Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура Московской Руси



2015-11-10 764 Обсуждений (0)
Культура Московской Руси 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительно яркую и цельную картину. Однако в XII—XIII вв. могущество Киевской Руси при­ходит к упадку. Начинается период феодальной раз­дробленности, который охватывает XII—XV вв. В сере­дине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия па Русь (1237—1240) — около 50, а в XIV веко число их приближалось к 2501. Политически страна напоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращается в конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремится подчеркнуть свой суверенитет. Единое культурное пространство разбива­ется на локальные культурные центры, в которых фор­мируются местные художественные школы (Киев, 11овгород, Владимир и Суздаль, позже Москва и Пе­тербург). На смену культуре Киевской Руси постепен­но приходит культура Московской Руси. В России в это время ведущими являлись три школы: владимиро-суздальская; новгородская; московская.Две другие школы — псковская и строгановская — представляли хотя и самобытное, но не самое выдаю­щееся явление. Из них стоит выделить строгановскую школу как наиболее примечательное художественное образование. Владимиро-суздальская школа. Для зодчества владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи — оду­хотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). ). Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с XII по XVI в. Больше всего новгородская школа прославилась своими иконами (фресками) и церковной архитекту­рой. Памятникам зодчества новгородской школы (Со­фийский собор, 1045—1050; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компакт­ность объемов. Собор Св. Софии (XII в.), собор Анто-ниева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы, в твор­ческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры. Кроме того, появля­ется новое изобретение — иконостас (от икона и грсч. stasis — место стояния), перегородка с иконами и рез­ными дверями, отделяющая алтарную часть от основ­ной части интерьера. В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых боль­ше других прославился Феофан Грек (1340—1405). Вместо с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Москов­ском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; ико­ны) отличаются монументальностью и внутренней силой образов. Московская школа. Дмитрий Донской завершает великое дело объединения русских земель, начатое еще Иваном Калитой, ставшего московским князем в 1325 году. Усилению политического влияния Москвы способствовало также перенесение сюда из Владими­ра в 1325—1326 годах митрополичьей кафедры. С кон­ца XIV века ведущая роль в художественной культуре Древней Руси переходит к Москве. Татаро-монгольское нашествие. Начало москов­ской и продолжение деятельности новгородской худо­жественных школ происходит уже во второй период развития русской культуры, названной выше перио­дом татаро-монгольского завоевания (1242—1480). Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Евро­пой, вместо каменного господствовало деревянное зод­чество, памятники которого выгорали после частых городских пожаров, были утрачены технические навы­ки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия. Важную роль духовного наставника и защитника поры в период татаро-монгольского ига играла Цер­ковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи.

Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость. Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, поя­вились люди, задумывавшиеся о милосердии и спасе­нии. Зодчество. К 1530 году окончательно сложился ар­хитектурный ансамбль Московского Кремля и завер­шился период интенсивного строительства, начатого великим князем Иваном III. Кремль стал одной из са­мых мощных крепостей Европы. Были созданы три обо­ронительных сооружения (каменная стена Китай-горо­да и Белого города, валы и деревянные стены земляного города), окружавшие центр Москвы— Кремль. Это закрепило радиально-кольцевую застройку столицы. Русские архитекторы планировали и строили велико­лепные церковные ансамбли, прежде всего всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образец органичного слияния византийской и азиат­ской культурных традиций. Перестройка Кремля ве­лась с участием итальянских зодчих: в 1475—1479 гг. построен Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти), в 1505—1508 гг. Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор — усыпальницу русских князей и царей, в 1487—1491 гг. построена Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Литература. Объединение местных культур вокруг Москвы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-пуб­лицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной независимости. Усиливается интерес к историческому и культурному прошлому страны, постепенно формиру­ется новая теория — преемственности Московской и Киевской Руси. В литературно-публицистическом па­мятнике XVI веке «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается наследственная связь русских госуда­рей с Византией и Киевской Русью, утверждается, что русские государи ведут свое происхождение от римско­го императора Августа. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые к тому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме».

В составленных в 1392 годуй 1408 году в Москве летописных сводах проводится идея по­литического объединения русских земель, обосновыва­ются исторические права московских князей на главен­ство в этом процессе. В середине XV века в Москве был составлен первый «Русский хронограф» В XVI веке появляются новые многотомные ле­тописные своды. Оживление культурных связей с другими страна­ми мира в постмонгольский период привело к разви­тию жанра путевых очерков, так называемых древ­нерусских хождений (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начало XII в.). Для устного народного творчества этого периода характерны былины, исторические песни, сказки, пословицы.



2015-11-10 764 Обсуждений (0)
Культура Московской Руси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура Московской Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)