Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Подготовка материалов и назначение экспертизы




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведение экспертизы является процессуальным действием, состоящим из следующих стадий: назначение, производство, оценка результатов экспертного исследования (заключения эксперта) следствием и судом.

Процессуальный порядок назначения и производства экспертизы предусматривает:

- принятие следователем подготовительных мер, связанных с производством экспертизы, выбор экспертного учреждения или эксперта;

- вынесение постановления о назначении экспертизы;

- разъяснение эксперту его прав и обязанностей при проведении экспертизы; предупреждение эксперта об уголовной ответственности по ст. 61 и 133 УПК;

- ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с постановлением о назначении экспертизы и разъяснение его прав, предусмотренных ст. 229 УПК;

- рассмотрение и разрешение следователем ходатайств заявленных обвиняемым при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы;

- помещение обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение, если при производстве судебно–медицинской или судебно–психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении;



- проведение экспертизы и дачу экспертом (экспертами) заключения;

- ознакомление следователя с заключением эксперта, оценку этого заключения;

- допрос эксперта в необходимых случаях;

- ознакомление обвиняемого с заключением эксперта или его сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Подготовительные меры при назначении экспертизы включают: анализ материалов уголовного дела для установления основания производства экспертизы; определение вида экспертизы, времени ее назначения и проведения; выбор эксперта (или экспертного учреждения), согласование с ним вопросов относительно экспертизы, в том числе и сроков ее проведения, если в этом возникла необходимость; формулирование вопросов, а в необходимых случаях и приглашение специалиста для получения от него соответствующей помощи подготовку объектов и других материалов для экспертного исследования.

Правом выбора эксперта или экспертного учреждения наделен следователь, который назначает экспертизу. Инициатива в этом может также исходить от иных участников уголовного процесса.

Если решено провести экспертизу вне экспертного учреждения, то требование следователя (лица, производящего дознание), прокурора о вызове эксперта обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист, который назначен экспертом по делу (ст. 133 УПК).

Практика и ведомственные нормативные акты ограничивают круг лиц, выступающих в качестве эксперта. Например, судебно–медицинским экспертами могут быть лишь те врачи, которые прошли специальный курс обучения, получили об этом соответствующий документ (закончили клиническую ординатуру или интернатуру по судебной медицине). Криминалистические экспертизы обычно поручают специалистам, имеющим допуск на их проведение.

На подготовительном этапе необходимо отобрать объекты экспертизы. Они подразделяются на три самостоятельные группы: основные объекты; сравнительные материалы; материалы, содержащие справочные сведения. К основным относятся вещественные доказательства, связанные с событием преступления, либо вещная обстановка или ее элементы. В качестве объектов второй группы выступают образцы для сравнительного исследования. В третью группу включаются материалы, содержащие справочные (информационные) данные, необходимые для решения вопросов, относящихся к предмету экспертизы.

Вещественными доказательствами, являются материальные следы преступления или преступника, предметы, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления либо были объектами преступных действий, а также иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления, установления фактических обстоятельств дела.

Помимо вещественных доказательств на экспертизу при необходимости представляются образцы для сравнительного исследования – специфическая самостоятельная категория материальных объектов.

В экспертном исследовании образцы для сравнительного исследования – это материальные объекты с фиксированными на них отражениями признаков других объектов, предназначенные для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами (как правило, вещественными доказательствами). В отличие от вещественных доказательств образцы для сравнительного исследования не связаны с расследуемым событием и сами доказательствами не являются. Их отличительный признак – несомненность происхождения от конкретного объекта.

По характеру признаков образцы подразделяются: на образцы, выражающие признаки другого объекта (следы рук, ног, пули) и образцы, выражающие собственные признаки: а) которые представляют части материала и вещества (кровь, волосы, бумага) б) «средние пробы» (образцы зерна, различных продуктов).

Значение этой классификации образцов состоит в том, что характер отражения признаков в образце должен быть таким же, как и в сравниваемом с ним объекте. При получении образцов необходимо учитывать специфику отражения признаков.

По способу получения образцы для сравнительного исследования подразделяются на свободные, условно–свободные и экспериментальные.

