Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По организации самостоятельной работы студентов



2015-11-10 277 Обсуждений (0)
По организации самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В изучении земельного права в высших учебных заведениях самостоятельная работа имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Правильно поставленная самостоятельная работа является одним из важнейших факторов формирования и развития у студентов творческого мышления, умения разбираться в сложных проблемах экологического права, а также умелого применения экологического законодательства в правоприменительной деятельности.

Самостоятельная работа по земельному праву - это, с одной стороны, основной метод изучения науки земельного права, с другой - одна из форм учебной деятельности с совокупностью применяемых при этом соответствующих методов и приемов. Как форма учебного процесса самостоятельная работа - это особо организованный вид учебной деятельности, включающий изучение законодательных актов, специальной литературы, обработку конспектов лекций.

В организации самостоятельной работы студентов имеетсяряд требований.

Первое из них – планомерность, разумное использование личного времени обучаемых, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим их труда.

Другое требование к самостоятельной работе – регулярность и последовательность изучения учебных материалов. С этой целью должны быть разработаны единые планы обучения студентов, способам и приемам самостоятельной работы по земельному праву, рассчитанные на весь срок обучения. В их основе лежит преемственность и возрастание сложности форм и методов самостоятельной работы по годам обучения и по мере перехода от освоения одной темы к другой.

В самостоятельной работе студентов наиболее полно проявляется тот факт, что обучаемые не только объекты, но и субъекты педагогического процесса. Его активность не менее важна, чем активность преподавателя, но проявляется в иной форме.

Кроме традиционных форм организации самостоятельной работы (лекция, семинарские занятия) в практике учебном процессе применяютсяконсультации. Они могут быть проблемными, обзорными,

По форме их можно подразделить на индивидуальные и групповые. При проведении консультаций следует соблюдать два основных правила: во-первых, систематичность их проведения и, во-вторых, насколько преподаватель активизирует мышление студента, исключая элементы натаскивания.

Консультируя учащихся по тем или иным вопросам земельного права, преподаватель не должен полностью рассказывать тему заново, а обратить внимание на некоторые приемы и способы изучения того или иного вопроса.

Обязательно рекомендуются учебно-методическая и справочная литература, законодательные акты, разъясняются некоторые термины и понятия. Основная цель консультаций состоит в том, чтобы облегчить и направить самостоятельный поиск студента, а не освободить его от этого труда.

Квалифицированное проведение консультаций требует от преподавателя разносторонних знаний, педагогического такта и умения вести беседу, создавая атмосферу взаимного понимания.

При организации самостоятельной работы особый упор делается на такие формы, как подготовка докладов и рефератов для выступления на семинарах, теоретических конференциях и коллоквиумах. С одной стороны, работа над докладом и рефератами повышает теоретический уровень знаний по земельному праву, углубляет интерес к дисциплине, с другой - студенты учатся анализировать материал, овладевать умением, точно выражать мысли и обсуждать их в аудитории.

Воспитанию навыков самостоятельной работы студентов, способствует также участие в конференциях, посвященных проблемам теории права, гражданскому праву, земельному праву, экологическому праву. Наиболее активных студентов следует поощрять.

Имеются и другие формы самостоятельной работы слушателей.

Культура чтения - важнейшая составная часть общей культуры личности и непременное условие, ее активной познавательной деятельности.

Овладение навыками работы с книгой включает в себя два основных взаимосвязанных момента: умение читать и умение вести запись прочитанного.

При чтении учебника студенту необходимо соблюдать последовательность ознакомления с ним. Учебник нужно читать несколько раз. В первый раз следует прочитать книгу от начала до конца абзаца, главы или в целом книги, в зависимости от необходимой информации по изучаемой темы, обратив при этом внимание на оглавление и содержание книги. При повторном ее чтении необходимо обратить внимание на каждую главу, отдельные понятия правовых институтов экологического права.

Для этого студенту необходимо обзавестись юридическим словарем, экологическим словарем, справочниками, каталогами, что составляет важную сторону в развитии навыков самостоятельной работы. Методика работы над книгой предусматривает обязательное ведение записи прочитанного.

Конспектирование книги - один из самых сложных этапов в самостоятельной работе студента. В зависимости от характера работы, степени ее сложности, опыта обучаемого, а также поставленной цели записи могут быть в форме плана, выписки, тезисов, конспекта. Существуют несколько приемов записей книги.

Первый - этоплан, который содержит краткий перечень основных вопросов, раскрывающих содержание книги. План может быть простым и сложным. Простой предполагает составление вопросов без расчленения основных на второстепенные. Сложный, наоборот, в котором существуют основные, главные и вытекающие из него простые вопросы.

Второй прием записей - этотезисы. Тезисы представляют собой краткую формулировку основных положений книги без подробного раскрытия содержания. Так же как план, они могут быть простыми и сложными. По мере выработки навыков конспектирования слушатель на четвертом курсе учится составлять тезисы.

Тезисы могут отражать в своих записях монографические работы по охране окружающей природной среды либо эколого-правовым проблемам России и других стран. Наиболее важные положения работ фиксируются в отдельных конспектах.

Умение вести конспект сжато, кратко и собственными словами излагать основное содержание книги у студентов приходит не сразу, а с опытом и знаниями. Важно, чтобы студент стремился добиваться совершенствования формы конспекта.

Следующий прием-выписка, она представляет собой сжатое воспроизведение содержания книги своими словами.

И последний прием - этоконспект. В конспекте студенты подробно и обстоятельно излагают основные идеи, положения и выводы книги в соответствии с ее структурой.

Среди всех названных приемов записей работы над книгой следует выделитьконспектирование. Главное в конспекте - это его содержательность. В нем должны отражаться основные принципиальные положения книги, новизна и актуальность проблемы.

Помимо конспектов лекций, в обязательном порядке следует вести и конспекты научных работ, законодательных материалов. В них студенты указывают название работы, фамилию автора, год и место издания, приводят цитаты с обязательной ссылкой на страницы книги.

При этом текст не должен быть сплошным, в нем необходимо выделить особо важные для обучаемого положения. Любая работа студента должна быть контролируемой. В процессе обучения на семинарских либо практических занятиях применяются такие формы контроля, как фронтальная форма (групповая) либо выборочная проверка конспектов с последующим их разбором и обсуждением в учебных группах.

С целью обучения работе над книгой студенту важно помочь первоначально составить конспект по земельному праву. Как и любая отрасль системы права, земельное право имеет специфику в конспектировании. Один способ - составление краткого конспекта по той либо иной теме с внесением в него списка из соответствующих источников, другой - внесение выписок из книги законов, наиболее значимых, представляющих наибольший интерес для слушателя, курсанта.

Таким образом, управление учебным процессом в высших учебных заведениях по земельному праву представляет собой сложный и многогранный вид деятельности. Ее эффективность определяется высоким теоретическим и научным уровнем преподавания во всех видах учебного процесса, умелым использованием преподавателями различных форм и методов обучения, навыками и приемами самостоятельной работы над учебным материалом.

В этой связи, в целях более глубокого усвоения курса «земельное право» рекомендуется студентам самостоятельно изучить темы, по которым не планируется проведение семинарских занятий, используя для этого конспект лекций, рекомендуемый нормативный материал и учебную литературу.

В связи с этим, методические рекомендации по самостоятельному изучению данной учебной дисциплины позволяют студентам, прежде всего, правильно сориентироваться в освоении наиболее актуальных административно-правовых институтов, изучить их на достаточном высоком, теоретическом и практическом уровне.

Кроме этого, в процессе самостоятельного изучения тем курса, студентам особое внимание следует обратить на основные вопросы, раскрывающие содержание той или иной темы. При этом выполнение самостоятельно заданий будет способствовать не только приобретению и закреплению навыков практического использования полученных знаний, но и в определенной мере обеспечит самоконтроль их качества.

Однако, значимость получаемых знаний по данной дисциплине в практической деятельности выпускника, а также актуальность административно-правовых способов эффективного воздействия на общественные процессы, обуславливают необходимость дополнительного изучения ряда эколого-правовых институтов. В процессе самостоятельной работы, используя настоящие методические рекомендации, студенты должны учитывать следующие методические требования:

1. В соответствии с устными рекомендациями преподавателя внимательно усвоить перечень предлагаемых для изучения вопросов.

2. Ознакомиться с содержанием рубрик к темам «Методические рекомендации», где содержаться основные направления, ориентирующие студента на изучение тех или иных аспектов земельно-правовых институтов.

3. Студенты должны проверить себя при помощи контрольных вопросов. В случае возникновения затруднений при ответе на вопросы, студентам следует еще раз обратиться к указанным источникам и описанию актуальных фрагментов тем учебного курса.

4. Все предлагаемые ситуации, должны выполняться письменно.

Особое внимание студентов должно быть обращено на конспектирование основных положений нормативно-правовых актов применительно к конкретной изучаемой теме. По предложенным в сборнике методических материалов, источникам к изучению той или иной темы, студенты могут выписывать отдельные положения по своему усмотрению.

При этом следует учесть, что изучение вопросов в рамках самостоятельной работы является обязательным видом учебной деятельности студентов. Наличие конспекта основных положений нормативных правовых актов, указанных в разделе «Задание», является обязательным условием допуска к экзамену.

 


Методические рекомендации для выполнения рефератов

 

Написание рефератов - одна из форм самостоятельного изучения экологического права студентов. При организации их самостоятельной работы преподаватель должен выбирать те формы обучения, которые обеспечивают повышение познавательной деятельности студентов. К их числу относится подготовка письменных работ для выступления на семинарах, конференциях и собеседованиях. Обычно список письменных работ преподаватели включают в планы семинарских и практических занятий.

