Педагогика- наука о воспитании и обучении и человека
Краткий словарь основных понятий по дисциплине « ПСИХОЛОГИЯ и педагогика» О.С.Осипова-2011 АГРЕССИЯ –действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. В психологии Агрессия трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации, либо как следствие недостаточной и неудачной социализации.АГРЕССИВНОСТЬ– тенденция к агрессии. АГРЕССИЯ ЗАМЕЩЕННАЯ – враждебные действия, направленные не на вызвавший агрессию объект, а на доступный и “разрешенный” объект. АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ – враждебные действия по отношению к другим лицам и группам с целью решить и ликвидировать собственные внутренние проблемы. АДАПТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ– вид социальной адаптации, который представляет собой включение работника в производственную среду и имеет в качестве основных аспектов, сторон психофизиологическую, профессиональную и социально-психологическую адаптацию. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– 1.Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. 2. Включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты. Аттитюд - предрасположенность, готовность человека действовать определённым образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями. Акцентуация характера– чрезмерное развитие какой-то из черт характера. АФФЕКТЫ– сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями. Бессознательное – психические процессы, не представленные в сознании субъекта; процессы организма, которые никогда не будут осознаваться и контролироваться. З.Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, противостоящей деятельности сознания. Внимание–произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. ВОЛЯ– способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Восприятие– психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактное мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Деятельность - осознанная, целенаправленная активность человека. ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ–определенный уровень личностного развития индивида: результат социализации, в ходе которой он интернализирует (воспринимает) общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества. ИМИДЖ (от англ.- образ, представление) – 1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. 2. Совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему. ИНТЕРАКЦИЯ— процесс взаимодействия, взаимообусловленного влияния субъектов социального действия друг на друга. Инстинкты– фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, присущая всем представителям данного вида. ИНТРОВЕРСИЯ(от лат.- обращенный вовнутрь) – свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на внутренние нормы и независимость от внешних факторов по К. Юнгу. ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат.- смотреть вовнутрь) – метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т.д. ИНТУИЦИЯ– 1. Способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанного на предшествующем опыте. 2. Чутье, проницательность. Коллектив– группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность, например, учебную, производственную, научную и т.п. Обладает свойствами социальной группы и социального института. Выделяются первичные коллективы – далее неделимые группы людей, находящихся в непосредственном общении и взаимодействии (бригады, школьные классы, студенческие группы и т.п.) Комплексв теории психоанализа – бессознательные психические образования, складывающиеся на основе вытесненных в детстве переживаний и предопределяющие характер человека и его поведение (комплекс неполноценности, Эдипов комплекс КОМПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА – характеристика состава коллектива по социальным признакам (пол, возраст, семейное положение и т.п.) и психологическим свойствам его членов (тип темперамента, склонность к тем или иным видам деятельности – организаторской, исполнительской и т.д.). Конфликт психологический – столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Конфликт внутриличностный – конфликт, участниками которого являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ– ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли. КОНФЛИКТ МЕЖРОЛЕВОЙ – ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью. ЛИДЕР – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личностного авторитета. ЛИДЕРСТВО – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. ЛИЧНОСТЬ – совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта. МАЛАЯ ГРУППА– объединение людей численностью до 30 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении. МЕТОДЫ СБОРА психологической ИНФОРМАЦИИ - различные способы получения первичных данных о свойствах изучаемых объектов. Основные методы сбора психологической информации: Анкетирование- письменный опрос, наиболее распространенный способ сбора информации о человеческой субъективности: мыслях и чувствах людей, их мнениях, настроениях, жизненных планах. Интервью- целенаправленная беседа исследователя с респондентом, позволяющая получить более глубокие и точные сведения об индивидуальных особенностях сознания людей. Наблюдение- метод целенаправленного зрительного и слухового восприятия фактов поведения людей. Социометрический опрос - метод выявления межличностных отношений в группах и коллективах с помощью процедуры выбора желательных и отклонения нежелательных партнёров для совместной деятельности. Тесты позволяют выявить латентные, скрытые свойства изучаемых объектов. Эксперимент - метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. Мимика– движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние; способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения действительности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами; опосредованное, обобщенное отражение действительности в формах понятий суждений и умозаключений. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. МОТИВ – внутреннее побуждение к деятельности, вызванное потребностями человека. НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ– общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, приводящее к возникновению психического контакта. ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Память– форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. ПОТРЕБНОСТЬ – состояние недостатка, ощущение нужды в чём-либо необходимом для жизни. Выделяются потребности физического существования, социального существования и социального развития. Привычка – это потребность человека совершать определенное действие. ПСИХИКА – это “субъективный образ объективного мира”, свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в его связях и отношениях. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как самоорганизующейся системы, как особой формы жизнедеятельности. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. РЕЛАКСАЦИЯ(от лат.- ослабление) –1. Процесс постепенного возвращения в состояние равновесия. 2. Общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки. Рефлексия – 1) внутриличностный анализ, позволяющий разумно оценить предшествующие действия и внести коррективы в последующее поведение человека; 2) осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партером по общению. СОЗНАНИЕ – высшая, интегративная свойственная только человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, представленная посредством языка и речи; формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего “Я”, к выработке оригинальных способов общения и деятельности. Социальная психология – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. СТАТУС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – положение человека в системе межличностных отношений в коллективе. СТРЕСС– состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Суждение – это мысленное отражение объекта в утверждающих или отрицающих признаках. Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Умозаключение – это сложное мысленное отражение объекта, когда из одного или нескольких суждений выводится новое. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность социальных норм и ценностей, направленных на формирование у человека предрасположенности, готовности действовать определённым образом в определенных ситуациях. УТОМЛЕНИЕ– временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, возникающее вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласованности в работе обеспечивающих деятельность систем. ФРУСТРАЦИЯ (от лат.- самообман, неудача, тщетная надежда)– 1). Состояние психической дезорганизованности, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей, неуспеха в удовлетворении потребности, желания и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой. 2. Сама ситуация, обстоятельства, вызвавшие такое состояние. Характер– результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. ЦЕННОСТИ – объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.). Наука о ценностях – аксиология. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека. ЧУВСТВА– устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Эмоции(от лат.- возбуждать, волновать) – переживания (удовлетворение, радость, страх и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. ЭМПАТИЯ – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Важная часть методов психологического консультирования (К. Роджерс). Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
акмеология(от греч. «акме» – пик, вершина, высшая ступень чего-либо) – новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Предмет акмеологии – творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин Воспитание –целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий. Воспитание в широком значении – целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Воспитание в узком значении – воспитательная работа, в процессе которой формируется убеждения, нормы нравственного поведения, черты воли и характера, эстетические вкусы, физические качества человека. Деятельность – специфически человеческая, целенаправленная активность личности. Дидактика– это область педагогики, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения, закономерности процесса обучения. Закономерности воспитания– устойчивые и повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание в педагогике – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы и т.д.), способность применить их на практике. ИНТЕНСИФИКАЦия обучения– это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность и право успешно действовать при решении конкретных профессиональных задач на основе практического опыта, знаний, умений. Обратная сторона компетенции – профессиональная ответственность. Креативность–способность к творчеству, способность по-новому, оригинально взглянуть на существующую проблему. МЕТОД(происходит от греч. слова «methodos») – путь, способ продвижения к истине. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы воспитания – совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств. Для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. модуль– это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Навык – составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (например, беглое чтение). Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. ОБРАЗОВАНИЕ– это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизни и деятельности. Педагогика- наука о воспитании и обучении и человека. Педагогическое управление – процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Развивающее обучение– это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развитие – процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Самовоспитание– деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Основные приемы самовоспитания: самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция и самоубеждение. Самосовершенствование – это сознательный процесс повышения уровня своей компетенции и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития (образование, обучение, креативность). Социализация– процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или в данной социальной группе. Способности– это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности. Средства воспитания – а) конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера и т.д.); б) виды деятельности воспитуемых (учебные занятия, конкурсы, олимпиады и др.); в) наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе того или иного воспитательного метода. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Убеждение– это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Умение – это владение способами (приемами, действиями), позволяющими применять усваиваемые знания на практике (умение решать задачи по математике).Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Способность к целенаправленной и результативной деятельности. Упражнение– планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. УЧЕНИЕ –специфически человеческая сознательная деятельность, имеющая целью усвоить определенные знания, навыки и умения. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬимеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку. Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности. Цель воспитания – заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколение в жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |