Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социкультурные системы П. Сорокина



2015-11-10 1413 Обсуждений (0)
Социкультурные системы П. Сорокина 0.00 из 5.00 0 оценок




Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — основоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941).

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры».

Все культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности». Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях».

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю).

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры и раннее европейское Возрождение.

Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

 

4. Психологические направления в культурологи (Юнг)

"Коллективное бессознательное" К. Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. Архетипы "коллективного бессознательного" — познавательные модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали человека и являются в определенной степени источником мифологии.К. Юнг уделил значительное место анализу проблемы "Мышление и культура". Этому вопросу посвящены работы "Психология и религия" и "Психология и Восток". Согласно его воззрениям, есть два типа мышления — логическое и интуитивное. Первому отдавала приоритет европейская (западная) культурная традиция. В развитии этого типа мышления К. Юнг решающую роль отводил такому феномену культуры средневековой Европы, как схоластика, подготовившему категориальный аппарат науки.

В традиционных обществах логическое мышление развито слабее. Здесь (в том числе в странах Востока и Индии) мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, как этому обучают в Европе, а в виде потока образов. Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного во вне, на внешний мир, то, например, Индия является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания, предназначенного на приспособление к коллективному бессознательному. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии.

Согласно положениям его теории, человеческая психика представляет собой целостное (равновесное) динамическое единство сознательных и бессознательных процессов. В традиционных культурах высоко ценят опыт сновидений, видений, галлюцинаций и ритуалов с экстатической составляющей. Они дают возможность вступить в контакт с "коллективным бессознательным" и удерживать равновесие сознательного и бессознательного.

Аналитическая концепция культуры К. Юнга является оригинальной теорией культур. Во многом она служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур. Важнейшим ее положением было раскрытие категории "коллективного бессознательного" как наследуемой структуры психического, развивавшейся в течение сотен тысяч лет. Коллективное бессознательное представляет собой "совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал.Подход Юнг к к-ре явл. психологическим. Он рассм. психологию как средство, кот. сближает науку и религию, что открывает новый путь к познанию смысла жизни и к-ры. Юнг занимался проблемами психич. здоровья личности и пришел к выводу, что корни всех психич. расстройств лежат в сфере соц.-культурных процессов. Эти процессы положили в основу жизни жизненную силу, от которой зависит всё происходящее с организмом. В центре концепции Юнга - понятие «коллективного -бессознательного» (К-Б) – оно идентично у всех людей, т.о. каждый чел-к имеет одинаковое душевное основание, кот. передается по наследству и на кот. строится вся психич. жизнь чел-ка. Содержанием К-Б-го явл. архетипы – это осадок от первичного душевного опыта чел-ка, это не образ и не понятие, а глубинное фундаментальное переживание чел. психики. Архетип – психич. первосмысл в чистом виде, который организует и направляет жизнь нашей души.

Юнг сравнивал архетипы с осями кристаллической структуры, на кот. растет кристалл. Архетипы первоначально выражались в мифах, в сказках, религиях,искусстве. в мифе чел-к стремится восстановить единство с природой и гармонизировать свою духовную жизнь.

С развитием общ-ва и к-ры углубляется связь между обществом и бессознательным. Нарастает напряжение психологич. жизни. Обособление созн-го и бессозн-го приводит к нарушению психологич. равновесия. Если сознание не принимает образ архетипов и если символическая передача становится невозможной, то архетипы могут вторгаться в к-ру в самых примитивных формах. Вторжение К-Б ведет к индивидуальным и массовым психозам. Чел-к должен не игнорировать бессозн-ое, а найти для них адекватное выражение, т.к. это необходимо, чтобы обезопасить чел-ка от встречи с собственными душевними силами.

Юнг счит., что к-ра и общ-во должны помочь чел-ку справится со своими духовными силами. Поэтому к-ра и общ-во должны развивать символич. формы, чтобы чел-к смог контролировать свою духовную жизнь. Бессозн-ное должно не подавляться сознанием, а вступать в диалог, стремясь обеспечить целостность чел-кой личности, но этот диалог утрачивается с развитием цивилизации, т.к. жизнь рационализируется, а чел-к остается прежним. Прежний символич. мир рушится, а совр. к-ра потеряла возможность к выражению бессозн-го начала в чел-ке. Наступает символич. нищета и чел-к теряет контроль над своими духовными процессами.

По Юнгу, все совр. потрясения в общ-ве из-за того, что к-ра и общ-во потеряли контроль над архетипами. Евр. общ-во должно измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души.



2015-11-10 1413 Обсуждений (0)
Социкультурные системы П. Сорокина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социкультурные системы П. Сорокина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)