Свободные – это образцы, возникшие до расследуемого события и вне связи с ним. Они изымаются при производстве обыска либо выемки или обнаруживаются при осмотре места происшествия и могут быть также представлены подозреваемыми, другими гражданами.

Условно свободные – образцы, возникшие после совершения преступления, но не связанные с назначением экспертизы. Это могут быть собственноручные объяснения, протоколы допросов, заявления.

Экспериментальные образцы – материальные объекты, получаемые для целей сравнительного исследования. Получение образцов для сравнительного исследования – следственное действие, проводимое в соответствии с УПК и заключающееся в получении сравнительных материалов для экспертного исследования. Оно может носить принудительный характер – с соблюдением установленных законом процессуальных гарантий.

Помимо несомненности происхождения образцы должны быть надлежащего качества и получены в количестве, требуемом для производства данной экспертизы. Под надлежащим качеством понимается выражение образцами необходимых для целей экспертного исследования индивидуальных и групповых признаков того объекта, от которого они получены; количество образцов для сравнительного исследования должно быть таким, чтобы можно было сделать вывод о необходимости или случайности соответствующих признаков и их вариативности. Реализация этих требований к образцам для сравнительного исследования обеспечивается соответствующими тактическими приемами их получения. В частности, условия получения образцов должны максимально соответствовать условиям образования исследуемого объекта. Желательно, чтобы образцы были получены на таком же материале, что и исследуемый объект, аналогичными орудиями и средствами и т.п. Применительно к отдельным категориям образцов для сравнительного исследования могут существовать и дополнительные условия (например, при получении экспериментальных –образцов почерка и подписи).

В отборе образцов при необходимости могут принять участие специалисты. В ряде случаев образцы для сравнительного исследования могут быть получены самим экспертом в процессе экспертного исследования экспериментальным путем. Их получение составляет содержание экспертного эксперимента – факультативной стадии производства экспертизы. В этом случае процесс получения образцов для сравнительного исследования не является самостоятельным действием и фиксируется в исследовательской части заключения эксперта.

Юридическим основанием для производства экспертизы является постановление следователя, органа дознания, прокурора или суда.

 

Заключение эксперта и его оценка

Поскольку заключение эксперта является одним из доказательств, в соответствии с законом оно подлежит оценке следователем (судом).

Оценка заключения эксперта является одним из видов оценки доказательств, осуществляемой следователем (судом), участниками процесса. Уголовно–процессуальное законодательство предусматривает правила оценки доказательств, согласно которым оценке подлежат все имеющиеся доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности результатов и в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

Что касается относимости и допустимости, то, как и в случае с вещественными доказательствами, под относимостью понимается отношение установленных доказательств к предмету доказывания или отдельным его элементам. Чаще всего факты, установленные в результате производства экспертизы, относятся к объективной стороне преступления: каким способом, с помощью каких средств было совершено преступление. Однако эти факты могут способствовать и установлению обстоятельств, характеризующих иные признаки состава преступления, помогать в его уголовно–правовой оценке, правильной квалификации преступления, установлении личности преступника. Другими словами, оценивая заключение эксперта с позиции относимости, следует иметь в виду, что факты, установленные экспертным путем, могут иметь отношение к любому из элементов состава преступления.

Под допустимостью понимают пригодность сведений, установленных экспертным путем, именно в качестве судебных доказательств и возможность их использования в доказывании. При определении допустимости доказательств учитывается законность источников, средств, приемов и других условий получения доказательств и их использования. Те доказательства, которые получены с нарушением требований УПК, являются недопустимыми, не имеют юридической силы, не могут использоваться для доказывания и быть положены в основу обвинения.

Сложнее обстоит дело с достоверностью, ее определение вызывает наибольшее затруднение при оценке заключения, поскольку она предполагает глубокое изучение именно его содержания. Следует учитывать, что оценке подлежит не только формальная, но и содержательная сторона заключения эксперта.

