Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Фонетическая система современного русского литературного языка




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет

 

 

Современный русский язык

Фонетика

 

Учебно-методическое пособие

 

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета


 

Современный русский язык. Фонетика : Учебно-методическое пособие / Сост. Г.М. Крылова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. -

 

Методическое пособие по курсу «Фонетика», подготовленное в соответствии с учебной программой на кафедре современного русского языка, включает программу курса, список рекомендуемой учебной литературы и словарей, контрольную работу и методические указания к ней с образцами выполнения, список основных понятий и терминов.

Для студентов 1 курса отделения заочного обучения Института русского языка и литературы. Может быть использовано студентами 1 курса дневной формы обучения в качестве дополнительного учебного пособия.

 

 

© Крылова Г.М.,

составление, 2010

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

Программа курса



 

Вопросы к экзамену

 

Литература

 

Контрольная работа № 2

 

Глоссарий

 

 


Введение

Методические указания

Фонетика – часть курса «Современный русский язык». Фонетика изучает звуковую сторону языка, центральное место в фонетике занимает учение о звуках речи, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, изучаются звуковое строение слогов и слов, фонетическое членение речи, ударение и интонация.

Во время самостоятельной работы рекомендуется придерживаться следующего порядка:

1) внимательно прочитать Программу курса;

2) изучить теоретический материал по учебникам, которые указаны в списке основной литературы, и по предлагаемому методическому пособию, делая необходимые записи и анализируя имеющиеся в учебниках и пособии примеры;

3) выполнить контрольную работу и сдать её на проверку преподавателю до начала экзаменационной сессии. При возникновении трудностей можно обратиться за консультацией к преподавателю.

 

Аттестация по данному курсу проходит в форме экзамена. Каждый экзаменационный билет включает два теоретических вопроса, которые формулируются в соответствии с предложенной Программой курса, и текст для фонетического анализа. Во время анализа студент должен выполнить фонетическую транскрипцию и разделить текст на синтагматические отрезки, объяснить отражённые в транскрипции позиционные изменения гласных и согласных звуков в речевом потоке; провести фонологический анализ одного из слов текста и установить его фонемный состав.

Допуском к экзамену является выполненная и зачтенная контрольная работа.

 

ПРОГРАММА

 

Фонетика как научная и учебная дисциплина

Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения произношения.

Артикуляционный аспект изучения звуковых единиц

Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции.

Артикуляционная классификация звуков русского языка. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.

Классификация согласных звуков по уровню шума, по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации и по другим признакам. Методы исследования речевой артикуляции.

Акустический аспект изучения звуковых единиц

Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Тоны и шумы. Акустическая классификация звуков русского языка. Соответствия между артикуляционной и акустической артикуляциями. Методы исследования акустической стороны речи.

Сегментные и суперсегментные единицы

Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков. Ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов. Правила слогораздела.

Ударение, его основные характеристики. Отличие ударных слогов от безударных. Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. слитность русского произношения. Энклитики и проклитики.

Интонация. Функции интонации. Понятие об интонационной конструкции (ИК). Типы ИК в русском языке. Смыслоразличительная и эмоциональная функции интонации.

Фонология

Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Основные функции фонемы: отождествительная и различительная.

Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Позиционная мена звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Параллельные и пересакающиеся ряды позиционной мены звуков.

Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Самостоятельные и позиционно обусловленные признаки звуков, реализующих фонему. дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Нейтралицация фонем. Понятие о гиперфонеме.

Фонема и морфема. Структура фонемы. Синтагматика и парадигматика в фонетической системе русского языка. Фонема и совокупность реализующих её аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы 9вариации и варианты).

Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Пражская. Определение фонемы, её функций, сильных и слабых позиций, проблема нейтрализации фонем в концепциях различных фонологических школ.

Фонетическая система современного русского литературного языка

Позиционная мена гласных звуков в зависимости от соседства твёрдых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению. Позиционная мена согласных звуков по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости, по месту и способу образования.

Состав гласных фонем. Дифференциальные признаки гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Реализации гласных фонем в сильных и слабых позициях.

