Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольная работа № 2. Задание 1.Выполнить фонетическую транскрипцию текста объемом 5 – 10 строк



2015-11-10 2151 Обсуждений (0)
Контрольная работа № 2. Задание 1.Выполнить фонетическую транскрипцию текста объемом 5 – 10 строк 4.67 из 5.00 3 оценки




Задание 1.Выполнить фонетическую транскрипцию текста объемом 5 – 10 строк. Обозначить границы синтагм.

Для передачи звучащей речи используется особое фонетическое письмо, которое называется фонетической транскрипцией. Каждый звук при этом обозначается определенным, всегда одним и тем же знаком.

Обычная речь состоит не из изолированных звуков, а представляет собой непрерывный речевой поток. При этом артикуляция одного звука накладывается на артикуляцию соседнего звука (предшествующего или последующего). Таким образом, звуки в потоке речи оказывают влияние друг на друга.

Условия, в которых реализуются и взаимодействуют звуки в потоке речи, образуют фонетические позиции. Под влиянием фонетической позиции качество звука может меняться. Приспособление артикуляции гласного звука к артикуляции соседнего согласного называется аккомодацией. Например, под влиянием соседнего мягкого согласного гласные [а], [о], [у], [э] могут продвигаться вперед и вверх. Это связано с тем, что при артикуляции мягкого согласного язык приподнимается к передней части неба, занимая положение, характерное для гласного звука [и]. А так как при переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного или от артикуляции гласного к артикуляции согласного органы речи не могут мгновенно изменять свое положение, изменение захватывает начало (экскурсию), конец произнесения (рекурсию) гласного или происходит на протяжении всей артикуляции гласного. В транскрипции такое позиционное изменение обозначается одной точкой вверху слева (после мягкого) [л’·а΄м]ка, справа (перед мягким) над гласным за[ва·΄ л’ит] или двумя точками сверху (между двумя мягкими) [п’äт’].

В безударном положении происходит изменение в звучании гласных звуков, их артикуляция отличается меньшей четкостью (энергичностью), интенсивностью и большей краткостью. Эти изменения называются редукцией.

При количественной редукции безударные гласные отличаются от ударных только долготой и силой. Количественную редукцию испытывают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. В безударных слогах они немного ослабленные и более краткие по сравнению с ударными. В транскрипции количественная редукция обычно не обозначается. Например: [уроок], [игра], от[дых].

При качественной редукции происходят более значительные изменения, меняется ряд и подъем гласного. В первом предударном слоге и в абсолютном начале слова (в неприкрытом слоге) степень редукции меньше, чем в остальных безударных слогах. Качественной редукции подвергаются гласные [а, о, э]. В безударном положении на их месте произносятся особые, редуцированные звуки [аъ] (или [Ù]), [иэ] (или [эи]), [ыэ] (или [эы]), [ъ], [ь][1].

Изменяются в речевом потоке не только гласные, но и согласные звуки. В соответствии с законами русского произношения на конце слова невозможны звонкие шумные согласные, такие как, например, [г], [д], [б] и др. Поэтому в этой позиции на их месте произносится парный глухой шумный согласный: нога – но[к], труды - тру[т], губа - гу[п]. В позиции перед глухим шумным согласным невозможен звонкий шумный, например: труба – тру[п]ка, а в позиции перед звонким шумным (кроме [в, в’] невозможен глухой: вокзал -во[г]зал. В позиции перед мягким согласным некоторые согласные также становится мягкими, например: мо[ст] - мо[с’т’ик], стака[н] - стака[н’ч’ик].

Все позиционные изменения гласных и согласных звуков в потоке речи необходимо отражать в фонетической транскрипции.