Формальная оценка достоверности подразумевает проверку достаточности представленного на исследование материала, а также исходных данных; соответствие количества выводов количеству поставленных перед экспертом вопросов. Содержательная сторона оценки достоверности включает в себя изучение содержания заключения эксперта. Изучение любого экспертного исследования начинается с последовательного определения содержания его стадий, каждая из которых призвана решать свою частную задачу. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Вводная часть должна содержать: наименование документа и дату его составления экспертом, когда, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и ученое звание, должность, место и стаж работы по специальности) была произведена экспертиза и по поручению какого органа; наименование экспертизы, ее разновидность (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная) и номер; основания для назначения и производства экспертизы (указывается постановление следователя или иного должностного лица о ее назначении); перечень материалов, представленных эксперту и использованных при производстве необходимых исследований, вид и состояние упаковки. Здесь же эксперт приводит краткое описание существа расследуемого дела; сведения, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятием объектов, поступивших на экспертизу; наименование объектов, подлежащих исследованию, их количество, место и время обнаружения и изъятия; данные о возможных изменениях объектов после совершения преступления; сведения о полученных сравнительных образцах.

В случае производства повторной или дополнительной экспертизы во вводной части заключения необходимо представить сведения о предшествующей экспертизе.

В исследовательской части заключения эксперт дает описание вида и состояния объектов (использованных материалов) поступивших на экспертизу. Вначале он характеризует исследуемые объекты, потом объекты, представленные в качестве образцов для сравнительного исследования, а затем подробно излагает весь ход исследования. Здесь должно быть указано: какими материалами эксперт пользовался, какие методы и приемы исследования применил, какие действия выполнил и в какой последовательности; исходные положения науки, техники, искусства и ремесла, взятые за основу исследований; другие данные, позволяющие следователю, иным участникам уголовного процесса уяснить содержание экспертных исследований и получить возможность процессуально оценить доказательственное значение выводов экспертизы.

Затем эксперт излагает методику сравнительного исследования, результаты сопоставления объектов по их общим и частным признакам, отмечает установленные в ходе исследования совпадения или различия сравнительных признаков. Получая при необходимости образцы, он отражает в исследовательской части заключения условия их получения. Если эксперт участвовал в каких-либо следственных действиях, то он указывает на это, когда их результаты требуются для обоснования им выводов. При необходимости эксперт приводит справочно–нормативные документы, которыми он руководствовался, данные о литературных источниках, использованных при проведении исследований, дает ссылки на иллюстрации, приложения, а также пояснения к ним.

В конце исследовательской части заключения эксперт излагает результаты сравнения и на их основе формулирует свои выводы, опираясь на научные положения и данные, полученные опытным путем.

Для обеспечения полноты и объективности заключения эксперт должен объяснить встречающиеся различия и совпадения признаков. Если на какие–то вопросы ответы не получены в силу объективных причин, то в исследовательской части эксперт указывает на это. В случае проведения комплексной экспертизы каждый эксперт излагает исследовательскую часть заключения отдельно. Если при проведении повторной экспертизы получены иные результаты, то в исследовательской части указываются причины расхождений с результатами первичной экспертизы.

В последней части заключения эксперт излагает выводы, к которым он пришел, т.е. дает мотивированные ответы на поставленные перед ним вопросы. В них обобщаются результаты исследований, выполненных экспертом. Ответы должны быть мотивированными, ясно изложенными.

Выводы эксперта должны полностью вытекать из проведенной экспертизы, содержать ответы на вопросы, сформулированные следователем. Они могут быть категорическими – положительными или отрицательными и предположительными (вероятными) – положительными или отрицательными. Эксперт также может придти к выводу о невозможности решения вопроса.

Категорические выводы – это достоверные ответы эксперта на вопросы следователя. Если эксперт не находит оснований для категорического заключения, то он выражает свое предположение, формулируя ответы на вопросы следователя.

Изготовленные в ходе исследования фотоснимки, видеофильмы, схемы, диаграммы, сопоставительные таблицы и другие материалы, иллюстрирующие выводы эксперта, прилагаются к заключению.

При производстве комплексной экспертизы может быть составлено совместное заключение. При этом в заключении экспертов должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенных исследований.

Если при проведении комиссионной экспертизы эксперты приходят к общему заключению, то все они подписывают его. Когда исследование проводят несколько экспертов, и они не могут придти к единому мнению даже по отдельным вопросам, тогда каждый дает свое заключение отдельно. Заключение подписывает эксперт, выполнивший исследование. Он же подписывает фотоснимки, схемы, таблицы и прочий иллюстративный материал.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7