Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международный механизм защиты прав детей и охраны детства



2015-11-10 2434 Обсуждений (0)
Международный механизм защиты прав детей и охраны детства 4.50 из 5.00 4 оценки




В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, в 1991 году в соответствии со статьей 43 Конвенции был создан Комитет по правам ребенка.

Комитет по правам ребенка состоит из восемнадцати экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией. Члены Комитета выступают в личном качестве (т. е. не представляют правительства своих стран в отличие от официальных представителей государств), избираются на четырехлетний срок и могут быть переизбраны. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных наций [26].

Основная функция Комитета по правам ребенка заключается в том, чтобы следить за соблюдением государствами-участниками положений Конвенции о правах ребенка. Комитет контролирует соблюдение только тех прав, которые признаны в Конвенции, и имеет только те полномочия, которые определены в Конвенции.

В соответствии со статьей 44 Конвенции государства-участники обязуются представлять Комитету периодические доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. В докладах указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств согласно Конвенции. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления Конвенции [26].

Первоначальный доклад должен быть представлен в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника, а впоследствии через каждые пять лет. Согласно Конвенции, государства-участники должны обеспечивать широкую гласность своих докладов в своих собственных странах. На основании изучения докладов Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, которые препровождаются заинтересованному государству и сообщаются Генеральной Ассамблее наряду с замечаниями государств, если таковые имеются.

Так, в мае 2002 г. Комитет по правам ребенка ООН рассмотрел Второй периодический доклад Республики Беларусь об осуществлении положений Конвенции о правах ребенка. Комитет подчеркнул достижения нашей страны по выполнению основных норм Конвенции и позитивные изменения реального положения детей, усилия, которые предпринимаются на всех уровнях государственного управления по обеспечению прав детей, их защите. В итоговом документе Комитета отмечены также факторы, затрудняющие процесс реализации Конвенции, и сформулированы в заключительных замечаниях по докладу рекомендации и общие мероприятия, которые необходимо осуществить в нашей стране [20, с. 6].

Среди позитивных аспектов Комитет по правам ребенка ООН отмечает, что:

- в целях реализации Конвенции по правам ребенка Республика Беларусь приняла ряд нормативных правовых актов, затрагивающих права ребенка,

- в стране совершенствуется законодательная база, которая направлена на решение проблем семей и детей, их поддержку и защиту,

- целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка,

- выполняется президентская программа «Дети Беларуси» и др.

Комитет признает, что ввиду экономических трудностей переходного периода рост бедности, сказывающийся на благополучии семей, особенно многодетных и проживающих в сельских районах, затрудняет процесс полномасштабной реализации Конвенции в стране. Кроме того, Комитет отмечает, что последствия аварии на Чернобыльской АЭС продолжают оказывать негативное воздействие на население страны в целом, а также на состояние здоровья и развитие детей [20, с. 11].

Конвенция о правах ребенка не предусматривает никакой процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, поступающих от детей или их представителей, и, соответственно, Комитет не может принимать к рассмотрению какие-либо сообщения о нарушениях прав детей, о насилии в отношении детей.

Одним из специфических органов, направленных на защиту непосредственно детства, является Детский Фонд ООН — ЮНИСЕФ.

ЮНИСЕФ был создан по решению Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря 1946 года для оказания помощи детям в Европе после Второй мировой войны.

Принцип работы ЮНИСЕФ — это сотрудничество с правительствами, другими организациями ООН и неправительственными организациями. Деятельность ЮНИСЕФ нацелена на распространение информации и обучение новым методикам. ЮНИСЕФ получает финансирование от стран-членов ООН.

ЮНИСЕФ — это организация со своим собственным руководящим органом — исполнительным советом. Данная организация является неотъемлемой частью ООН. Исполнительный совет определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Фонд имеет представительства в различных странах и исследовательский центр.

ЮНИСЕФ работает в тесном сотрудничестве с правительствами, а также с неправительственными организациями и учреждениями ООН в целях определения потребностей детей и использования энергии и способностей отдельных лиц, семей, общин и правительств для содействия странам в удовлетворении этих потребностей.

Важнейшая сторона деятельности ЮНИСЕФ в деле развития — это широкая пропаганда необходимости защиты интересов детей и мобилизации материальных ресурсов на улучшение их положения. В промышленно развитом мире эти усилия направлены на разъяснение отдельным лицам и правительственным органам потребностей детей в развивающихся странах, а также на сбор средств в поддержку осуществляемых программ. В развивающихся странах это распространение знаний и социальная мобилизация, направленная на вовлечение целых общин в поддержку благоприятным изменениям в отношении детей.