 

При фонетической транскрипции используются буквы русского алфавита, при этом некоторые знаки алфавита не используются (буквы е, ё, ю, я, щ ), другие имеют неалфавитное звуковое значение (буквы ъ и ь ). Кроме того, используются некоторые дополнительные знаки:

[΄] – обозначение ударения [дÙмá];

[ˉ] – обозначение долготы,

[] – обозначение мягкости согласных;

[ˆ] – обозначение закрытости, которую приобретают гласные [э] и [и] в позиции под ударением между двумя мягкими [д’êт’и];

[о] – обозначение лабиализации согласного в позиции перед лабиализованными гласными [о] и [у]: [л оом];

[·а], [·о],[·э],[·у], [и] – обозначение гласных звуков в позиции под ударением после мягкого перед твердым согласным: [л’·а΄м]ка, [ло·от], [м’·э]сто, [ло·у΄]да, [м’и]ша;

·], [о·],·], [у·],·] –обозначение гласных звуков в позиции под ударением после твердого перед мягким согласным: за[ва·΄ л’ит], [а·н’]ечка, [поу·л’и], [о·л’]га, [ э·т’и], [б ы·л’и];

[ä], [ÿ], [ö], [ê] – обозначение гласных звуков в позиции под ударением между двумя мягкими [п’äт’], [ло’ÿ д’и], жи[во’öт’]е, [д’êт’и]

[Ù] ([аъ]) – обозначение гласного звука, который произносится в первом предударном слоге после твердого (кроме [ж, ш, ц]) или в абсолютном начале слова в безударном положении на месте ударных [о] и [а]: м[о]ст – [мÙсты], гл[а΄]вы – [глÙва], [о΄]кна – [Ùкноо];

э] – обозначение гласного в первом предударном слоге после [ж, ш, ц] на месте ударных [о], [э]: ж[о΄]лтый – [ж ыэлт’ê т’], ц[э΄]ны – [цыэна];

э] – обозначение гласного в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте ударных [о], [э], [а]: нёс [но·ос] – несла [н’иэсла], место [м’·эстъ] – места [м’иэста], взять [вз’äт’] – взяла [вз’иэла];

[ъ] – обозначение гласного во 2,3 предударном слоге и любом заударном после твердого согласного на месте ударных [о], [э], [а]: быстро [быстръ], шерстяной [шърс’т’иэ]ной, занести [зън’иэс’т’и];

[ь] – обозначение гласного во 2,3 предударном слоге и любом заударном после мягкого согласного на месте ударных [о], [э], [а]: лёд - ледяной [л’ьд’иэ]ной, переход [п’ь р’иэхоот], пятачок [п’ьтÙчо·ок];

[/] – обозначение границ синтагмы.

Образец выполнения: Все то, чего коснется человек, озарено его душой живою.

осо ·о΄ то΄ ч’иэвоо΄ кÙс’н’·о΄тцъ ч’ьлÙв’·э΄к / Ùзър’иэноо΄ jиэ воо΄ доушооj

жывоо΄jо у//]

 

Задание 2. Сделайте фонетический и фонологический анализ всех звуковв 5-ти словах текста по следующей схеме:

1.Дайте артикуляционную характеристику звука речи.

2.Опишите фонетическую позицию.

3.Определите, сильная позиция или слабая, объясните.

4.Если позиция сигнификативно слабая, подберите соотносительно сильную позицию в той же морфеме.

5.Определите, аллофоном (представителем) какой фонемы является данный звук, укажите вид аллофона (основной вид, вариация, вариант фонемы).

После анализа всех звуков запишите фонемную транскрипцию слова.

 

Артикуляция– движение органов речи. Каждый звук речи имеет свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от других звуков. Речь - непрерывная смена артикуляций. Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п.

Артикуляционные характеристики (признаки) звука– характеристики, обусловленные работой органов речи. Для русских гласных – это подъем, ряд, лабиализация, для согласных - глухость и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.

 

Cогласные звуки – это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи в полости рта или при ее выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия возникает шум, отличающий согласный звук от гласного, который формируется только с помощью тона. Одни согласные звуки образуют только шум (эти согласные называются глухими), в образовании других наряду с шумом участвует и тон (это – звонкие согласные). Кроме этого в образовании как глухих, так и звонких может быть использовано кратковременное прекращение звучания - смычка артикуляторных органов, перекрывающая поток воздуха, которая на слух воспринимается как пауза.

Согласные звуки русского языка отличаются от гласных по нескольким параметрам:

1) для производства согласных звуков обязательно наличие сужения в какой-либо части артикуляторного тракта на пути прохождения воздушной струи из легких наружу - в таком сужении образуется непериодический (негармонический) звук, который человеческое ухо воспринимает как шум; при произнесении гласных звуков струя воздуха свободно проходит через полость рта;

2) сужение в артикуляторном тракте на пути прохождения воздушной струи приводит к тому, что согласные звуки по своей суммарной энергии в целом менее интенсивные, чем гласные;

3) для производства согласных звуков требуется произвести достаточно сложный комплекс языковых движений, в то время как гласные звуки произносятся при более однообразной форме языка; отсюда - разное распределение напряженности в участках артикуляторного тракта: для гласных звуков характерно разлитое по всему пути артикуляции звука напряжение, для согласных звуков напряженность концентрируется в месте образования преграды.

В отличие от гласных никакие согласные звуки в русском языке не образуют слог и не участвуют в формировании ударения.

 

Воспринимаемые нами различия согласных звуков русской речи связаны с особенностями их образования. В основе описания особенностей образования согласных звуков русского языка лежат три принципа:

1) способ производства звука (способ артикуляции),

2) место образования звука в речевом тракте (место артикуляции),

3) участие/неучастие в образовании согласного звука голосового источника (тоновая составляющая).

Кроме этого, произнесение некоторых согласных звуков в русском языке может сопровождаться дополнительной артикуляцией, которая выражается в подъёме средней части языка к твердому небу. Такая дополнительная артикуляция отличает в русском языке мягкие согласные и называется палатализацией(от лат. palatum нёбо). К дополнительной артикуляции относится и включение в процесс производства согласного звука дополнительной резонирующей емкости - носового резонатора (полостей носа). Эта артикуляция в русском языке отличает носовые согласные и обеспечивается тем, что в процессе производства звука опускается небная занавеска и поток воздуха из гортани свободно проходит через нос, что придает звучанию особый оттенок. Такая артикуляция называется назализацией (от лат. nasalis носовой).

 

Всего в русском языке 37 согласных звуков: [б],[б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з], [ж] , [ж’:], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j], [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш’:]. Букв же, обозначающих на письме согласные, всего 20, так как звук, отличающийся только твёрдостью/мягкостью, обозначает одна и та же буква. Мягкость согласного обозначается на письме другими способами.

Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют пары, например пары по звонкости/ глухости (как [п] – [б] и так далее), пары по твёрдости /мягкости (как [б]– [б’] и так далее).

Взаимодействие особенностей артикуляции согласных звуков определяет принципы их классификации в русском языке.

Участие/неучастие тона в производстве согласных звуков определяет их разделение на глухие и звонкие согласные. Если в образовании согласного не участвуют голосовые связки (т.е. воздушная струя свободно проходит через гортань и тона не возникает), то такой согласный называется глухим.

Если воздух встречает препятствие в виде голосовых связок сначала в гортани (возникает тон), а затем и в полости рта (возникает шум), то образуется звук, который называется звонким согласным.

Преобладание тона над шумом при производстве согласного звука позволяет выделить среди согласных класс звуков, наиболее близких к гласным, но все же отличающихся от гласных звуков наличием в процессе их производства преграды на пути прохождения воздушной струи, которая может преодолеваться разными способами. Эти звуки – [л], [л’], [н], [н’], [р], [р’], [j]– называются сонорными (лат. sonorus звучный), или сонантами.

Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на пути прохождения воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата используются возможности его подвижных органов - языка и губ. Они называются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные.

Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя). По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задненёбные.

Поэтому, определяя место образования преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п]- губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Преграда на пути воздушной струи при образовании согласного звука может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке - способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:

1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные [б],[б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’];

2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з], [с], [с’], [ж] , [ж’:], [j], [х], [х’], [ш], [ш’:];

3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков – дрожащие сонорные, или вибранты, [р], [р’]).

 

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, - так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц], [ч’].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м’], [н], [н’]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л’], называемые также латеральными, или боковыми согласными).

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных, возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

Слышимые нами различия в русских гласных звуках очень тесно связаны с формой ротовой полости (она выступает как самый большой и потому существенно влияющий на качество звука резонатор).

Изменять форму ротовой полости можно с помощью языка, который выгибается и поднимается вверх или вниз, продвигается вперед, к зубам, или назад, к глотке. При выходе потока воздуха наружу играет роль и форма отверстия, образуемого губами. Поэтому основные классификационные принципы для гласных звуков связаны с разделением полости рта на переднюю, среднюю и заднюю части по вертикали и верхнюю, среднюю и нижнюю части по горизонтали, и концентрацией основной массы языка в той или иной области. Деление по вертикали соответствует ряду образования гласного звука, деление по горизонтали - подъему гласного. В зависимости от этих движений гласные звуки бывают разного подъёма - нижнего, среднего и верхнего (при движении языка вверх или вниз), ряда- переднего, среднего и заднего (при движениях языка вперед или назад), а также лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Губная артикуляция (лабиализованность - от лат. labri губы) в русском языке значима только для гласных заднего ряда (к ним относятся [о], [у]), все остальные русские гласные независимо от окружения считаются нелабиализованными звуками. Все эти отличия позволяют гласным звукам выполнять смыслоразличительную функцию.

Подъем спинки языка в ротовой полости определяет и подъем гласного звука. Поэтому ударный [а] - это гласный нижнего подъема: язык располагается достаточно низко, расстояние между спинкой языка и небом наибольшее, что достигается и за счет немного опущенной нижней челюсти, поэтому его отличает максимальное среди всех гласных звуков русского языка раскрытия рта. Ударные [о] и [э] – гласные звуки среднего подъема: язык занимает среднюю позицию, а ударные [у], [ы] и [и] – гласные звуки верхнего подъема: язык приподнят ближе всего к небу и даже немного отогнут назад (при произнесении [ы]).

Отнесение гласного звука к тому или иному ряду также зависит от местонахождения в полости рта основной массы языка, но в горизонтальном направлении. При произнесении звуков [о] и [у] основная масса языка сконцентрирована в задней части ротовой полости, поэтому они называются гласными заднего ряда. При произнесении звуков [и] и [е] язык выдвинут вперед - это гласные переднего ряда. При произнесении звуков [ы] и [а] основная масса языка занимает среднее положение - это гласные среднего ряда.

Кроме гласных звуков, которые находятся в ударном слоге (под ударением), в русском языке есть особые звуки, которые встречаются только в безударной позиции. Безударный гласный [ъ] – гласный звук среднего подъема и среднего ряда, безударный [ь] - гласный звук переднего подъема и среднего ряда.

Различия в гласных звуках в русском языке связаны также с формой отверстия, образуемого губами. На этом основании гласные делятся на лабиализованные, т.е. огубленные ([о], [у]), и нелабиализованные, т.е. неогубленные ( [а], [э], [и], [ы]).

В русском языке свойства гласных звуков, которые отличают их друг от друга, наиболее полно проявляются в позиции под ударением. Особенно отчетливо это слышно в односложных словах, где только гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию, если согласные звуки совпали, например: дам – дом – дум – дым.

У нас шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у] [э], [и], [ы]. Каждый такой звук может быть единственным различителем слов, в которых все остальные гласные и согласные звуки одинаковы.

Фонетическая позиция – это условия произношения звука в слове.

