7) изучение студентами в ходе занятий актов судебных экспертиз и анализ их с точки зрения правильности формулирования следователем вопросов экспертам, полноты представленных им на исследование материалов, методики проведенных экспертами исследований и правильности сформулированных выводов. На практических занятиях по криминалистической тактике применяются следующие формы работы: 1) обсуждение теоретических вопросов темы; 2) демонстрация и комментирование преподавателем имеющихся на кафедре учебных программ к ЭВМ, видеофильмов и магнитофонных записей по тактике проведения следственных действий; 3) организация и составление письменных планов проведения отдельных следственных действий с последующим обсуждением проделанной работы; 4) проведение инсценировок следственных действий с последующим обсуждением положительных сторон и допущенных тактических ошибок; 5) разбор составленных студентами текстов протоколов следственных действий; 6) разбор содержащихся в изученных студентами уголовных делах протоколов следственных действий с точки зрения правильности тактики их проведения; 7) анализ правильности использования в ходе производства инсценированных следственных действий дополнительных средств фиксации; 8) решение из учебных пособий задач, связанных с организацией, планированием и применением тактических приемов производства следственных действий; 9) обсуждение с участием всей группы предложенных отдельными студентами решений задач с последующим анализом допущенных ими ошибок. В ходе занятий студенты должны составить ряд процессуальных документов: 1) протокол осмотра места происшествия (приложить к нему фототаблицы и развернутый масштабный план места происшествия); 2) протокол освидетельствования; 3) протокол обыска (с приложением фототаблиц); 4) протокол допроса подозреваемого; 5) протокол допроса свидетеля с применением магнитофона; 6) протокол очной ставки; 7) протокол следственного эксперимента (с приложением фототаблиц); 8) протокол контроля и записи телефонных и иных переговоров; 9) протокол предъявления для опознания с применением фотосъемки; 10) протокол проверки показаний на месте с применением видеозаписи; 11) постановление о назначении криминалистической экспертизы. Протоколы инсценированных следственных действий должны составляться студентами в специально предназначенных для этого тетрадях или на сброшюрованных бланках процессуальных документов и листах бумаги. Преподаватель проверяет написанные студентами протоколы следственных действий, отмечает положительные моменты и встречающиеся недостатки. Хорошо составленные и неудачные протоколы следственных действий разбираются на последующих занятиях. При составлении протоколов следственных действий должны быть выполнены все предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, а также разработанные наукой криминалистики тактические рекомендации. В процессе написания протоколов следственных действий студентам разрешается пользоваться УК, УПК, сборниками уголовно-процессуальных документов, справочниками следователя и другой методической литературой. На практических занятиях по криминалистике могут использоваться и другие формы работы: заслушивание и обсуждение группой докладов студентов по отдельным проблемам темы занятий; обсуждение сообщений, сделанных приглашенными на занятия практическими работниками, посещение криминалистических учреждений и т.д. В процессе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент должен: • ознакомиться с планом занятия, особое внимание уделить контрольным вопросам темы; • изучить конспект лекции; • проработать и законспектировать рекомендуемую литературу; • выполнить в рабочей тетради задание, предусмотренное для самостоятельной подготовки. Практические занятия направлены на приобретение студентами навыков применения средств криминалистической техники для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления при производстве следственных действий. Предусмотренные планом практических занятий задания выполняются в специальных рабочих тетрадях. В связи с этим можно выделить следующие основные цели практического занятия по криминалистике: • закрепление знаний путем повторения изученного на теоретическом уровне материала; конкретизация и расширение этого материала; расчленение его на определенные задания; • развитие способности самостоятельно использовать полученные знания при производстве следственных действий; • ознакомление с тактическими приемами производства конкретного следственного действия (например, осмотр места происшествия, допрос, назначение судебной экспертизы и т.д.) на практике; • приобретение навыков самостоятельного решения научно-практических вопросов, связанных с тактикой производства следственного действия; умения использовать создавшуюся следственную ситуацию и, в соответствии с криминалистическими рекомендациями, принимать тактические решения при расследовании преступлений; • приведение криминалистических знаний, полученных из различных источников, в определенную систему; • уяснение закономерных связей между изучаемыми смежными предметами уголовно-криминального цикла; • повторение и закрепление знаний по пройденным разделам криминалистики - «Общая теория криминалистики», «Криминалистическая техника», «Криминалистическая тактика», - и их использование в практической деятельности; • воспитание дисциплины и ответственности учебного и научного труда. По окончании семинарского и практического занятия необходимо подвести итоги, оценить действия его непосредственных участников. Пропуск занятия или невыполнение заданий влечет за собой обязанность студента явиться на кафедру и отработать тему под руководством преподавателя. Студент, не сдавший в индивидуальном порядке пропущенные темы, к экзаменам не допускается.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет, задачи, система и методы науки криминалистики
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Понятие и предмет науки криминалистики. 2. Система и задачи науки криминалистики и ее место в научном знании. 3. Методы познания, используемые в криминалистике. Вопросы для рефератов и докладов: 1. Общенаучные и специальные методы криминалистики. 2. История развития криминалистического учения. 3. Роль Е.Ф. Буринского в развитии криминалистики и судебной экспертизы в России;
Список рекомендуемой литературы:
7. Криминалистика: учебник / под ред. Н.Г. Шурухнова. – М., 2007.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (905)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |