Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

I. Культурология как наука




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические документы

Для студентов всех специальностей

И всех форм обучения

 

Www.mgutm.ru

Москва – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
Введение
Рабочая программа
Планы семинарских занятий
Тематика контрольных работ
Тематика рефератов
Вопросы для повторения и зачета
Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические документы по культурологии включают рабочую программу, планы семинарских занятий, тематику рефератов, тематику контрольных работ для студентов заочной формы обучения, вопросы для повторения и зачета.

Расчет часов семинарских занятий дан по учебному плану дневного факультета. Для студентов вечерней и заочной форм обучения преподаватель корректирует часы и темы занятий и сообщает студентам.

Тематика контрольных работ предназначена для студентов заочной формы обучения. Изучение культурологии предусматривает одну форму отчетности (зачет, одна контрольная работа). Выбор темы контрольной работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки (например: № 895-ЭП-99 соответствуют № 5 и № 15, выбирается одна из них).

Объем работы – 12 листов ученической тетради. В тематике контрольных работ указаны вопросы плана. Литература к контрольным работам соответствует списку литературы к планам семинарских занятий. Ответы на вопросы плана должны включать знания всей прочитанной и изученной Вами литературы. (Конспекты источников не требуются). Изложение каждого вопроса необходимо выделять в тексте в соответствии с планом контрольной работы. Старайтесь излагать материал логично, ясно, конкретно. Контрольную работу следует писать разборчивым почерком, оставляя поля для замечаний рецензента. В конце работы напишите список использованной литературы. Не забудьте поставить свою подпись и дату выполнения работы.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

I. Культурология как наука. Культура как специфически человеческий мир. Многообразие мира культуры как выражение принципиальной незавершенности и открытости бытия человека. Причины появления культурологии как междисциплинарной науки о культуре. Интеграция различных традиций исследования культуры: антропологии, истории, философии, этнографии, психологии, лингвистики. Предмет культурологии: культура как целое, закономерности ее функционирования и развития. Специфика гуманитарного знания. Уровни обобщения в культурологии. Фундаментальная и прикладная культурология. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Философия культуры и культурная антропология.



II. Методология исследования культуры. Многообразие методов культурологического исследования как отражение социально-интегративного, ценностно-нормативного, регулятивно-коммуникативного и социально-воспроизводственного аспектов культуры. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Психоаналитическое направление в культурологии (З. Фрейд, К.-Г. Юнг). Естественноисторическое направление в исследовании культуры: сущность концепции Л. Уайта. Структурно-семиотические исследования культуры (Э. Кассирер, К.-Леви Стросс, Ю. Лотман, Р. Барт).

III. Сущность и система культуры в аксиологическом аспекте. Понятие ценностей. Ценностная природа культуры. Ценности и нормы. Классификация и иерархия ценностей. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «профанное». Система культуры как ценностно-нормативное основание социальной жизни. Уровни и виды культуры: специализированная и повседневная, элитарная и массовая.

IV. Культура как знаково-символическая система. Языки культуры. Естественный язык как знаковый способ фиксации, хранения, переработки и передачи культурной информации. Классификация языков. Понятие культурного кода. Сущность и виды знаков. Семиотика как общая теория знаков. Знак и символ. Символичность культуры. Культура как текст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. Символическое поведение человека. Проблема понимания во внутри- и межкультурной коммуникации.

V. Субъекты культуры. Понятие субъекта культуры. Понятие «народ» в культурологии. Народ как субъект культуры. Народ и «масса». Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей. Понятия «интеллигенция», «интеллигентность», «культурная элита». Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей. Проблемы коммуникации субъектов разных культур.

VI. Миф и религия в системе ценностей культуры. Миф как исторически первая форма осмысления мира. Синкретизм мифа. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке. Сущность религии. Культ и культура. Роль религии в генезисе мира культуры. Типы религий: племенные, национальные, мировые; «теистические» и «нетеистические». Религия и мораль. Религиозное сознание в культурной жизни XX века.

VII. Мораль как гуманистическое основание культуры. Понятие морали. Этика как наука о морали. Мораль и нравственность. Структура нравственного сознания. Добро и зло как исходные понятия. Самодостаточность и универсальность моральных принципов. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: карциссизм, агрессивность, лицемерие. Уровни функционирования морали: личностный, социально-групповой и общечеловеческий. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке.