На качество гласных звуков влияют следующие условия:

1) отношение к ударению (ударный или безударный гласный);

2) положение относительно ударного слога. Здесь выделяют следующие виды слогов: ударный, первый предударный, безударный в абсолютном начале слова (слог начинается с гласного), второй, третий и др. предударные слоги, заударные слоги;

3) соседство с мягкими согласными. Если слог ударный, на качество гласного влияет твердость/мягкость как предшествующего, так и последующего согласного звука, если слог безударный, то качество только предшествующего согласного. Поэтому в описание фонетической позиции гласного входит указание на его место в слове по отношению к ударному слогу и на твердость / мягкость соседнего (соседних) согласных.

Качество согласного звука определяется его позицией на конце или не на конце слова, а также соседством с другими согласными. Фонетические условия, которые обусловливают те или иные качества согласного (твердость – мягкость, глухость – звонкость, место образования, способ образования) и включаются в описание его фонетической позиции. Например, для шумных согласных важно, находятся они перед глухим, перед звонким или перед сонорным согласным, т.к. в позиции перед глухим шумным возможен только глухой, перед звонким – только звонкий шумный, а перед сонорным – и глухой, и звонкий шумный согласный. Позицией, в которой качества согласного наименее обусловлены положением в слове, является позиция перед гласным.

Позиция, в которой звук не испытывает влияния положения в слове (фонетической позиции), называется перцептивно сильной, позиция, в которой звук испытывает влияние фонетической позиции, - перцептивно слабой.

Фонема – это языковая абстрактная единица, служащая для различения и отождествления морфем и слов. В речи фонема представлена конкретными звуками (аллофонами). Качество звука – конкретного представителя фонемы – обусловлено фонетическими закономерностями, действующими в современном языке. Например, в русском языке гласные неверхнего подъема в безударном положении подвергаются редукции и заменяются соответствующими редуцированными звуками. Поэтому фонема <о > может быть представлена под ударением звуком [о] - м[о]ст, в 1-м предударном слоге звуком [Ù] - м[Ù]сты, во 2-м предударном слоге звуком [ъ] - м[ъ]стовой. Фонема <б > в позиции перед гласным реализуется в звуке [б] - гу[б]а, а в позиции конца слова или перед глухим шумным – в звуке [п]: гу[п], гу[п]ки.

Таким образом, фонема представляет собой ряд позиционно чередующихся звуков, например <о >: [о//Ù//ъ]. Объединение звуков в фонему происходит не по их артикуляционной близости, а на основе выполняемой фонемой функции отождествления морфемы.

Сильной (сигнификативно сильной) позицией для фонемы является та, в которой она способна выполнять функцию различения морфем (слов).

В сильной позиции разные фонемы представлены разными звуками, т.е. различаются. Например, [был] - [пыл]: фонема <б > представлена звуком [б], а фонема <п > - звуком [п]; [мал] - [моул]: фонема <а > реализуется в звуке [а], фонема <у > в звуке [у].

В сильной позиции фонемы могут быть противопоставлены по всем своим признакам, например, согласные фонемы – по месту образования: бал – дал ([б] губной – [д] переднеязычный зубной), по способу образования: бал – зал (смычный взрывной – щелевой), по соотношению тона/шума: гол – кол (звонкий – глухой), по наличию или отсутствию дополнительной артикуляции (твердости/ мягкости): [мал] - [м’ял].

В сигнификативно сильной позиции фонема представлена своим основным видом или вариацией. Основной вид – это наименее обусловленный позицией представитель фонемы. Он встречается в перцептивно и сигнификативно сильной позиции. Вариация – это представитель фонемы, который испытывает влияние фонетической позиции, но не совпадает с другой фонемой. Вариации разных фонем образуют параллельные (неперекрещивающиеся) ряды чередований. Например, <а> может быть представлена следующими вариациями : [·а/ а·/ ä], <о >: [ ·о/ о·/ ö ]. Такие ряды не имеют общих членов. Вариации фонемы встречаются в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях.