Написание письменных работ повышает уровень знаний экологического права у студентов, заметно углубляет интерес к предмету, усиливает связь теории с практикой. Работая над рефератом, студенты учатся последовательно излагать материал, обсуждать его в аудитории.

Кроме того, сам факт индивидуальной работы преподавателя со студентами является фактором воспитательного характера. Во многих учебных заведениях, становится правилом написание письменных работ по основным дисциплинам юридическим дисциплинам. Особенностью данных работ, как активной формы самостоятельной работы, является связь их проблематики с программой курса. Отдельные темы письменных работ могут быть посвящены самостоятельным темам экологического права.

Целью выполнения контрольных работ является приобретения студентами заочной формы обучения навыков самостоятельного разрешения практических ситуаций и более глубокого изучения наиболее важных теоретических проблем по курсу «Земельное право».

Прежде чем приступить к ответу на теоретический вопрос, студенты должны изучить материалы лекций, рекомендуемые учебники, а также специальную литературу, применить знания, полученные при изучении теории права и других дисциплин. Перечень специальных источников по предлагаемым проблемам будет названа преподавателем в ходе лекций. Вместе с тем студентам необходимо обращать внимание, на научные новинки, которые могут быть изданы в период межсессионной подготовки. Особое внимание следует уделить нормативным источникам, так как земельное законодательство отличается высокой степенью динамичности.

Прежде чем приступить к анализу проблемных ситуаций, необходимо повторить материал предыдущего занятия.

При написании работы очень важно соблюдать последовательность сбора материала по теме - первый этап. Сбор материала включает в себя записи, конспекты, выводы, предложения, обобщения теоретических положений, законодательства по данной теме. Рассматривая выбранную (предложенную) тему реферата, необходимо обратиться к учебному материалу, в котором излагаются понятие, сущность и содержание исследуемой проблемы.

Письменная работа должна представлять собой достаточно емкое и самостоятельное изложение вопросов темы с использованием всех рекомендованных источников и практики органов управления в сфере использования и охраны земель.

Второй этап - это отбор и обобщение материала. И последний этап -написание работы. Каждый студент, начинающий писать работу, должен тщательно изучить материалы методической литературы, отобрать законодательные материалы по исследуемой проблеме, подготовить литературу, сделать соответствующие выписки и только тогда приступать к написанию реферата. К выбранной (предложенной) теме реферата следует составить план.

В содержании работы, как и в курсовой работе, должны быть исследованы элементы проблемности темы. Автору письменной работы нужно показать умение работать с научной литературой, излагать свою точку зрения на рассматриваемую тему.

Работа может содержать иллюстрированный материал.

После изложения вопросов темы автор подводит итоги работы, излагает и свою точку зрения, делает соответствующие выводы по исследуемой проблеме.

Выполненные письменные работы сдаются студентом на кафедру. Проверенные работы защищаются в установленные сроки перед экзаменационной сессией. Как правило, защита письменной работы представляет собой занятие, на котором студент докладывает о своей работе, защищает обоснованность выдвинутых предложений и практических мероприятий, высказывает свое согласие или несогласие с замечаниями рецензентов, отвечает на вопросы членов комиссии и студентов.

Работа выполняется с соблюдением установленных правил делопроизводства. Объем работы должен составлять 12-15 листов формата

А -4.

Обложка работы выполняется следующим образом:

указывается наименование ВУЗА, факультета, учебной дисциплины, темы реферата. Здесь же указывается: фамилия, имя и отчество студента, номер его зачетной книжки, год обучения; фамилия и инициалы проверяющего.

В конце работы приводится список использованной литературы и нормативных правовых актов с соблюдением установленных правил. Завершается работа подписью студента и указанием даты окончания работы.

При разрешении практических ситуаций студент вправе дополнить ее недостающей информацией. В случае сдачи письменной работы с признаками плагиата, работа не засчитывается, а студенты получают новые задания.

Срок представления письменных работ в институте определяются деканатом.

 


Практические задания

Задача № 1(по теме семинара № 1)

В июне 2000 г. в Конституционном суде РФ рассматривался запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан. В частности, депутаты обратили внимание на следующие положения Конституций указанных субъектов РФ:

— положение Конституции Республики Адыгея, согласно которому в ведении Республики Адыгея находится установление отношений собственности на природные ресурсы (пункт «м» статьи 53);

— положение Конституции Республики Башкортостан, согласно которому земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа (часть первая статьи 10);

— положение Конституции Республики Ингушетия, согласно которому земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Ингушетия являются ее собственностью (часть первая статьи 10).

Дайте правовую оценку данных положений Конституций субъектов РФ.

Изучите определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О по данному вопросу.



2015-11-10 277 Обсуждений (0)
По организации самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По организации самостоятельной работы студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)