Состав согласных фонем. Дифференциальные признаки согласных фонем. Система согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости, по месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем, парных по глухости/ звонкости и твёрдости/ мягкости.

Орфоэпия

Предмет орфоэпии. Орфоэпические нормы. Варианты орфоэпических орм. Старшая и младшая нормы. Территориально обусловленные произносительные варианты русского языка. Стили произношения.

Справочники по орфоэпии.

Теория письма

Графика.

Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков.

Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Значения букв ъ и ь. Соотношение букв а-я, о-ё, у-ю, и-ы, особое соотношение букв э-е. Различные функции этих букв после согласных и во всех остальных случаях.

Орфография.

Разделы русской орфографии. Передача буквами фонемного состава морфем и словоформ.

Орфограмма. Типы орфограмм.

Принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. Основной принцип русской орфографии с точки зрения Московской и Ленинградской фонологических школ. Анализ главных правил русской орфографии с точки зрения её основного принципа. Дифференцирующие написания.

Основные изменения в русской графике и орфографии в ХХ веке. Реформа русского письма в 1917-1918гг. Упорядочение правописания в 30-50-е гг.. Возможности усовершенствования русской орфографии. Вопрос о необходимости новой реформы русского письма.

Современные орфографические словари и справочники.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Фонетика как наука. Предмет фонетики. Методы изучения звукового строя.

2. Классификация фонетических единиц. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

3. Аспекты изучения звуковых единиц. Акустические и артикуляционные свойства звуков речи.

4. Артикуляция гласных звуков. Отличие артикуляции гласных от артикуляции согласных. Артикуляционная классификация гласных звуков.

5. Артикуляция согласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования. Артикуляционная классификация согласных звуков по способу образования.

6. Слог как фонетическая единица. Сонорная теория слога. Виды слогов. Принципы слогоделения.

7. Ударение как суперсегментная фонетическая единица. Особенности русского ударения. Словесное, фразовое, логическое ударение. Функции ударения.

8. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. Интонационная конструкция. Типы интонационных конструкций. Функции интонации.

9. Понятие фонетической позиции. Основные законы фонетических позиций в области гласных, в области согласных.

10. Функциональный аспект изучения звуковых единиц. Понятие фонемы. Свойства фонемы.

 

11. Позиционные чередования звуков, их отличие от непозиционных.

12. Классификация позиций. Перцептивно сильные и слабые позиции. Понятие об основном виде и вариации фонемы.

13. Классификация позиций. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Понятие о варианте фонемы. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.

14. Состав гласных фонем русского языка. Перцептивно сильные и слабые позиции гласных.

15. Реализации гласных фонем в безударных слогах. Особенности реализации гласных фонем в первом предударном слоге: «Акающая», «экающая», «икающая» системы произношения.

16.Состав согласных фонем русского языка. Место мягких заднеязычных в системе согласных фонем русского языка.

17.Парные согласные фонемы по глухости-звонкости. Сильные и слабые позиции по глухости-звонкости. Сильные и слабые позиции по месту образования.

18. Парные согласные фонемы по твердости-мягкости. Сильные и слабые позиции по твердости-мягкости.

19. Внепарные согласные фонемы по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Их реализации.

20. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского языка. Измерения орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» орфоэпические нормы.

21. Разделы теории письма. Графика. Три принципа графики. Фонемный принцип как ведущий.

22. Состав русского алфавита. Обозначение фонем русского языка: обозначение гласных фонем, твердых и мягких, глухих и звонких согласных фонем. Обозначение фонемы /й/.

23. Разделы теории письма. Орфография. Три принципа русской орфографии. Фонемный принцип как ведущий принцип русской орфографии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Касаткин Л.Л. Фонетика. Графика и орфография // Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. 3-е изд. М., 1996

Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.

Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 2-е изд. М., 1989.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. М., 1970.

 

Дополнительная

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. М., 1984 (и др. издания).

Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Т. I. М., 1980.

Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. 2-е изд. М., 1995.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7