Слабой (сигнификативно слабой) позицией для фонемы является та, в которой ее способность различать морфемы ограниченна из-за того, что она совпадает в своей реализации с другой фонемой. В слабых позициях происходит неразличение, нейтрализация фонем, так как две или более разные фонемы представлены одним и тем же звуком. Например, в словах х[Ù]дить - в[Ù]рить фонемы <о> (ход) и <а > (варка) представлены одним и тем же звуком [Ù]; в словах зама[с]ка и расче[с]ка фонемы <з> (мазать) и <с > (чесать) реализуются в одном и том же звуке [с].

Позиции различают не для фонемы в целом, а для отдельных ее признаков. Например, позиция конца слова является сильной по твердости/мягкости: то[п] - то[п’] (фонемы <п > и <п’ > представлены разными звуками), но слабой по глухости /звонкости: вра[к] - мра[к] (фонемы <г > и <к > совпадают в одном и том же звуке [к]).

Нейтрализоваться по определенному признаку могут фонемы, для которых он является единственным различительным с другой фонемой. Так, по глухости/звонкости могут нейтрализоваться (совпадать в одном и том же звуке), например, фонемы <б > и <п >, так как они различаются только звонкостью/ глухостью, все остальные признаки (место, способ образования, отсутствие дополнительной артикуляции) у них одинаковые. Такие фонемы образуют пару и называются парными по глухости/звонкости. Непарные по глухости/звонкости фонемы (такие как <ц >, <м> и др.) нейтрализоваться не могут, т.к. им не с чем совпадать, следовательно по признаку глухость/звонкость они всегда в сильной позиции.

В сигнификативно слабой позиции фонема представлена своим вариантом. Вариант - это представитель не одной, а нескольких фонем. Звук [к] в слове лу[к] может представлять и <г > (лу[г]а), и <к > (лу[к]а) и в этой позиции является вариантом <г > или <к >. Звук [с’] в слове не[с’]ти может представлять сразу 4 фонемы: <с >, <с’ >, <з > и <з’ >: не[со]у, не[с’]и - не[с’]ти, ве[зо]у, ве[з’]и - ве[с’]ти.

Свои основные функции: отождествления и различения - фонема выполняяет в составе морфемы. Поэтому, чтобы узнать, какую фонему представляет звук, надо поставить фонему в сильную позицию в той же морфеме (корне, приставке, суффиксе, окончании). Например, слово отби΄ла [Ùдб’и΄лъ] имеет следующую морфемную структуру: приставка от-[Ùд], корень -би-[б’и], суффикс прошедшего времени –л- [л] и окончание (глагола в форме прошедшего времени, ед.числа, женского рода) –а [ъ]. Звук [Ù] может быть вариантом фонем <а> и <о >, сильная позиция в той же морфеме -о΄ттиск; в звуке [д] нейтрализуются фонемы <д > и <т >, сильная позиция – о[т]ыскать, в звуке [ъ] нейтрализуются <а >, <о > и <э >, соотносительно сильная позиция - взял[а΄].

В сильную позицию фонему можно поставить не всегда. Например, в слове с[Ù]пог нельзя определить, какую фонему <а> или <о > представляет звук [Ù]. В этом случае перед нами особая функциональная единица – гиперфонема <а /о>.

 

Образец анализа

Всё [фс’о·о]

[ф] – согласный, глухой шумный, губно-зубной, щелевой срединный, твердый; позиция перед глухим шумным мягким зубным согласным; слабая позиция по глухости-звонкости и твердости-мягкости, т.к. не различаются фонемы ‹в ›, ‹ф›, ‹в’›, ‹ ф’›, например Нева - не[ф]ский, графа – гра[ф]ский; соотносительно сильная позиция в той же морфеме: [в’]есь; вариант фонемы ‹в’›;

[с’о] – согласный, глухой шумный, переднеязычный зубной, щелевой срединный, мягкий, лабиализованный; находится перед лабиализованным гласным; позиция сигнификативно сильная по глухости-звонкости и твердости-мягкости, т.к. различаются фонемы ‹с›,‹ с’›,‹ з›,‹ з’›: [соок], [зооф], ве[з’о·ом], но перцептивно слабая, т.к. под влиянием соседнего лабиализованного гласного согласный приобретает дополнительную артикуляцию – лабиализацию; вариация фонемы ‹ с’›

[·о] – гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; стоит под ударением после мягкого согласного; позиция сигнификативно сильная, т.к. различаются фонемы ‹а ›,‹ о›,‹э ›,‹и ›,‹у ›: [мал], [моул], [м’ил], [м’·э л], но перцептивно слабая, т.к. под влиянием соседнего мягкого согласного в начале артикуляции звук [о] продвигается по ряду вперед (т.е. в начале своего образования звук [о] средне-заднего ряда); вариация ‹ о›.

 

Фонемная транскрипция: ‹в’с’о ›

 

Озарено [Ùзър’иэноо΄]

[Ù] – гласный, безударный, средне-заднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный; позиция: 3-й предударный слог, абсолютное начало слова; позиция слабая, нейтрализация ‹а › и ‹о ›: [о΄]быск – [Ù]быскать, [а΄]нгел – [Ù]нгелочек , соотносительно сильная позиция в той же морфеме [о΄]клик, вариант ‹о ›;

[з] – согласный, звонкий шумный, переднеязычный зубной, щелевой срединный, твердый (непалатализованный), позиция перед гласным, сильная, основной вид ‹з›;

[ъ] – гласный, безударный, средне-заднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный; позиция: 2-й предударный слог, после твердого согласного; позиция слабая, нейтрализация ‹а › и ‹о ›, соотносительно сильная позиция в той же морфеме з[о΄]ри, з[а]рево; вариант ‹а › и ‹о ›.

[р’] – согласный, сонорный, переднеязычный передненебный, смычный дрожащий, палатализованный; позиция перед гласным, сильная, основной вид ‹р’›.

э] - гласный, безударный, переднего ряда, средне-верхнего подъема; позиция 1-го предударного слога после мягкого, слабая позиция, нейтрализация ‹а ›, ‹о›, ‹э›, ‹и ›; соотносительно сильная позиция в той же морфеме: оза[ро·о]нный, увле[чо·о]н, [иэ] - вариант ‹о ›;

о] – согласный, сонорный, переднеязычный зубной, смычный носовой; позиция перед гласным (лабиализованным); позиция сильная; [но] - вариация ‹н ›;

[о] – гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; позиция под ударением после твердого согласного; позиция сильная, [о] – основной вид ‹о ›.

Фонемная транскрипция: ‹оз а/о р’оно ›

 

ГЛОССАРИЙ

Аккомодация(от лат. accomodatio обление, прилаживание) – изменение артикуляции гласных звуков под влиянием предшествующего или (и) последующего согласного звука.

Аллофон(от греч. allos иной, другой и phone звук) – звук, который в потоке речи изменил какие-то свои характеристики под влиянием окружающих звуков.

Алфавит (азбука)(от греч. alphabetos -название двух начальных букв греч. алфавита: альфа и бета, которая в новогреческом произносится как вита) - система графических знаков установленной формы (букв), расположенных в определенной последовательности. Алфавит позволяет записать любой текст на данном языке, используя минимальное количество легко и быстро запоминающихся знаков. Кириллический алфавит часто называют также азбукой (от названия двух начальных его букв- аз и буки). Современный русский алфавит насчитывает 33буквы, каждая из которых имеет специальное название.

Артикуляция(от лат. articulatio, articulare членораздельно выговаривать) – движение органов речи. Каждый звук речи имеет свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от других звуков. Речь - непрерывная смена артикуляций. Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п.

Артикуляционные характеристики (признаки) звука– характеристики, обусловленные работой органов речи. Для русских гласных - это подъем, ряд, лабиализация, для согласных - глухость и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.

