Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития мысли человека



2015-11-10 1033 Обсуждений (0)
Этапы развития мысли человека 0.00 из 5.00 0 оценок




1 Магия – 2 Религия – 3 Наука

 

способность человека контролировать природу

 

1 Магические обряды: подражаттельная магия, заразительная магия

Магия и наука: постоянство действий природных сил; вера в четкую связь причин и следствий.

Магия – первый тип мышления, основа культуры; магическое мышление не корректно использовалось, поэтому потерялась ее главная роль.

Психологические законы: связь сходных предметов в рамках магии – реальная связь (кукла врага: вред материальному предмету приравнивался вреду реальному человеку – пример подражательной магии)

2 Религиозное мышление – противоположность магии.

3 Наука – тип мышления, изучающий реальные причинно-следственные связи. Связь теории и эксперимента; познание позволяет человеку управлять миром.

Основа культуры – магические обряды, переходящие в религиознын и социальные институты.

Фрэзер был ритуалистом. Ритуалисты считают, что культура, мифы формируются на основе обрядов. Мифы – осколки существовавших обрядов. Работа Фрэзера "Тотемизм и экзогамия" объясняет вопрос о происхождении религии:

Миф (развитие мифологического мышления) → Религиозные верования и культы

Тотемизм – самая ранняя форма религии, вера с сверхъестественное родство, существующее между определенной группой людей и определенным видом материальных предметов(животными, растениями, неодушевленными предметами)

Группа людей – это примитивный род, она носит имя того предмета, который выступает их родственником. Тотем считается отцом или старшим братом, его почитают, запрешают убивать, употреблять в пищу его мясо (если тотем – животное). Тотемизм – модель, упорядочивающая жизнь людей. Тотем задает структуру отношений между родами. Вера в родственную связь с определенным тотемом структурирует повседневную жизнь людей.

Тотемизм – популярная тема в антропологической литературе первой половины 20в., в которой видят исток социальной структуры,различий между традиционными культурами. Самой ранней формой тотемизма был тотемизм зачатия. Древние люди устанавливали связь между потреблением определенного вида пищи и появлением ребенка. Эта пища объявлялась почитаемой.

В работах Фрэзера прослеживается сравнительно-исторический метод изучения культуры – это вклад в становление социальной антропологии.
26. Диффузионизм как направление исследования культуры.

Диффузионизм – направдение, которое отказывается от эволюции. Возникает в силу того, что эволюционизм не соответствует разнообразию культур. Окружающая среда, климат, почва определяют облик культуры. Основоположник – Фридрих Рациль: "Традиционные народы привязаны к условиям природы". Народы делятся на 2 категории

1.творческие, цивилизованные, живущиев условиях, благоприятных климатически. Их жизнедеятельность менятеся в зависимости от природы. Они проводят политику с учетом природной среды – геополитику.

2.живущие как животные. Народы севера, юга. Стремятся попасть в зоны умеренного климата.

Проблемы диффузионистов.

Поиск центров культ развития. Изобретения появляются у конктретного народа, потом заимствуются другими. Нахождение территории, где были сделаны важные открытия. Например "пан египтизм" – в древнеегипетской культ. появляются элементы, определяющие развитие цивилизации – мумифицирование, культ мертвых, культ солнца, пирамиды. Жизнь организована на другом уровне (сложная соц. структура и т.д.).

Венская культурно-историческая школа, основовположником которой был Вальтер Шмидт, искала исходную точку возниктновения культуры. Шмидт разработал теорию: развитие к. идет от более мелких к более крупным формам. Например, по этой теории пигмеи – самы примитивные народы.

Понятия диффузионистов.

1.Круг народов. Народы, живущие в одинаковых климатических условиях имеют одинаковый уровень развития культуры.

2.Культурный ареал. Географическая зона, где сосуществуют народы, близкие в культ. отношении. Кребер в 1904 году в статье "Типы индейской культуры в Калифорнии" показывает на карте ареалы, где живут индейцы. Ареал – это инструмент, выделяющий народы, схожие по культуре. В Америке в 10-20 годах 20 в. решается вопрос о свободе выбора перспектив развития культуры. Окружающая среда теперь не доминирующий фактор. Нет фактора, однозначно определяющего развитие культуры. Выбор осуществляется случайным образом.

Вывод: диффузионизм как направление культуры делел ставку на изучение вопроса пространственного перемещения культуры и принципиально отказывался от поиска общих законов развития к.


27. Функционализм как направление исследования культуры. Методологические принципы исследования культуры А. Радклифф-Брауна.

Культура – это система. Она состоит из элементов и связей между ними. Следовательно, культура исследуется с точки зрения тех функций, которые осуществляют отдельные элементы культуры. Ф-ия – это исполнение чего-либо. Не просто выделяются элементы культуры, но и показывается, как они работают (как один элемент культуры влияет на работу другого элемента – идет сравнение культуры с человеческим телом, так как тело – совокупность органов, систем).

О. Кант и Г. Спенсер изучали культуру с точки зрения функции- "позитивизм"

Конец 19 в – становление функционализма во Франции и Великобритании. А также появление социальной антропологии – изучение культуры на основе функционального подхода.

Радклифф-Браун.

Основовположник английской социальной антропологии.

С точки зрения англичан, культура – это саморегулирующая система, состоящая из тесно связанных и взаимозависимых элементов.Изучение культуры подразумевает выявление тех функций, которые выполняют отдельные элементы культуры по отношению друг к другу и к культуре в целом. Р-Б отрицательно относитися к теориям эволюции (т.к. они не имеют научной подоплеки).

