Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



2015-11-10 501 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КРИМИНАЛИСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

(специальность 030501.65. «Юриспруденция»)

 

Ростов-на-Дону

Авторы составители:

Чурилов С.Н.

профессор кафедры уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор,

ВолочайС.Н.

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук,

Рогава И.Г.

преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

 

 

Рецензенты:

Игнашин В.И.

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук, доцент

Стаценко В.Г.

доцент кафедры уголовного процесса РЮИ МВД РФ, кандидат юридических наук.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция» и учебным планом Российской академии правосудия.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской академии правосудия (протокол № от г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия г., протокол № .

 

 

© Российская академия правосудия, 2010

© Чурилов С.Н., Волочай С.Н., Рогава И.Г., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины……………………..
Введение………………………………………………………………………………………..
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………...
Тематический план……………………………………………………………………………
Программа……………..………………………………………………………........................
Тематический план семинарских (практических) занятий…………………………………
Планы семинарских (практических) занятий………………………………………………..
Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………………………..
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……...
Задания по контролируемой самостоятельной работе студентов…………………………
Примерная тематика рефератов………………………………………………………………
Примерная тематика курсовых работ………………………………………………………..
Примерная тематика дипломных работ……………………………………………………..
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………..
Литература……………………………………………………………………………………...
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………………………….
Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………………………

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.13 Криминалистика. Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.); трасология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям и др.; виды методик расследования.

ВВЕДЕНИЕ

Криминалистика является дисциплиной федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности «Юриспруденция».

Криминалистика (от лат. crimen - преступление, criminalis - преступный) – это, во-первых, наука о расследовании преступлений, во-вторых, учебная дисциплина, специальным образом систематизированная, апробированная практикой обучения и результатами практической деятельности, научная криминалистическая информация, усвоение которой позволяет выработать у обучаемого основы криминалистического мышления, т.е. осознанного умения решать на заданном профессиональном уровне практические задачи по выявлению преступной деятельности, предотвращению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений.

Как учебная дисциплина криминалистика является необходимым компонентом вузовского образования. Её изучение предшествует практической деятельности выпускников вузов и факультетов, которые посвящают себя работе в правоохранительных и судебных органах, адвокатуре или нотариате. Целью изучения криминалистики является подготовка студентов-юристов для различных видов юридический деятельности, в том числе для отправления правосудия.

Характер и содержание криминалистики предполагают смешанную систему преподавания с перенесением центра тяжести с лекционных занятий на практические. Однако преподавание криминалистики призвано обеспечить не только приобретение обучающимися необходимых практических навыков работы с доказательствами, организации и проведения расследования по уголовным делам, судебного разбирательства, но и формирование у них взглядов, убеждений и принципов, обеспечивающих сознательный, творческий и инициативный подход к решению задач правоохранительной деятельности и правосудия.

Криминалистика тесно связана с науками уголовного права, криминологии, уголовного процесса, административного и других отраслей права, теорией оперативно-розыскной деятельности. Опираясь на достижения этих отраслей знаний, криминалистика разрабатывает криминалистические характеристики преступлений, тактические рекомендации по рациональному и эффективному производству следственных и розыскных действий в ходе расследования преступлений, условия применения криминалистических средств и методик, направленных на реализацию принципа законности в оперативно-розыскной и следственной практике.

Преподавание криминалистики ведется на основе принципов уголовного процесса, уголовно-процессуальных институтов, обобщенных данных следственной и судебной практики.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

-общую теорию криминалистики: предмет, систему криминалистики, ее соотношение со смежными юридическими и специальными дисциплинами, роль криминалистики в повышении эффективности деятельности по раскрытию и пресечению преступлений,

-научные положения криминалистической техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений, а также разрабатываемые на их основе соответственно технические средства криминалистики,

-тактику производства следственных и судебных действий,

-технику планирования расследования и судебного следствия,

-тактику розыска и частные методики расследования преступлений;

уметь:

-производить отдельные следственные и судебные действия,

-осуществлять розыск объектов, имеющих значение для дела,

-планировать и осуществлять судебное следствие, а также раскрытие, расследование и предупреждение отдельных видов преступлений;

владеть навыками применения технических средств обнаружения, предварительного исследования, фиксации и изъятия следов преступления и преступника, а также тактических приемов при производстве следственного осмотра, допроса, обыска и других следственных (судебных) действий;

иметь представление

-об истории зарождения и развития криминалистической науки, ее природе и методах, месте в системе научного знания, источниках, функциях и законах развития, а также о ее языке и систематике.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы по учебному плану Количество часов по очной форме бучения
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля зачет / экзамен, курсовая работа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
лекции семинарские (практические) занятия
  Раздел I. Методология криминалистики
1. Тема 1. Криминалистика как область научного знания
2. Тема 2. Криминалистическое учение о механизме преступления
3. Тема 3. Теория криминалистической идентификации
4. Тема 4. Основы учений о криминалистической профилактике и криминалистическом прогнозировании
  Раздел II. Криминалистическая техника
5. Тема 5. Общие положения криминалистической техники
6. Тема 6. Криминалистическая фотография и видеозапись
7. Тема 7. Основы трасологии
8. Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов их применения
9. Тема 9. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)
10. Тема 10. Криминалистическая фоноскопия
11. Тема 11. Криминалистическая одорология
12. Тема 12. Криминалистическое исследование документов
13. Тема 13. Криминалистическая регистрация
  Раздел III. Криминалистическая тактика
14. Тема 14. Общие положения криминалистической тактики
15. Тема 15. Тактика следственного осмотра и освидетельствования
16. Тема 16. Тактика обыска и выемки
17. Тема 17. Тактика допроса и очной ставки
18. Тема 18. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
19. Тема 19. Тактика предъявления для опознания
20. Тема 20. Тактика подготовки и назначения судебной экспертизы
21. Тема 21. Розыскная деятельность следователя
22. Тема 22. Планирование судебного исследования преступлений
  Раздел IV. Криминалистическая методика
23. Тема 23. Общие положения криминалистической методики
24. Тема 24. Установление лица, совершившего преступление в условиях неочевидности
25. Тема 25. Некоторые методики решения типичных следственных задач
26. Тема 26. Расследование деяний, совершенных невменяемыми лицами
27. Тема 27. Расследование деяний, совершенных организованными преступными группами, иностранными гражданами, несовершеннолетними
28. Тема 28. Расследование преступлений, посягающих на чужое имущество
29. Тема 29. Расследование преступлений, связанных с профессиональной деятельностью
ИТОГО:

 

ПРОГРАММА

Раздел I. Методология криминалистики

Тема 1. Криминалистика как область научного знания

Развитие теоретических представлений о предмете криминалистической науки и ее системе. Общие, специальные и конкретные задачи криминалистики. Наука, право и практика как исчерпывающий перечень источников криминалистики. Законы развития криминалистики: закон связи и преемственности между существующими и возникающими криминалистическими концепциями; закон активного творческого приспособления для целей судопроизводства достижений различных наук; обусловленность криминалистических рекомендаций потребностями практики на основе криминалистической науки в условиях научно-технического прогресса.

Понятие и классификации методов криминалистики. Диалектический метод – основополагающий метод криминалистической науки. Общенаучные методы криминалистики. Специальные методы криминалистики.

Место криминалистики в системе общественных (не юридических) наук. Криминалистика и юридические науки. Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности. Криминалистика и естественные науки. Связь криминалистики с техническими науками. Криминалистика и экономические науки.

Элементы общей теории криминалистики: введение в общую теорию криминалистики (положения, в которых формируются представления о предмете криминалистики, ее задачах, целях и месте в системе научного знания, о понятии и содержании общей теории); положения, отражающие объективные закономерности механизма преступления в аспекте криминалистики; положения, отражающие объективные закономерности возникновения информации о преступлении и преступнике, закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств, являющиеся базой для разработки криминалистических средств, методов и приемов, используемых при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

 

Тема 2. Криминалистическое учение о механизме преступления

Элементы механизма преступления: субъект преступления; отношение субъекта преступления к своим действиям, их последствиям, к соучастникам; предмет посягательства; способ преступления как система детерминированных действий; преступный результат; место, время и другие обстоятельства, относящиеся к обстановке преступления; обстоятельства, способствующие или препятствующие совершению преступления; поведение и действия лиц, оказавшихся соучастниками (активными и пассивными) события; связи и отношения между действиями (способом преступления) и преступным результатом, между участниками события, между действиями и обстановкой, субъектом преступления и предметом посягательства.

Закономерности механизма преступления: возникновения и развития связей и отношений внутри механизма преступления; формирования и реализации способа совершения преступления; возникновения и течения связанных с преступлением явлений до- и посткриминального порядка, имеющих значение для следственной, судебной, оперативно-розыскной и экспертной практики.

Элементы видового (частного) предмета доказывания как основания накопления и обобщения эмпирического материала, отражающего преступную деятельность.

Положения, отражающие закономерности механизма преступления (криминалистическая характеристика механизма преступления) как информационная основа расследования аналогичных преступлений.

Тема 3. Теория криминалистической идентификации

Основные классификации в теории криминалистической идентификации. Понятие идентификации. Виды идентификации. Принципы идентификации.

Стадии процесса установления групповой принадлежности объекта.

Стадии разрешения вопроса о тождестве объекта.

Доказательственное значение факта связи объекта с расследуемым преступлением.

Тема 4.Основы учений о криминалистическойпрофилактике и криминалистическом прогнозировании

Понятие и содержание криминалистической профилактики: выявление обстоятельств, способствующих преступлению; принятие специальных мер к их устранению; другие превентивные меры следователя (обнаружение и раскрытие преступлений; меры воспитывающего и предостерегающего характера; общепрофилактические меры; криминалистические средства профилактики (использование химических и запаховых ловушек, видеотехники, противоугонных средств, средств сигнализации, использование специальных клеев, специальных чернил при изготовлении документов, защитной сетки документов, меток при ксерокопировании и т.д.).

Понятие прогностики. Цель прогностики. Понятие научного предвидения. Понятие криминалистического прогнозирования. Содержание прогноза. Направление криминалистического прогнозирования. Исходные данные для прогнозирования.

 

Раздел II. Криминалистическая техника

Тема 5. Общие положения криминалистической техники

Криминалистическая техника как совокупность технико-криминалистических средств и как раздел криминалистики.

Система научных положений, на базе которых разрабатываются технико-криминалистические средства. Отрасли знания, составляющие содержание криминалистической техники как раздела криминалистики. Специальные и конкретные задачи криминалистической техники.

Основания классификации технико-криминалистических средств (по источнику происхождения, виду и назначению)

Использование универсальных программных средств в раскрытии и расследовании преступлений. Автоматизация учетов. Автоматизация экспертиз и исследований. Автоматизация процесса расследования преступлений.

Методы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них (КЭМВИ), запаховых средств, звуко- и видеоинформации.

 

Тема 6. Криминалистическая фотография и видеозапись

Система научных положений, на базе которых разрабатываются фотографические средства. Фотографические средства, используемые в следственной и экспертной практике.

Методы судебно-следственной фотографии. Частные приемы фотографирования. Виды фотосъемок и особенность фотографирования криминалистических объектов.

Методы судебно-экспертной фотографии. Фиксация в протоколе факта применения фотографии и технических средств.

Современная видеотехника, используемая в следственной практике. Применение видеозаписи при производстве следственных действий. Видеозапись как документ или вещественное доказательство.

 

Тема 7.Основы трасологии

Материальные и идеальные следы. Следы – отображения. Следы – предметы. Следы – вещества. Криминалистическое значение следов.

Следы ног. Следы рук. Собирание и фиксация следов ног и рук. Подготовка материалов для производства судебно-трасологической экспертизы.

Характеристика следов орудий взлома, инструментов. Их криминалистическое значение. Обнаружение, фиксация и криминалистическая экспертиза следов орудий взлома, инструментов.

Общая характеристика следов производственных механизмов. Задачи, решаемые при трасологическом исследовании изделий массового производства.

Следы ходовой части. Отделившиеся детали и части. Следы выступающих частей транспортного средства. Следы, остающиеся на транспортном средстве. Назначение трасологических экспертиз. Назначение авто-технической экспертизы.

Следы в виде микрообъектов. Запаховые следы. Следы зубов, следы ушных раковин. Назначение судебных экспертиз.



2015-11-10 501 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)