Важную роль в работе, проводимой в развитых странах, играют национальные комитеты по делам ЮНИСЕФ. Комитеты — это частные организации, которые работают вместе с ЮНИСЕФ в интересах детей и собирают деньги на программные мероприятия. Благодаря широкой сети добровольцев комитеты собирают средства для ЮНИСЕФ, в основном за счет продажи поздравительных открыток, проведению благотворительных вечеров, баллов, встреч и лотерей, а также иных благотворительных мероприятий, приносящих доход. Ряд комитетов обеспечивает непосредственную поддержку программ ЮНИСЕФ в развивающихся странах.

Важно отметить, что до настоящего времени ЮНИСЕФ является главным механизмом международной помощи детям, находящимся в трудных условиях. Значимость роли ЮНИСЕФ как проводника интересов международного сообщества по осуществлению во всех странах мира положений Конвенции о правах ребенка заключается, прежде всего, в широкой пропаганде необходимости защиты прав и охраны законных интересов несовершеннолетних детей и мобилизации ресурсов на улучшение их положения.

На защиту и охрану детства направлена также деятельность таких специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, как Международная организация труда, Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14 декабря 1946 года, и организация стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН. Целью МОТ является обеспечение во всем мире социальной справедливости для трудящихся, а также поощрение и защита прав человека и основных свобод, необходимых для достижения этой цели.

МОТ разрабатывает международные стандарты (в форме конвенций и рекомендаций) в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Конвенции налагают на государства-члены, которые их ратифицировали, обязательства по претворению их положений в жизнь, в то время как рекомендации устанавливают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики [12, с. 28].

Со времени основания МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций, среди которых в области защиты прав несовершеннолетних в трудовой сфере наиболее важными являются: Конвенция № 29 о принудительном труде (1930 г.), Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда (1957 г.), Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1976 г.) [25], Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда № 182 (1999 г.) [24], ряд Конвенций о минимальном возрасте допуска к определенным видам работ и другие.

В рамках МОТ действуют три основных механизма контроля за соблюдением стандартов, установленных в конвенциях: процедура представления докладов, процедура рассмотрения жалоб и сообщений, процедура расследований и исследований [12, с. 29].

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) образовалась в 1946 году. Согласно Уставу цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы «способствовать укреплению мира и безопасности, усиливая сотрудничество народов путем образования, науки и культуры ради обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, признанным ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка и религии» [30].

В рамках ЮНЕСКО действуют несколько механизмов контроля за соблюдением стандартов в области прав человека, особенно в отношении свободы слова, права на образование и права на свободное участие в культурной жизни общества [11, с. 575]. Это:

- заслушивание периодических докладов государств-участников о законодательных, административных и других мерах, принятых ими для осуществления стандартов ЮНЕСКО;

- разрешение разногласий, которые могут возникнуть между государствами;

- рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека в области образования, науки, культуры и информации.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) была создана в 1948 году. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Среди основных направлений ее деятельности выделяют: проблемы социального характера, предоставление помощи в налаживании системы здравоохранения.

 

ТЕМА 3.НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цель: формирование у студентов научных представлений о национальном механизме защиты прав человека.

Задачи: 1) анализ деятельности государственных органов и общественных организаций как механизма защиты прав ребенка в Республике Беларусь;

2) раскрыть сущность государственной защиты личных неимущественных и имущественных прав детей;

3) ознакомление и анализ судебной практики, направленной на защиту прав ребенка.

Понятие национальной системы защиты прав ребенка. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь. Неправительственные правозащитные организации по защите прав ребенка. Национальная комиссия по правам ребенка. Основные правовые гарантии защиты и обеспечения прав ребенка. Государственная защита личных неимущественных прав детей. Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних Гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Судебная практика рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей. Основание и порядок лишения родительских прав.

 

 

План

3.1 Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь.

3.2 Общественные организации по защите прав ребенка.

3.3 Государственная защита личных неимущественных прав детей.

3.4 Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних.

3.5 Споры, связанные с воспитанием детей. Лишение родительских прав.

 

 



2015-11-10 2434 Обсуждений (0)
Международный механизм защиты прав детей и охраны детства 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Международный механизм защиты прав детей и охраны детства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)