2 метода изучения культуры Р-Б

1.Исторический.

Позволяет проследить развитие конктреного института во времени. Крайне не надежен, т.к. невозможно проверить сведения, представленные информаторами. (например происхождение обрядов.).Нельзя вывести никаких закономерностей.

2.Индуктивный

В рамках индуктивного метода любое проявление культуры надо рассматривать как проявление некой закономерности. Конктретное проявление культуры – частный случай правила. Научное познание культуры требует приведения в единство всех обычаев, обрядов и элементов культуры. Во многом под влиянием Дюргейма, Р-Б связывал существование отдельных элементов культуры с необходимостью интеграции социальной системы. Ядро культуры – обычаи. Религиозный обычай – мощный способ интеграции между людьми.

Р-Б проводил сравнительный анализ культур. Цель - найти общее содержание, закономерности. Разработал аппарат терминов антропологии (соц структура, расстановка людей в соц системе, соц организация)

Вывод: Важное влияние на Р-Б оказал Дюргейм.Для антропологии фажны соц. факты. Явления культуры следует описывать как вещи, живущие по объективным законам, отказываться от причинных объяснений культуры. Следует изучать функционирование конкретного элемента культуры.

 


28. Функциональный метод исследования культуры в работах Б. Малиновского.
Функциональная теория предстает в наиболее развернутом законченном виде. Для М культура – это целостная система. Любое культурное явление связано с другими. Непозволительно вырвать определенное явление культуры из последовательности. М требовал привязки описаний явлений культуры к целостному понятию культуры. Несмотря на разнообразие культур они сравнимы и сопоставимы друг с другом.

М говорит о необходимости метода включенного наблюдение в антропологии. Т.е ученый должен не просто описывать явление извне, но еще становиться частью этой культуры (знать язык, жить традициями этой культуры и т.д.). В английской антропологии имперический материал добывается методом включенного наблюдения. Предмет изучения – только живые культуры. В основе функционального метода М лежит принцип заимствования у Дюргейма: "В каждом типе цивилизаций каждый обычай, вещь, идея выполняют определенную жизненную функцию, направленную на решение определенной задачи, представляют собой незаменимую часть общего целого". – ПОСТУЛАТ универсальной функциональности. Для М явления культуры надо изучать исходя из той цели, ради которой эти явления работают, служат. Культ. выводится из человеческих потребностей. А в основе возникновения различных явлений культуры лежат конкретные потребности. Культуры разнообразны, поэтому у людей разные потребности.

2 вида потребностей:

1. базовые

2. вторичные.

Базовые связаны с естественной средой обитания человека (необходимость питаться, одеваться). Вторичные – культурные (желание выговориться).

В ходе реализации естественных потребностей возникают вторичные вызванные факттом существования культуры. Когда ученый изучает явления культуры, он должен понять потребность, зачем это явление существует. Укльтура – это усиление человеческой анатомии, культура усиливает человеческую слабость. М изучает вопрос о механизмах развития культуры. Колонии, в которых он жил(ближе к Европе) быстро менялись. Развитие культуры происходит в рамках социальной жизни. Понятие культуры связано с изложением функционирования общества в целом. Соц институт – более широкое понятие. Понятие культурного обмена – в контексте соц жизни в целом, не только культуры. Откультурация – 2 культуры сталкиваются непосредственно лицим к лицу.

Тробрианские острова – место, где М получил наибольшую часть опыта. Религия как ядро культуры выполняет определенные биологические функции. Разворачивается на основе набора первичных потребностей. По сути, религия – средство поддержания жизни конкретного человека и человечества в целом. Религиозная обрядность, погребальный обряд наиболее характерен для проявления религиозной жизни. Когда человек умирает, приобрианцы выставляют труп на несколько дней на палящее солнце. Из трупа вытекает жидкость, потом тробрианцы съедают труп. Это не приносит удовольствие. Для М смысл траурных церемоний – тяжелые психологические переживания. Этот обряд вытесняет психологические переживания физическими (отравление трупом).

М изучал обряды инициации (посвящения). Сохранялась функция сокрализации традиций. Сокральный смысл – сверхъестественная значимость.

Тотемизм позволял упорядочить прогматические, избирательные установки человека относительно среды его обитания. Благодаря тотемизму задается направленность человеческих действий для выживания в среде.

Мифы – не являются беспристрастными историями. Они создаются в связи с конктретными случаями в целях прославления определенного круга лиц. Миф не является теорией. Вера в существующий соц порядок – образцы морального религиозного поведения. Прославление тех, кто у власти, прославление определенного события, представление его в сокральном смысле.

Магия – непосредственно связана с умением человека рационально овладевать действительностью. Чем лучше человек понимает последовательность своих действий, тем меньше внимания уделяется магии.

2 вида деятельности тробрианцев

1. с/х

2. ловля рыбы в открытом океане. (наибольшее количество магических обрядов, связанных с довлей рыбы – 21 шт).

земледелия – 2 обряда.

Ловля – опасное дело(люди надолго уплывают в океан). Следовательно, контроль человека уменьшается (т.к. мало зависит от человека), поэтому обрядов больше. Магия существует для заполнения тех брешей, которые складываются между человеком и окружающим миром. Магия дает очень большой психологический эффект (человек уверен в своих силах после обряда).

3 основных части магии

1. обряд

2. исполнитель

3. формула запоминания

Функционализм как ведущий метод закрепился в антропологии благодаря Маленовскому. Функционализм привел к возникновению системного подхода.



2015-11-10 1033 Обсуждений (0)
Этапы развития мысли человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития мысли человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1033)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)