VIII. Наука и техника в системе культуры. Наука как вид деятельности и социальный институт. Проблема генезиса науки. Нетождественность путей развития науки и культуры в целом. Гносеологические и аксиологические аспекты науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность современного ученого. Понятие техники. Логика развития техники. Сущность современной научно-технической революции. Массовая коммуникация и информация. Сближение миров и ослабление межличностных связей. Омассовление культуры через мировые стереотипы (Г. Мак-Люэн). Проблема гуманизации науки и техники. Необходимость гуманитаризации системы образования.

IX. Искусство в системе культуры. Сущность эстетического освоения человеком мира. Формы эстетического освоения мира. Понятие искусства. Виды искусства. Художественный образ и научное понятие. Эстетическая культура и наука. Искусство и мораль. Понятие художественного сознания, его формы: реализм и символизм, классицизм и модернизм. Влияние социальных преобразований, науки и техники на формирование нового типа художественного сознания XX в. Постмодернизм как явление современной культуры.

X. Культура и природа. Культура как форма приспособления общества к природе и преобразования ее. Образы природы в истории культурного развития человечества. Социокультурная обусловленность современного экологического кризиса. Современное экологическое сознание. Необходимость отказа от классического антропоцентризма. Экологическая культура и пути решения экологической проблемы. Природа как ценность культуры.

XI. Человек в мире культуры. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и ценностный мир личности. Проблема личностной культурной идентификации (М. Мид, Р. Бенедикт). Культура индивида как самосознание и самообразование. Предельные вопросы бытия и их ритуализация в культуре. Любовь, человеческая телесность и эрос в контексте разных культур. Модели культурного человека и их эволюция.

XII. Социодинамика культуры. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь. Социодинамика культуры: миро- и макроуровни. Основные типы культурных процессов: генезис, распространение, функционирование, трансляция и эволюция культурных ценностей, социокультурная коммуникация. Социокультурное противоречие как источник динамики культуры. Традиции и инновации; культурные реформы и революции. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.

XIII. Межкультурное взаимодействие. Понятия коммуникации и общения. Виды и средства коммуникации и общения. Междукультурное взаимодействие и его типы. Культурные конвенции. Культурные перцепции, их механизмы, виды и влияние на междукультурное общение и взаимодействие. Культурная перцепция и национальные отношения. Культурный релятивизм и этноцентризм.

XIV. Типология культур. Многообразие типологий культур как отражение ее полифункциональности и соотнесенности с социальными структурами. Историческая типология культур: формационный и цивилизационный подходы. Региональная типология культур: Запад – Россия – Восток. Социальная солидарность как основание типологии: кровнородственная, этническая и национальная культуры. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева. Религиозный критерий типологии: христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский типы культур. Культура и социальная структура общества: субкультуры и профессиональный тип культуры. Молодежная субкультура. Массовая культура как интернациональное явление в культуре XX века.

XV. Проблема Запад – Россия – Восток в культурологическом аспекте. Понятие «Запад» в социокультурном контексте. Формирование системы ценностей западно-европейского типа культуры. Личность и свобода как ее доминанты. Крушение европоцентризма. Восточный тип культуры: традиционализм и стабильность. Специфика и особенности динамики русской культуры. Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России. Цели и содержание российской культурной политики.

XVI. Культура и формирование глобальной цивилизации. Возникновение и эволюция понятия «цивилизация». Проблема соотношения цивилизации и культуры. Понимание цивилизации в циклической концепции О. Тоффлера. Цивилизации как стадии развития человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс). Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии в развитии культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Цивилизация как социально-культурное образование. Роль культуры в динамике цивилизаций. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Формирование единой мировой глобальной цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

I. Культурология как наука.

1. Культура как специфически человеческий мир: общая характеристика.

2. Причины появления культурологии как междисциплинарной науки о культуре.

3. Предмет культурологии. Философия культуры и культурная антропология.

4. Структура культурологического знания. Фундаментальная и прикладная культурология.

Литература:

1. Белик Н.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. – М., 1998. С 4-17.

2. Белый А. Философия культуры // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1987. – М., 1987.

3. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 5-61; 228-247.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998. Ч. I, гл. 1.

6. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Мир философии. – В 2-х ч. – М., 1991. Ч. II.

7. Селиверстов В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000. С. 7-87; 119-124.





Читайте также:

V 1: Культурология как наука. Предмет и специфика культурологи. Современные школы и концепции культурологии
V1: Культурология как наука. Понятие, сущность, формы и функции культуры.
Введение. Культурология- как область гуманитарного знания
ГЛАВА 6. КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТРАДИЦИОННЫЙ И НАУЧНЫЙ ИСТОРИЗМ
ГЛАВА 7. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Историческая культурология
Историческая культурология
КОМПОЗИЦИЯ КАК НАУКА. ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ
Конфликтология как наука.






Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)