Ассимиляция(от лат. ad к и simulo, simulavi, simulatum уподоблять, притворяться) – уподобление согласных звуков друг другу в пределах одного фонетического слова, например, отца [ац:`а]. Первоначальной причиной ассимиляции является артикуляционная близость соседних звуков, в результате которой артикуляционные характеристики одного из них распространяются и на другой (ассимиляция по глухости/звонкости, твердости/мягкости, месту образования, способу образования). Различают ассимиляцию регрессивную - когда предшествующий звук уподобляется последующему (сдать [здат']) и прогрессивную - когда последующий звук уподобляется предыдущему (редкое явление в русском языке).

Аффриката (от лат. Affricata – притёртая) – согласные звуки, которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуляторную природу: при их производстве единый комплекс артикуляторных движений объединяет фазы смычки, размыкания смычки и щель, характерную для щелевых согласных. Поэтому аффрикаты иногда называют также смычно-фрикативными согласными.

Боковой (латеральный) звук– один из типов согласных по способу образования, артикуляционная характеристика звука. При образовании такого звука передняя часть языка плотно прижата к нёбу, но воздушная струя не преодолевает преграду, а свободно выходит через опущенные боковые края языка. Так образуются звуки [л], [л'].

Буква– единица алфавита, минимальный значимый графический знак, служащий для обозначения на письме звуков, сочетаний звуков (например, я в слове яма [j`ама]). Может не обозначать звук (например, твердый знак (ъ) и мягкий знак (ь)). Различаются прописные (А) и строчные буквы (а). Основой самой распространенной современной алфавитной системы письма (как латиницы, так и кириллицы) является греческая письменность.

Гиперфонема– абстрактный звук языка, реально представленный в речи одним или несколькими позиционно чередующимися вариантами, которые не позволяют однозначно соотнести его с каким-либо из звуков фонетической системы языка. Гиперфонемой считается звук, который следует за согласным [с] в словах собака, собаковод.

Голос– воспринимаемые ухом акустические колебания, которые образуются в артикуляторном тракте.

Графика– часть теории письма, которая определяет, как передаются на письме единицы языка во всех случаях, независимо от того, в каких словах или морфемах они находятся. Элементарная единица письма - буква в ее наиболее типическом, повсеместном для данного языка употреблении. Все множество элементарных единиц письма - букв - составляет алфавит.

Губная артикуляция– один из типов артикуляции согласных. При образовании губного звука преграда на пути воздушной струи создается при помощи губ.

Дистрибуция(от лат. distributus распределенный) – описание возможностей и ограничений в сочетаемости фонетических единиц разного уровня друг с другом.

Дифференциальный признак– такой артикуляторный или акустический признак фонемы, который позволяет отличить противопоставленные фонемы друг от друга.

Долгий (двойной) согласный– для всех согласных, кроме взрывных, это более длительное, чем обычно, произнесение звука. Взрывные звуки воспринимаются как долгие (двойные), когда произносятся с бoльшим напряжением, чем обычно, а также с большей длительностью смычки (затвора).

Долгота, длительность звучания(количественная характеристика) звука – время звучания звука.

Дрожащий звук (вибрант) -один из типов согласных по способу образования, артикуляционная характеристика звука. При образовании такого звука воздушная струя встречает препятствие-вибратор в виде дрожащего кончика языка, один или несколько раз слегка прикасающегося к нёбу. Так образуются звуки [р], [р'].

Закрытые гласные– гласные звуки верхнего подъема, т.е. такие звуки, при артикуляции которых спинка языка занимает в полости рта самое высокое положение.

Звук речи– минимальная, неделимая единица звучащей речи. Рассматривается с акустической, артикуляционной и смыслоразличительной сторон. Акустически звук речи представляет собой колебател



2015-11-10 2151 Обсуждений (0)
Контрольная работа № 2. Задание 1.Выполнить фонетическую транскрипцию текста объемом 5 – 10 строк 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Контрольная работа № 2. Задание 1.Выполнить фонетическую транскрипцию текста объемом 5 – 10 строк

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)